[РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ от 28.03.2003] О признании частично не соответствующим федеральному законодательству и недействующим приложения n 2 Тарифы на электрическую энергию к постановлению Региональной энергетической комиссии Волгоградской области от 26.07.02 n 16/1.

РЕШЕНИЕ
от 28 марта 2003 года
Дело N А12-10867/02-С37
(извлечение)
Арбитражный суд Волгоградской области, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению гаражного кооператива "Волга" к Региональной энергетической комиссии Волгоградской области о признании недействующим нормативного правового акта,
установил:
гаражный кооператив "Волга" обратился в суд с указанным выше заявлением и просит признать недействующим приложение N 2 "Тарифы на электрическую энергию" к постановлению Региональной энергетической комиссии Волгоградской области от 26.07.02 N 16/1 в части исключения гаражных и гаражно-строительных кооперативов из группы потребителей N 5 "Население".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 13.11.02 в удовлетворении заявления отказано. Отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что исключение гаражных кооперативов из группы потребителей "Население" произведено в соответствии с нормами действующего законодательства.
Постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 04.02.03 решение арбитражного суда от 13.11.02 отменено ввиду несоответствия выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам. При этом в постановлении кассационной инстанции указано, что суд первой инстанции должен был проверить оспариваемое приложение в полном объеме с учетом всех доводов заявителя, что фактически сделано не было.
В судебном заседании при рассмотрении дела по существу заявитель поддержал требования, изложенные в заявлении, уточнив, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит пункту 13 Методических указаний о порядке расчета тарифов на электрическую и тепловую энергию на потребительском рынке, статье 25 Основ ценообразования на тепловую и электрическую энергию в Российской Федерации (далее - Основы ценообразования), статьям 5, 12 Федерального закона от 14.04.95 "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию".
Представитель РЭК Волгоградской области не согласился с заявлением гаражного кооператива "Волга", указывая при этом на то, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью соответствует требованиям норм действующего законодательства, при этом каких-либо нарушений допущено не было. РЭК Волгоградской области действовала исключительно в пределах предоставленных ей полномочий, в связи с чем просит отказать в удовлетворении заявления.
Определением суда от 24.03.03 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Минюста России по Волгоградской области.
Представитель третьего лица полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в соответствии с нормами действующего законодательства, поэтому не усматривается каких-либо оснований для признания его недействующим.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В судебном заседании установлено, что 26.07.02 РЭК Волгоградской области принято постановление N 16/1 "О тарифах на электрическую и тепловую энергию". Приложение N 2 к данному постановлению устанавливает тарифы на электрическую энергию для населения. В это приложение не включены гаражные и гаражно-строительные кооперативы.
В соответствии с пунктом 25 Основ ценообразования (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.02 N 226) тарифы (цены) на электрическую и тепловую энергию дифференцируются по группам потребителей (покупателей), исходя из:
1) объемов потребления электрической и тепловой энергии;
2) режима использования потребителями электрической мощности;
3) категории надежности энергоснабжения.
Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации утверждает критерии формирования групп потребителей и методические указания, определяющие особенности расчета тарифов (цен) для указанных групп.
Как усматривается из материалов дела, до 01.03.02 гаражные и гаражно-строительные кооперативы оплачивали потребленную электроэнергию по стоимости, установленной для группы потребителей "Население", подгруппа "ЖЭО, кондоминиумы, жилищно-строительные, дачные, гаражные, гаражно-строительные кооперативы, садоводческие товарищества".
В соответствии с частью 2 статьи 5, статьей 12 Основ ценообразования региональные энергетические комиссии субъектов Российской Федерации определяют вопросы государственного регулирования тарифов на территории субъектов Российской Федерации.
До принятия Основ ценообразования действовали утвержденные постановлением ФЭК России Методические указания о порядке расчета тарифов на электро- и тепловую энергию на потребительском рынке.
Пунктами 12 - 14 этих указаний предусмотрено, что до утверждения ФЭК России Порядка применения тарифов на электро- и теплоэнергию РЭК необходимо распределять потребителей электроэнергии по группам в соответствии с утвержденной в установленном порядке формой отраслевой статистической отчетности N 46-с "Полезный отпуск тепловой и электрической энергии".
На момент принятия обжалуемого нормативного правового акта - Основ ценообразования на электрическую и тепловую энергию - критериев формирования групп ФЭК России установлено не было.
Таким образом, на 26.07.02 действовал прежний порядок установления тарифов (классификация потребителей на группы по форме 46-с). Из данной формы усматривается, что потребители делились на группы: промышленные, непромышленные, население... При этом в группу потребителей "Население" включались гаражные и гаражно-строительные кооперативы.
Отмена актов Роскомцен и Правил пользования электрической энергией не может являться основанием для изменения групповой принадлежности потребителей, поскольку в установленной ранее классификации потребителей на группы и подгруппы каких-либо изменений не произошло.
Более того, региональным энергетическим комиссиям субъектов Российской Федерации не предоставлено право изменять групповую принадлежность потребителей, не предоставлено право приводить классификацию в соответствие с законодательством.
Таким образом, РЭК Волгоградской области не имела полномочий исключать, то есть изменять групповую принадлежность гаражных и гаражно-строительных кооперативов.
Наряду с этим гаражные кооперативы являются некоммерческими организациями.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации создаются для удовлетворения социальных и иных потребностей граждан. При этом их правовое положение в вопросах налогообложения на основании статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации приравнено к жилищным кооперативам и садоводческим обществам.
Невключение РЭК Волгоградской области гаражных и гаражно-строительных кооперативов в группу "Население" свидетельствует об их отнесении к группе промышленности.
Однако в соответствии с постановлением ФЭК России от 31.07.02 N 49-Э/7 "О рассмотрении разногласий, связанных с государственным регулированием тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации между РЭК Пензенской области и ОАО "Пензаэнерго" при установлении минимальных тарифов на тепловую энергию гаражно-строительные кооперативы приравнены к жилищным организациям и жилищно-строительным кооперативам.
В статье 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" определен порядок установления предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию, в том числе и для населения. Таким образом, группы потребителей не зависят от того, какую энергию они потребляют: тепловую или электрическую.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права и законные интересы гаражного кооператива "Волга" и его членов, противоречит статье 25 Основ ценообразования, статьям 5, 12 Федерального закона от 14.04.95 "О государственном регулировании тарифов на тепловую и электрическую энергию", суд считает необходимым признать его недействующим.
Суд
решил:
признать приложение N 2 "Тарифы на электрическую энергию", установленное постановлением Региональной энергетической комиссии Волгоградской области от 26.07.02 N 16/1, не соответствующим статье 25 Основ ценообразования на тепловую и электрическую энергию в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.02 N 226), статьям 5, 12 Федерального закона от 14.04.95 "О государственном регулировании тарифов на тепловую и электрическую энергию".
Признать недействующим приложение N 2 "Тарифы на электрическую энергию", установленное постановлением Региональной энергетической комиссии Волгоградской области от 26.07.02 N 16/1, в части исключения гаражных и гаражно-строительных кооперативов из группы потребителей N 5 "Население".
Выдать гаражному кооперативу "Волга" справку на возврат уплаченной государственной пошлины в размере 1000 рублей.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 58-Г03-6 от 28.03.2003 Включение в число источников формирования внебюджетного фонда процентов, получаемых по депозитным вкладам временно свободных средств внебюджетных фондов, противоречит федеральному законодательству, поскольку представляют собой доходы от использования государственного или муниципального имущества, которые как собственные неналоговые доходы подлежат зачислению в соответствующий бюджет.  »
Общая судебная практика »
Читайте также