ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 59-Г05-17 от 07.09.2005 В удовлетворении заявления председателя политической партии о признании незаконным постановления избирательной комиссии Амурской области n 476 от 24.03.2005, аннулировании регистрации отдельных кандидатов в депутаты, выдвинутых Амурским региональным отделением ЛДПР, внесении соответствующих изменений в приложение к постановлению избирательной комиссии Амурской области n 483 от 31.03.2005 отказано правомерно, поскольку решение об отзыве кандидатов может принять тот орган избирательного объединения, который их выдвинул.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 сентября 2005 года
Дело N 59-Г05-17
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Еременко Т.И.,
Емышевой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению председателя политической партии ЛДПР Жириновского В.В. о признании незаконным и недействующим со дня принятия постановления избирательной комиссии Амурской области N 476 от 24 марта 2005 года "О решении Высшего Совета ЛДПР об исключении из единого списка кандидатов, выдвинутого Амурским региональным отделением политической партии ЛДПР, кандидатов Гупенко Г.Ф., Константинова В.В.", о возложении на избирательную комиссию Амурской области обязанности аннулировать регистрацию кандидатов Гупенко Г.Ф., Константинова В.В., о внесении соответствующих изменений в приложение к постановлению избирательной комиссии Амурской области N 483 от 31 марта 2005 года в Список избранных депутатов Амурского областного Совета народных депутатов IV созыва по общеобластному (единому) избирательному округу по кассационной жалобе председателя политической партии ЛДПР В.В. Жириновского на решение Амурского областного суда от 11 мая 2005 года, которым постановлено: заявление политической партии ЛДПР о признании незаконным и недействующим постановления избирательной комиссии Амурской области N 476 от 24 марта 2005 года "О решении Высшего Совета ЛДПР об исключении из единого списка кандидатов, выдвинутого Амурским региональным отделением политической партии ЛДПР, кандидатов Гупенко Г.Ф., Константинова В.В.", об обязании избирательной комиссии Амурской области аннулировать регистрацию кандидатов Гупенко Г.Ф., Константинова В.В., о внесении соответствующих изменений в приложение к постановлению Избирательной комиссии Амурской области N 483 от 31 марта 2005 года в Список избранных депутатов Амурского областного Совета народных депутатов IV созыва по общеобластному (единому) избирательному округу оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения представителя ЛДПР С.В. Иванова, поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Н.Ю. Гончаровой, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
председатель политической партии ЛДПР Жириновский В.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и недействующим со дня принятия постановления избирательной комиссии Амурской области N 476 от 24 марта 2005 года "О решении Высшего Совета ЛДПР об исключении из единого списка кандидатов, выдвинутого Амурским региональным отделением политической партии ЛДПР, кандидатов Гупенко Г.Ф., Константинова В.В.", о возложении на избирательную комиссию Амурской области обязанность аннулировать регистрацию кандидатов Гупенко Г.Ф., Константинова В.В., о внесении соответствующих изменений в протоколы избирательной комиссии Амурской области о результатах выборов депутатов Амурского областного Совета народных депутатов IV созыва по общеобластному (единому) избирательному округу.
В обоснование заявленных требований указал, что 27 марта 2005 года состоялись выборы депутатов Амурского областного Совета народных депутатов IV созыва. 27 января 2005 года Амурское региональное отделение политической партии ЛДПР выдвинуло список кандидатов в депутаты Амурского областного Совета народных депутатов IV созыва. В указанный список были включены и кандидаты Гупенко Г.Ф. и Константинов В.В., а 21 марта 2005 года Высший Совет ЛДПР принял решение об исключении вышеупомянутых кандидатов из списка кандидатов. Основанием принятия решения стал пп. "е" п. 5.10 Устава политической партии ЛДПР.
Решение Высшего Совета ЛДПР было рассмотрено избирательной комиссией Амурской области, которая приняла постановление N 476 от 24 марта 2005 года "О решении Высшего Совета ЛДПР об исключении из единого списка кандидатов, выдвинутого Амурским региональным отделением политической партии ЛДПР, кандидатов Гупенко Г.Ф., Константинова В.В." и отказала во внесении соответствующих изменений в единый список кандидатов по тем основаниям, что Высший Совет ЛДПР не правомочен принимать решения об исключении отдельных кандидатов из списка, выдвинутого региональным отделением партии.
Заявитель указал, что находит данные выводы ошибочными, поскольку в силу пп. "к" п. 2 ст. 21, п. 4 ст. 25, п. 2 ст. 36 Федерального закона "О политических партиях" исключение кандидатов из списка кандидатов должно осуществляться в соответствии с уставом политической партии и в порядке, установленном данным уставом. По смыслу указанных положений законодательства возможно принятие решений не только региональным отделением политической партии, но и ее центральными руководящими органами в соответствии с уставом.
Толкование п. 29 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", п. 6 ст. 45 избирательного кодекса Амурской области, что отзыв, исключение из списков кандидатов, выдвинутого региональным отделением политической партии, допускается только по решению этого же регионального отделения без права какого-либо контроля со стороны центральных руководящих органов политической партии, противоречило бы принципам деятельности политических партий и участия их в выборах, противопоставляло бы политическую партию и ее региональное отделение, нарушило бы выстроенную партией внутреннюю структуру.
В судебном заседании представители политической партии ЛДПР поддержали заявленные требования, просили признать незаконным и недействующим со дня принятия постановления избирательной комиссии Амурской области N 476 от 24 марта 2005 года "О решении Высшего Совета ЛДПР об исключении из единого списка кандидатов, выдвинутого Амурским региональным отделением политической партии ЛДПР, кандидатов Гупенко Г.Ф., Константинова В.В.", возложить на избирательную комиссию Амурской области обязанность аннулировать регистрацию кандидатов Гупенко Г.Ф., Константинова В.В. в части требования внести соответствующие изменения в протоколы избирательной комиссии изменили исковые требования, просили суд обязать внести соответствующие изменения в приложение к постановлению Избирательной комиссии Амурской области N 483 от 31 марта 2005 года в Список избранных депутатов Амурского областного Совета народных депутатов IV созыва по общеобластному (единому) избирательному округу. В судебном заседании представители заявителя также изменили пункт 2 своих требований, исключив из него ссылку на пункт 2 ст. 76 Федерального закона "Об основных гарантиях...".
Представитель ответчика избирательной комиссии Амурской области Согорин А.Н. по доверенности от 11 января 2005 года N 7 заявленные требования не признал и суду пояснил, что в соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено избирательным объединением, избирательным блоком. Под избирательным объединением понимается политическая партия, региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии. 28 января 2005 года в избирательную комиссию Амурской области поступили документы, необходимые для заверения списка кандидатов в депутаты Амурского областного Совета народных депутатов IV созыва, выдвинутого региональным отделением политической партии ЛДПР. В этот же день список был зарегистрирован, а 21 марта 2005 года поступило решение Высшего Совета ЛДПР об исключении из списка кандидатов Гупенко Г.Ф. и Константинова В.В. В соответствии с п. 28 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" орган избирательного объединения, принявший решение о выдвижении кандидата по единому избирательному округу, списка кандидатов, вправе принять решение об отзыве данного кандидата, списка кандидатов. Это решение должно быть представлено в избирательную комиссию, зарегистрировавшею данного кандидата, список кандидатов, не позднее чем за 5 дней до дня голосования. В соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона "О политических партиях" решения о выдвижении региональным отделением политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты на выборах в органы государственной власти субъектов принимаются на конференции либо общем собрании региональных отделений партий, только конференция, выдвинувшая список кандидатов, вправе исключить из него кандидатов в соответствии с требованиями избирательного законодательства. С учетом изложенного просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Гупенко Г.Ф. - Фокин А.С. по доверенности от 10 мая 2005 года с заявленными требованиями не согласился.
По делу постановлено указанное выше решение.
Председатель политической партии ЛДПР В.В. Жириновский подал кассационную жалобу, в которой просит решение отменить в части, касающейся признания законным постановления избирательной комиссии Амурской области, и принять новое, которым удовлетворить заявленное требование в этой части.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Из дела видно, что 27 января 2005 года Амурское региональное отделение политической партии ЛДПР выдвинуло список кандидатов в депутаты Амурского областного Совета народных депутатов IV созыва. В указанный список были включены в том числе кандидаты Гупенко Г.Ф. и Константинов В.В., а 21 марта 2005 года Высший Совет ЛДПР принял решение об исключении вышеупомянутых кандидатов из списка кандидатов в соответствии с пп. "е" п. 5.10 Устава политической партии ЛДПР, согласно которому Высший Совет партии ЛДПР принимает решение об исключении из федерального списка и об отзыве из списка по одномандатным округам выдвинутых кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, кандидатов в депутаты законодательных собраний субъектов РФ и об отзыве кандидатов на выборные должности в органах государственной власти субъекта РФ.
Избирательная комиссия Амурской области приняла постановление N 476 от 24 марта 2005 года "О решении Высшего Совета ЛДПР об исключении из единого списка кандидатов, выдвинутого Амурским региональным отделением политической партии ЛДПР, кандидатов Гупенко Г.Ф., Константинова В.В.", которым отказала во внесении соответствующих изменений в единый список кандидатов, поскольку в силу п. 2 ст. 25 Федерального закона "О политических партиях" избирательным объединением на выборах Амурского областного Совета народных депутатов является региональное отделение партии ЛДПР, которое выдвинуло список кандидатов указанного регионального отделения.
Гупенко Г.Ф. был избран депутатом Амурского областного Совета народных депутатов.
В силу п. 2 ст. 25 Федерального закона "О политических партиях" от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии в соответствии с уставом политической партии большинством голосов делегатов, присутствующих на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии.
В соответствии с п. 28 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" орган избирательного объединения, избирательного блока, принявший решение о выдвижении кандидата по единому избирательному округу, списка кандидатов, вправе принять решение об отзыве данного кандидата, списка кандидатов. Это решение должно быть представлено в избирательную комиссию, зарегистрировавшую данного кандидата, список кандидатов, не позднее чем за пять дней до дня голосования (в том числе повторного голосования). В этом случае избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, обязана принять решение об отмене его регистрации.
Аналогичная норма содержится в п. 5 ст. 45 Избирательного кодекса Амурской области.
Анализируя действующее законодательство, суд правильно пришел к выводу о том, что решение об отзыве кандидатов может принять тот орган избирательного объединения, который принял решение об их выдвижении, поскольку именно это является гарантией законности такого решения.
Довод в кассационной жалобе о том, что такое решение вправе принять Высший совет ЛДПР в соответствии с Уставом партии, не свидетельствует о неправильности данного вывода суда, поскольку Федеральный закон гарантирует, что решение об отзыве кандидатов будет принято тем же органом, которым он был выдвинут, независимо от воли конкретных лиц.
Кроме того, в силу п. 29 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" избирательное объединение в соответствии со своим уставом вправе отозвать кандидата, выдвинутого им по одномандатному или многомандатному избирательному округу, исключить некоторых кандидатов из списка кандидатов, заверенного соответствующей избирательной комиссией, по основаниям, предусмотренным уставом избирательного объединения, соглашением о создании избирательного блока. Отзыв, исключение могут быть произведены не позднее чем за пять дней до дня голосования.
Анализ действующей статьи позволяет сделать вывод о том, что в уставе политической партии должны содержаться основания и порядок отзыва выдвинутых кандидатов, которые должны быть изложены в обращении в избирательную комиссию, но из нее не вытекает то обстоятельство, что Высший совет ЛДПР, минуя региональное отделение, вправе отзывать кандидатов, выдвинутых этим отделением в установленном законом и уставом партии порядке.
Доводы о том, что региональное отделение должно руководствоваться Уставом партии, не свидетельствует о неправильности выводов суда, поскольку обсуждение этого вопроса относится к внутренней партийной дисциплине.
Суд пришел к выводу о том, что нарушений в действиях избирательной комиссии Амурской области не усматривается и принятое постановление N 476 от 24 марта 2005 года "О решении Высшего Совета ЛДПР об исключении из единого списка кандидатов, выдвинутого Амурским региональным отделением политической партии ЛДПР, кандидатов Гупенко Г.Ф., Константинова В.В." является

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 48-Г05-11 от 07.09.2005 Заявление о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими ч. 1 ст. 51 Закона Челябинской области от 16.12.2004 n 347-ЗО Об областном бюджете на 2005 г. и Порядка, утвержденного постановлением губернатора Челябинской области от 15.02.2005 n 45, удовлетворено правомерно, поскольку оспариваемые нормативные правовые акты приняты с превышением полномочий законодательного органа субъекта РФ и не соответствуют нормам федерального законодательства.  »
Общая судебная практика »
Читайте также