ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 86-Г05-21 от 07.09.2005 Наделение законом субъекта РФ городских, сельских населенных пунктов, расположенных в границах района, являющегося муниципальным образованием, статусом городских, сельских поселений в соответствии с Федеральным законом Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации не является изменением границ, преобразованием этого района, в связи с чем голосования по вопросу о наделении данного муниципального образования статусом городского поселения не требуется.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 сентября 2005 года
Дело N 86-Г05-21
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Соловьева В.Н.,
судей Макарова Г.В.,
Хаменкова В.Б.
рассмотрела в судебном заседании от 7 сентября 2005 г. дело по заявлению заместителя прокурора Владимирской области о признании недействующей и не подлежащей применению со дня принятия статьи 3 Закона Владимирской области "О наделении муниципального образования Суздальский район статусом муниципального района и соответствующим статусом муниципальных образований в его составе и установлении их границ" от 26 ноября 2004 г. N 190-03 в части включения в состав муниципального образования Суздальский район городского поселения город Суздаль, по заявлению прокурора Владимирской области о признании недействующим и не подлежащим применению Закона Владимирской области "О наделении муниципального образования город Суздаль статусом городского поселения и установлении его границы" от 14 октября 2004 г. N 161-ОЗ, по заявлению Совета народных депутатов и администрации Суздальского района о признании недействующей и не подлежащей применению со дня принятия части 1 статьи 1 Закона Владимирской области "О муниципальных образованиях Владимирской области" от 3 июня 2003 г. N 38-ОЗ в части отнесения муниципального образования город Суздаль к муниципальным образованиям, не расположенным в границах территории других муниципальных образований, а также в части отнесения Суздальского района к муниципальным образованиям, не имеющим в границах своих территорий других муниципальных образований, по кассационному представлению прокурора и кассационным жалобам председателя Совета народных депутатов г. Суздаля, главы города Суздаля и его помощника на решение Владимирского областного суда от 2 июня 2005 г., которым заявление Совета народных депутатов и администрации Суздальского района удовлетворено, а в удовлетворении требования прокурора отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Соловьева В.Н., объяснения представителей главы города Суздаля Лазаревой И.О., Князевой И.В., председателя Совета народных депутатов муниципального образования город Суздаль Малашкина В.В., главы г. Суздаля Рыжова А.Ю., представителей губернатора Владимирской области Земскова В.А., Мочалова К.Н., Петровой А.Н., представителя Законодательного Собрания Владимирской области Кулаковой А.О., представителя главы администрации Суздальского района Скрибной Т.А., представителя Суздальского районного Совета народных депутатов Куртыжовой Н.Д., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., не поддержавшей представление прокурора и полагавшей решение Владимирского областного суда по данному делу обоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
21 октября 2004 г. вступил в силу Закон Владимирской области "О наделении муниципального образования город Суздаль статусом городского поселения и установлении его границы" от 14 октября 2004 г. N 161-ОЗ.
Прокурор Владимирской области обратился во Владимирский областной суд с заявлением о признании недействующим данного областного Закона. В обоснование своего требования указал, что наделение муниципального образования город Суздаль статусом городского поселения противоречит требованиям главы 12 "Переходные положения" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, регламентирующей порядок изменения границ и преобразования муниципальных образований.
По мнению прокурора, законодатель не учел тех обстоятельств, что город Суздаль является самостоятельным муниципальным образованием. В соответствии с Законом Владимирской области "О муниципальных образованиях Владимирской области" от 3 июня 2003 г. N 38-ОЗ город Суздаль не расположен в границах - территории других муниципальных образований, предметы его ведения на 30 апреля 2003 г. не разграничены в соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 N 154-ФЗ. Город Суздаль имеет сложившиеся системы жизнеобеспечения населения, инфраструктуру, необходимую для самостоятельного решения органами местного самоуправления всех вопросов местного значения, отнесенных ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам городского округа. Поэтому наделение муниципального образования город Суздаль иным статусом, кроме статуса городского округа, возможно при принятии закона субъекта Российской Федерации с учетом мнения населения соответствующей территории путем голосования, проводимого в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ. Голосование по вопросу отнесения города Суздаля к городскому поселению по городу и Суздальскому району не проводилось.
27 ноября 2004 года вступил в силу Закон Владимирской области "О наделении муниципального образования Суздальский район статусом муниципального района и соответствующим статусом муниципальных образований в его составе и установлении их границ" от 26 ноября 2004 г. N 190-ОЗ.
Статьей 3 данного Закона определено: установить, что в состав муниципального образования Суздальский район входит территория городского поселения город Суздаль, а также территории городского и сельских поселений, указанных в статье 2 настоящего Закона.
Заместитель прокурора Владимирской области обратился во Владимирский областной суд с заявлением о признании недействующей статьи 3 указанного Закона в части включения в состав муниципального образования Суздальский район городского поселения город Суздаль. В обоснование этого указал, что кроме нарушений требований Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ при наделении муниципального образования город Суздаль статусом городского поселения произошло также нарушение ст. 13 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 N 154-ФЗ, в соответствии с которым изменение границ муниципального образования не допускается без учета мнения населения соответствующих территорий.
10 июня 2003 г. вступил в силу Закон Владимирской области "О муниципальных образованиях Владимирской области" от 03.06.2003 N 38-ОЗ.
Частью 1 статьи 1 данного Закона город Суздаль отнесен к муниципальным образованиям, не расположенным в границах территорий других муниципальных образований, а Суздальский район - к муниципальным образованиям, не имеющим в границах своих территорий других муниципальных образований.
Совет народных депутатов и администрация Суздальского района обратились во Владимирский областной суд с заявлением о признании недействующей части 1 статьи 1 Закона Владимирской области "О муниципальных образованиях Владимирской области" от 03.06.2003 N 38-ОЗ в части отнесения муниципального образования город Суздаль к муниципальным образования, не расположенным в границах территорий других муниципальных образований, а также в части отнесения муниципального образования Суздальский район к муниципальным образованиям, не имеющим в границах своих территорий других муниципальных образований.
В обоснование своих требований сослались на то, что данные положения Закона нарушили права населения муниципального образования Суздальский район на осуществление местного самоуправления. Установив при принятии Закона Владимирской области от 03.06.2003 N 38-ОЗ, что муниципальное образование город Суздаль относится к муниципальным образованиям, не расположенным в границах территорий других муниципальных образований, а Суздальский район - к муниципальным образованиям, не имеющим в границах своих территорий других муниципальных образований, законодатель Владимирской области нарушил требования Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 N 154-ФЗ, устанавливающие гарантии учета мнения населения при решении вопросов изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление.
Полагали, что признание недействующей части 1 статьи 1 оспариваемого областного Закона имеет существенное значение при реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ; поскольку муниципальные образования город Суздаль и Суздальский район имеют не только взаимосвязанную инфраструктуру, которую финансируют совместно, но и общую территорию, в границах которой одно муниципальное образование не существует отдельно от другого.
Представители Совета народных депутатов и администрации города Суздаля с требованиями прокурора и заместителя прокурора Владимирской области согласились в полном объеме. С требованиями Совета народных депутатов и администрации Суздальского района и доводами в их обоснование не согласились, ссылаясь на то, что оспариваемым Законом изменение границ территории муниципального образования Суздальский район не производилось.
Представители Законодательного Собрания и администрации Владимирской области, Совета народных депутатов и администрации Суздальского района с требованиями прокурора и заместителя прокурора Владимирской области не согласились, ссылаясь на то, что изменение границ муниципального образования город Суздаль не производилось.
Решением Владимирского областного суда от 2 июня 2005 г. заявление Совета народных депутатов и администрации Суздальского района о признании недействующей и не подлежащей применению со дня принятия части 1 статьи 1 Закона Владимирской области "О муниципальных образованиях Владимирской области" от 3 июня 2003 г. N 38-ОЗ в части отнесения муниципального образования город Суздаль к муниципальным образованиям, не расположенным в границах территории других муниципальных образований, а также в части отнесения Суздальского района к муниципальным образованиям, не имеющим в границах своих территорий других муниципальных образований, удовлетворено.
Судом признана недействующей часть 1 статьи 1 Закона Владимирской области "О муниципальных образованиях Владимирской области" от 3 июня 2003 г. N 38-ОЗ в части отнесения муниципального образования город Суздаль к муниципальным образованиям, не расположенным в границах территорий других муниципальных образований, а также отнесения в части Суздальского района к муниципальным образованиям, не имеющим в границах своих территорий других муниципальных образований, и не подлежащей применению со дня принятия, то есть с 28 мая 2003 г.
Заявление прокурора Владимирской области о признании недействующим Закона Владимирской области "О наделении муниципального образования город Суздаль статусом городского поселения и установлении его границы" от 14 октября 2004 г. N 161-ОЗ, заявление заместителя прокурора Владимирской области о признании недействующей статьи 3 Закона Владимирской области "О наделении муниципального образования Суздальский район статусом муниципального района и соответствующим статусом муниципальных образований в его составе и установлении их границ" от 26 ноября 2004 г. N 190-ОЗ в части включения в состав муниципального образования Суздальский район городского поселения город Суздаль оставлено без удовлетворения.
В кассационном представлении прокурора и кассационных жалобах председателя Совета народных депутатов г. Суздали и главы города Суздаля ставится вопрос об отмене состоявшегося решения областного суда как вынесенного без выяснения всех обстоятельств по делу, в результате ошибочных выводов относительно статуса г. Суздаля, неправильного понимания и применения норм законодательства, регулирующего вопросы местного самоуправления, в том числе их преобразования или упразднения, реализации установленных гарантий соблюдения прав граждан муниципальных образований.
Проверив материалы дела, изучив доводы представления и кассационных жалоб, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит постановленное по данному делу решение Владимирского областного суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Часть 2 статьи 131 Конституции Российской Федерации устанавливает, что изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Согласно статье 5 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 N 154-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований.
В соответствии с частью 1 статьи 12 вышеуказанного Федерального закона местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и на иных территориях. Территории муниципальных образований - городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований - устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.
Установление и изменение границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований, осуществляются с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 13 Федерального закона).
Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона изменение границ муниципального образования не допускается без учета мнения населения соответствующих территорий. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают законом гарантии учета мнения населения при решении вопросов изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление.
Руководствуясь указанными принципами осуществления местного самоуправления, суд правильно принял во внимание то обстоятельство, что Законом Владимирской области "О порядке образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований" от 26.04.1996 N 10-ОЗ установлены гарантии учета мнения населения в случае изменений границ муниципальных образований.
Этим же Законом определено, что установление и изменение границ муниципальных образований не допускается без учета мнения населения соответствующей территории. Население выражает свое мнение по вопросам установления

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 78-Г05-42 от 07.09.2005 В принятии заявления о восстановлении избирательных прав и признании частично недействующим Положения, утвержденного постановлением правительства Санкт-Петербурга Об администрациях районов Санкт-Петербурга от 23.12.2003 n 128, отказано правомерно, поскольку заявленные требования не подлежат рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, так как оспоренный акт не затрагивает права, свободы или законные интересы заявителя.  »
Общая судебная практика »
Читайте также