ИНФОРМАЦИЯ (Т. Андреева) (Бизнес-адвокат, 2003, n 6) В России появятся арбитражные апелляционные суды

Современная система арбитражных судов в РФ, включающая в себя арбитражные суды трех уровней: арбитражные суды субъектов РФ, федеральные арбитражные суды округов и ВАС РФ, была создана с принятием в 1995 г. Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" N 1-ФКЗ. Все названные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации.
Указанный Закон установил полномочия арбитражных судов каждого уровня. Так, в ст. 36 предусмотрено, что арбитражный суд субъекта Российской Федерации не только рассматривает дела в первой инстанции, но и повторно рассматривает в апелляционной инстанции дела, рассмотренные в этом же суде в первой инстанции.
Тем самым была введена стадия апелляционного производства по всем делам, рассматриваемым арбитражными судами, в порядке которого осуществляется пересмотр судебных актов, не вступивших в законную силу, принятых арбитражными судами субъектов Российской Федерации.
Законодательное закрепление возможности пересмотра дел в порядке апелляционного производства явилось важным шагом на пути реализации Концепции судебной реформы в Российской Федерации и одной из наиболее эффективных ее мер, а нахождение апелляционной инстанции в том же арбитражном суде, где дело рассматривалось в первой инстанции, сыграло в свое время положительную роль в обеспечении доступности правосудия.
Однако система арбитражных судов постоянно развивается, совершенствуется законодательство, определяющее их деятельность.
В целях повышения качества правосудия, эффективности средств судебной защиты нуждается в совершенствовании и организация апелляционного производства. В то время, когда полностью сформированы и занимают устойчивое положение суды кассационной инстанции, функции которых выполняют федеральные арбитражные суды округов, появились условия для дальнейшего развития арбитражных судов, их оптимизации, в том числе для выделения апелляционных инстанций из структуры арбитражных судов субъектов Российской Федерации и создания самостоятельных арбитражных апелляционных судов.
На решение этой задачи направлены проекты федеральных конституционных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации", которые 21 февраля 2003 г. были внесены Президентом РФ в Государственную Думу.
В проекте федерального конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" предусматривается образование до 1 января 2006 г. 20 арбитражных апелляционных судов.
Предполагается, что в каждом судебном округе, на территорию которого распространяется юрисдикция федерального арбитражного суда округа, проверяющего вступившие в законную силу судебные акты в порядке кассационного производства, будет образовано по два арбитражных апелляционных суда.
При этом сохраняется тот же принцип образования арбитражных апелляционных судов, который был использован при образовании арбитражных судов кассационной инстанции, когда юрисдикция апелляционного суда будет распространяться на суды субъектов Российской Федерации, входящие в соответствующий судебный округ.
Принятие предлагаемых изменений и дополнений позволит разграничить полномочия арбитражных судов первой инстанции и апелляционной инстанции.
Такое решение направлено на повышение доверия к суду, обеспечение эффективности судебной защиты.
В соответствии с указанным законопроектом предполагается поэтапное образование арбитражных апелляционных судов. Так, в течение 2003 г. предлагается образовать два апелляционных суда в Московском судебном округе, один из которых должен будет осуществлять проверку решений, принятых Арбитражным судом в городе Москве, другой - Арбитражным судом в Московской области, и один апелляционный суд в Северо - Западном судебном округе, который будет осуществлять проверку решений, принятых арбитражными судами в Калининградской области, Республике Карелия, Мурманской области, городе Санкт - Петербурге и Ленинградской области.
В течение 2004 г. предполагается образование еще 9 апелляционных судов и в 2005 г. - 8 апелляционных судов.
В законопроекте предусмотрено, что места постоянного пребывания каждого арбитражного апелляционного суда будет определять Пленум ВАС РФ. При этом должны учитываться такие обстоятельства, как географическое положений, транспортные связи, возможности обеспечения помещениями вновь образуемых судов, формирования судейского корпуса и кадрового потенциала судов, и другие обстоятельства организационного характера.
Аналогичным образом решались вопросы определения мест постоянного пребывания и судов кассационной инстанции.
Образование арбитражных апелляционных судов не потребует внесения изменений в Арбитражный процессуальный кодекс РФ, поскольку ст. 258 Кодекса предусматривает, что апелляционные жалобы рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации".
В законопроекте предполагается также решить еще один важный вопрос, имеющий значение для обеспечения доступности правосудия. В целях приближения правосудия к месту жительства участвующих в деле лиц, проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом большого количества дел, рассматриваемых арбитражными судами в отдельных местностях, в проекте предполагается образование в составе арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации постоянных судебных присутствий, которые будут расположены вне места постоянного пребывания этих судов.
Образование и деятельность постоянных судебных присутствий позволит обеспечить лицам, участвующим в деле, возможность в более короткий срок добраться до суда, подать исковое заявление и другие документы в суд, принять участие в судебном разбирательстве. При этом потребуются меньшие затраты на судебные издержки, чем в случаях, когда место нахождения суда значительно удалено от места жительства или места нахождения лиц, участвующих в деле.
В настоящее время указанный законопроект находится на рассмотрении в Государственной Думе.
Судья
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
Т.АНДРЕЕВА

[ВОПРОС-ОТВЕТ] Организация - комиссионер, работающая по обычной системе налогообложения, передает на субкомиссию товар организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, для последующей реализации населению за наличный расчет. У кого в данном случае возникает обязанность по исчислению и уплате налога с продаж?  »
Общая судебная практика »
Читайте также