[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n КАС03-78 от 11.03.2003] В удовлетворении заявления о признании частично незаконным Постановления Правительства РФ от 13.08.1996 n 965 О порядке признания граждан инвалидами отказано правомерно, поскольку оспариваемое положение не противоречит требованиям Конвенции о защите прав человека и основных свобод, соответствует федеральному законодательству, прав и охраняемых законом интересов заявителя не нарушает.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 марта 2003 г. N КАС03-78
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Толчеева Н.К.,
Ермилова В.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 11 марта 2003 года гражданское дело по заявлению Л. о признании незаконным Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. N 965 "О порядке признания граждан инвалидами" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.09.2000 N 707, от 26.10.2000 N 820) в части, предусматривающей, что учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы имеют право направлять лиц, проходящих медико-социальную экспертизу, с целью уточнения их клинико-функционального диагноза в лечебные учреждения по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2002 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия
установила:
Л. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании незаконным названного выше Постановления Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 965, которым утверждены Положение о признании лица инвалидом и Примерное положение об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы, указывая на то, что содержащееся в оспариваемом нормативном правовом акте положение о праве учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы направлять лиц, проходящих медико-социальную экспертизу, с целью уточнения их клинико-функционального диагноза в лечебные учреждения не соответствует действующему законодательству, нормам международного права и нарушает его гражданские права и охраняемые законом интересы.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2002 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Л. возражает против решения, считая его незаконным.
Обсудив кассационную жалобу, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" медико-социальная экспертиза осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы, входящей в систему (структуру) органов социальной защиты населения Российской Федерации. Порядок организации и деятельности Государственной службы медико-социальной экспертизы определяется Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации во исполнение предписания данной нормы приняло Постановление от 13 августа 1996 г. N 965.
Пунктом 18 Примерного положения об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы, утвержденного этим Постановлением, предусмотрено, что учреждения для осуществления своих полномочий имеют право направлять лиц, проходящих медико-социальную экспертизу, на обследование с целью уточнения их клинико-функционального диагноза и профессиональных возможностей в лечебно-профилактические учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения.
Как видно из содержания приведенной нормы, оспариваемой Л., она не регулирует вопросы психиатрического освидетельствования и не предусматривает направление на обследование лиц, проходящих медико-социальную экспертизу, в лечебно-профилактические учреждения без их согласия. Поэтому доводы заявителя о противоречии этой нормы требованиям статей 23, 24, 25 Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", допускающих психиатрическое освидетельствование лица без его согласия лишь в определенных случаях, являются несостоятельными и обоснованно отвергнуты судом первой инстанции.
Направление на обследование лиц, проходящих медико-социальную экспертизу, в лечебно-профилактические учреждения предполагает, что такое направление осуществляется добровольно с согласия лица, проходящего медико-социальную экспертизу, в связи с чем оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат требованиям Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Постановление от 13 августа 1996 г. N 965 издано Правительством Российской Федерации в пределах своей компетенции, соответствует федеральному законодательству, прав и охраняемых законом интересов заявителя не нарушает.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2002 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Л. - без удовлетворения.

[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n КАС03-77 от 11.03.2003] Заявление о признании недействительными Правил, утвержденных приказом Министерства рыбного хозяйства СССР от 17.11.1989 n 458, возвращено на новое рассмотрение вопроса о принятии его к производству, так как вывод судьи о том, что оспариваемые Правила не являются нормативным правовым актом, ошибочен.  »
Общая судебная практика »
Читайте также