ИНФОРМАЦИЯ (В. Ткачев) (Российская юстиция, 2003, n 4) От Кодекса чести судьи к Кодексу судейской этики

Работа над проектом Кодекса судейской этики началась с принятия постановления Президиума Совета судей от 26 июля 2002 г., в котором отмечалось, что ст. 12.1 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей), в редакции Закона от 15 декабря 2001 г., имеет ссылку не на Кодекс чести, а на Кодекс судейской этики и при этом устанавливает порядок принятия (утверждения) такого Кодекса.
При подготовке проекта мы, члены комиссии Совета Судей РФ по вопросам совершенствования Закона о статусе судей, которой было поручена эта работа, обратились к литературе, освещающей эту тему, и обнаружили, что вопросы профессиональной этики судьи не являются для России чем-то новым, внесенным в наше общество западными ветрами перемен в последнее десятилетие.
Со времен Судебной реформы 1864 года проблемы судебной этики постоянно привлекали внимание отечественных правоведов, философов и социологов. Прежде всего это вдохновители и творцы судебной реформы С.И. Зарудный, Д.А. Равинский и Н.А. Буцковский, а также ведущие российские юристы А.Ф. Кони, И.Я. Фойницкий, М.С. Строгович и др.
Первые кодифицированные правила судебной этики сформулированы в России Законом от 20 мая 1885 г. Этим Законом были объявлены недостойными звания судьи все предосудительные и несогласные с нравственностью поступки. Нравственные условия, указанные в Законе, слагались из нравственных качеств личности, необходимых для поступления на судебную службу и исполнения судебной должности.
Для подготовки проекта мы обратились и к современной литературе на тему судебной этики. Хотелось бы особо отметить книгу, которая издана в 2002 году Российской академией правосудия коллективом авторов под редакцией профессора Н. Радутной, "Этика судьи". В этой работе широко освещены современные этические аспекты профессиональной деятельности судьи на основе анализа как российского, так и международного (европейского) опыта формирования и кодификации этических норм поведения судей.
Этапным событием в разработке проблем судейской этики в современной России стало принятие 24 октября 1991 г. Концепции судебной реформы в Российской Федерации.
21 октября 1993 г. Советом судей РФ был принят одобренный II Всероссийским съездом судей Кодекс чести судьи Российской Федерации. Кодекс наряду с Законом о статусе судей 1992 года коренным образом изменил ситуацию в российской судейской корпорации. При этом если Закон о статусе судей определил правовой статус российских судей, то Кодекс чести определил их нравственный статус.
Вобрав в себя многие положения, регламентирующие профессиональную этику судей в государствах, имеющих развитые правовые системы, Кодекс чести вместе с тем полностью учел национальную специфику, отечественные общественно-политические реалии, в которых предстояло в начале 90-х годов развивать независимую судебную власть.
Прошедшие годы показали, что Кодекс чести стал одним из основных нормативных актов, определяющих статус российских судей и правила их поведения в профессиональной и во внеслужебной деятельности.
Практическая ценность Кодекса чести неоднократно подтверждалась при его применении советами судей, а также квалификационными коллегиями судей. Важную роль он сыграл при формировании таких правил поведения судей, которые соответствуют преобразованиям, происходящим в настоящее время в нашем обществе. Может быть, благодаря Кодексу чести прижилось в России обращение к судье "Ваша честь!".
Девять лет активных преобразований судебной власти не могли не внести коррективы в действующее законодательство о статусе судей и в непосредственно связанный с этим законодательством Кодекс чести.
В 2001 году заметно активизировалась законодательная деятельность, связанная с нормативным урегулированием статуса судей. Вступили в силу Федеральные законы "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (17 декабря 2001 г.) и "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (19 марта 2002 г.). Оба законодательных акта имеют прямое отношение к вопросам совершенствования нормативных актов, регламентирующих этическое поведение судей, в связи с чем возникла необходимость привести в соответствие с новыми реалиями и Кодекс чести.
В октябре 2002 г. комиссией Совета судей РФ по вопросам совершенствования Закона о статусе судей был подготовлен первоначальный проект Кодекса судейской этики, после чего данный проект был направлен для изучения всем членам Совета судей РФ. Члены Совета судей организовали обсуждение проекта в региональных советах судей и на собраниях (совещаниях) судей. Предложения и поправки к проекту Кодекса, подготовленные членами президиума Совета судей РФ В.В. Демидовым, А.П. Серковым, А.А. Шаймердяновым, Председателем Высшей квалификационной коллегии судей РФ В.В. Кузнецовым, членом ВККС В.Т. Горобцом, заместителем председателя Саратовского областного суда Р.Е. Волосатых, оказали большое влияние на подготовку окончательной редакции проекта Кодекса судейской этики.
Большая организационная работа по обсуждению проекта проведена председателем Совета судей РФ Ю.И. Сидоренко и президиумом Совета судей РФ. В декабре 2002 г. проект Кодекса судейской этики рассматривался на заседании Совета при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия под председательством В.А. Туманова.
Вся эта предварительная работа способствовала подготовке проекта с привлечением достаточно большого круга лиц, действительно заинтересованных в совершенствовании законодательства о статусе судей. Окончательная редакция представленного в этом номере проекта Кодекса судейской этики, с учетом поступивших поправок и замечаний, была обсуждена и принята на пленарном заседании Совета судей РФ.
Замечу, что при подготовке проекта были приняты во внимание и Общие принципы служебного поведения государственных служащих, утвержденные Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. Учитывая значимость общепризнанных принципов и норм международного права, при подготовке проекта были использованы: Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов, принятые VII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 6 сентября 1985 г.; Рекомендация R (94) 12 Комитета Министров государств - членов Совета Европы по независимости, эффективности и роли судей, принятая 13 октября 1994 г.
Зарубежный опыт и прежде всего опыт работы Американской ассоциации юристов также был использован при подготовке проекта Кодекса судейской этики, в частности отдельные положения Модельного кодекса Американской ассоциации юристов и Профессионального кодекса американского судьи.
Структурно проект Кодекса судейской этики включает четыре группы требований, предъявляемых к судье. Эти четыре группы составляют четыре главы Кодекса.
Первая глава проекта содержит общие требования, предъявляемые к судье. Статья 1 указывает на обязанность судьи руководствоваться не только Конституцией РФ и другими законами, но и общепринятыми нормами нравственности и правилами поведения. Это положение своими истоками исходит из российского Закона от 20 мая 1885 г., а в редакции, изложенной в проекте, было закреплено в Кодексе чести российского судьи 1993 года. Данное положение подтверждено практикой применения Кодекса чести. Статья 1 проекта в целом ориентирована на создание у граждан образа судьи, осуществляющего правосудие в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями.
Статья 2 содержит общее требование, касающееся соотношения профессиональной деятельности судьи с иной его деятельностью, акцентируя приоритетное значение исполнения судьей своих профессиональных обязанностей. Совмещение судьей нескольких видов занятий может оказать существенное влияние на качество выполнения им своих должностных обязанностей, поэтому он должен правильно определить здесь свои приоритеты.
Положение, установленное в ст. 2 проекта, развивается в ст. 3 требованием поддержания авторитета судебной власти и высокого звания судьи.
Вторая глава проекта определяет правила поведения судьи при осуществлении профессиональной деятельности.
Статья 4 содержит общие обязанности при осуществлении правосудия, а ст. ст. 5 - 8 - ряд специальных норм, устанавливающих определенные запреты и обязанности. Так, ст. 5 указывает на недопустимость разглашения информации, полученной при осуществлении правосудия, ст. ст. 6 и 7 определяют правила поведения при отношениях с представителями средств массовой информации и при исполнении судьей иных (помимо тех, которые связаны с осуществлением правосудия) служебных обязанностей; ст. 8 указывает на обязанность судьи поддерживать свою квалификацию на высоком уровне, необходимом для надлежащего исполнения обязанностей по осуществлению правосудия.
Судья как официальное должностное лицо, к которому предъявляются соответствующие требования, обязан в своей практической работе исходить из системы общепринятых основополагающих принципов, закрепленных в Конституции РФ и в важнейших международных документах, гарантирующих основные права человека. Из этих принципов вытекают конкретные требования к поведению судьи, его отношению к сторонам процесса и к предмету судебного рассмотрения.
Третья глава проекта Кодекса определяет правила поведения во внеслужебной деятельности. Первая статья этой главы (ст. 9 проекта) содержит общие требования, а последующие статьи (10 и 11) определяют особенные правила поведения, а именно: ст. 10 - особенности поведения судьи при реализации права на свободу самовыражения и свободу объединения; ст. 11 - особенности поведения судьи при осуществлении преподавательской и лекционной деятельности.
Четвертая глава проекта посвящена вопросам ответственности судей за нарушение требований Кодекса судейской этики. Статья 12 констатирует возможность несения ответственности не только в случаях нарушения норм Закона о статусе судей, но и положений Кодекса судейской этики. Статья 13 содержит общие формулировки относительно порядка привлечения судей к дисциплинарной ответственности.
Несмотря на отдельные возражения против включения в проект статей об ответственности судей, следует, видимо, признать обоснованным наличие соответствующих положений в будущем Кодексе судейской этики, как это имеет место в действующем Кодексе чести. Несоблюдение этических требований при определенных условиях может караться мерами дисциплинарной ответственности, механизмы применения которой, естественно, должны быть детально определены.
Статья 14 проекта устанавливает пределы действия Кодекса судейской этики.
В чем же отличие предлагаемого проекта от действующего Кодекса чести судьи? Несмотря на то что, как уже отмечалось, в основу проекта Кодекса судейской этики положены уже проверенные практическим опытом нормы Кодекса чести судьи Российской Федерации, между представляемым проектом и Кодексом чести, безусловно, имеются и различия.
Название нового Кодекса дано, как я уже отмечал, в соответствии с новой редакцией Закона о статусе судей. Кодекс чести имел четыре статьи: ст. 1 "Общие требования, предъявляемые к судье", ст. 2 "Правила осуществления профессиональной деятельности судьи", ст. 3 "Внеслужебная деятельность судьи", ст. 4 "Ответственность судьи за нарушение требований Кодекса чести".
Проект Кодекса судейской этики содержит четыре главы, имеющие практически те же наименования, что и четыре статьи Кодекса чести. Таким образом, осуществлено структурное изменение Кодекса с сохранением основного его содержания.
Положения, содержащиеся в каждой статье Кодекса чести, либо приведены в соответствие с новой редакцией Закона о статусе судей, либо детализированы или изменены с учетом накопившегося опыта применения Кодекса чести.
Так, положения, содержащиеся в ст. 1 Кодекса чести, изложены в главе 1 проекта Кодекса судейской этики, включающей три статьи.
Статья 1 проекта воспроизводит текст п. 1 ст. 1 Кодекса чести со следующими дополнениями и изменениями: а) имеющаяся в Кодексе чести ссылка на Конституцию дополнена текстом "Российской Федерации", поскольку в Российской Федерации свои конституции имеет и ряд субъектов Федерации, а этими конституциями судьи Российской Федерации руководствоваться не обязаны; б) имеющийся в Кодексе чести текст "Другими законодательными актами" заменен словами "другими законами", поскольку такая формулировка в большей степени соответствует п. 1 ст. 3 Закона о статусе судей, которая гласит: "Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации и другие законы"; в) текст ст. 1 проекта дополнен ссылкой на Закон о статусе судей.
Пункт 1 ст. 3 проекта ("Требования относительно поддержания авторитета судебной власти и высокого звания судьи") воспроизводит текст п. 3 ст. 1 Кодекса чести, однако его первое предложение заменено текстом п. 2 ст. 3 Закона о статусе судей, в большей степени, на наш взгляд, соответствующим изложению требования относительно поддержания авторитета судебной власти.
Наименование главы 2 проекта соответствует названию ст. 2 Кодекса чести с одним лишь уточнением относительно того, что в Кодексе судейской этики речь идет именно о правилах поведения, а не о правилах осуществления профессиональной деятельности судьи, которые устанавливаются судоустройственными и судопроизводственными законами.
Пункт 1 ст. 4 проекта содержит положение, отсутствующее в Кодексе чести. Текст п. 1 ст. 4 основан на соответствующем положении Конституции РФ (ст. 2) и воспроизводит текст абз. 3 п. 2 Общих принципов служебного поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. Принцип V (пункт 1) Рекомендации R (94) 12 Комитета Министров государств - членов Совета Европы по независимости, эффективности и роли судей также содержит указание на обязанность судей защищать в ходе процессов права и свободы всех лиц.
Первое предложение п. 2 ст. 4 проекта воспроизводит п. 1 ст. 2 Кодекса чести с редакционной поправкой, заключающейся в дополнении словами "со стороны". Текст второго предложения является дополнением к тексту, изложенному в п. 1 ст. 2 Кодекса чести, и этот дополнительный текст основан как на нормах российского процессуального права, так и на положении, закрепленном в Рекомендации R (94) 12 Комитета Министров государств - членов Совета Европы по независимости, эффективности и роли судей (п. 41 "а" объяснительного меморандума).
Текст абз. 2 п. 2 ст. 4 проекта заимствован из Модельного кодекса Американской ассоциации юристов 1990 года, правило 3 "В" (5). Данного положения в действующем Кодексе чести нет.
Пункт 4 ст. 4 проекта воспроизводит п. 4 ст. 2 Кодекса чести с изменениями и дополнениями. В первом предложении изменения и дополнения носят, по сути, редакционный характер: предложение дополнено указанием на обязанность "держаться с достоинством" и определение относительно соответствующих лиц (изложенное

[РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n ГКПИ03-139 от 26.03.2003] О признании недействующим пункта 2 Письма Минфина России n 51 и Минсоцзащиты России n 1-2359-18 от 29.06.1992 О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей.  »
Общая судебная практика »
Читайте также