РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n ГКПИ05-722 от 05.09.2005 В удовлетворении заявления о признании недействующим Положения Банка России от 26.03.2003 n 221-П О порядке приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателями - физическими лицами отказано, поскольку оспариваемый нормативный акт соответствует требованиям федерального законодательства, издан в пределах компетенции Банка России и не нарушает права граждан, так как адресован банкам и на граждан никаких обязанностей не возлагает.

РЕШЕНИЕ
от 5 сентября 2005 г. N ГКПИ05-722
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи
Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре Степанищеве А.В.,
с участием прокурора Воскобойниковой Е.Л.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ш. о признании недействующим Положения Банка России от 26 марта 2003 г. N 221-П "О порядке приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателями - физическими лицами",
установил:
Ш. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Положения Банка России от 26 марта 2003 г. N 221-П "О порядке приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателями - физическими лицами".
Как указывает Ш., оспариваемое Положение не было опубликовано для всеобщего сведения в официальных средствах массовой информации, поэтому должно быть признано недействующим полностью. Кроме того, пункты 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 2.1, 2.2, 3.1, 3.2, 4.1 Положения и Приложение к нему противоречат требованиям федеральных законов, возлагая на граждан обязанности лично представлять заявление-поручение в банк, и нарушают их гражданские права, т.к. они не могут получить причитающиеся им на основании судебного акта денежные средства.
В суде представитель Ш. Фурсов В.М. поддержал заявленные требования.
Представители заинтересованных лиц: Банка России Батырев Т.К., Буданова И.Н., Минюста России Мокрова Е.А. - возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что Положение N 221-П соответствует требованиям федерального законодательства, издано в пределах компетенции Банка России и не нарушает права граждан.
Выслушав объяснения представителя заявителя Ш. Фурсова В.М., представителей заинтересованных лиц: Банка России Батырева Т.К., Будановой И.Н., Минюста России Мокровой Е.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Воскобойниковой Е.Л., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Решением Совета директоров Банка России (протокол от 14 марта 2003 г. N 5) утверждено Положение N 221-П "О порядке приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателями - физическими лицами".
Настоящее Положение зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 10.04.2003 за N 4402 и опубликовано в "Вестнике Банка России" от 16.04.2003, N 20.
Конституция Российской Федерации в части 3 статьи 15 устанавливает, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В статье 7 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" предусмотрено право Банка России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издавать в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России - "Вестнике Банка России".
Положение N 221-П официально опубликовано в "Вестнике Банка России".
С учетом изложенного доводы заявителя о признании недействующим нормативного акта по основаниям неопубликования текста Положения в "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации" являются необоснованными.
Положение устанавливает порядок приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателями - физическими лицами к банковским счетам должников.
Как пояснил в судебном заседании представитель Банка России Батырев Т.К., Положение N 221-П устанавливает безналичный порядок расчетов по исполнительным документам, предъявляемым взыскателем непосредственно в банк должника. Признание недействующим Положения N 221-П создало бы правовой вакуум в порядке исполнения банками исполнительных документов, предъявляемых взыскателями-гражданами к банковским счетам должников.
Согласно Федеральному закону от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов (статья 80).
Вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Организационно-правовой механизм исполнения судебных решений осуществляется Федеральным законом "Об исполнительном производстве". Настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов, которым предоставлено право возлагать на граждан, организации и бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо по совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий (статья 1).
Согласно статье 6 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительный документ, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств, может быть направлен взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию, если взыскатель располагает сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии на них денежных средств, либо судебному приставу-исполнителю, если такими сведениями он не располагает, для исполнения в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, в трехдневный срок со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств либо делают отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя.
Федеральный закон возложил непосредственно на взыскателя обязанность направлять в банк или иную кредитную организацию исполнительный документ, в котором содержатся требования судебных актов и иных органов о взыскании денежных средств. Законодатель также определил условия, при которых взыскатель, реализуя свое право о направлении исполнительного документа не в орган принудительного исполнения, а в банк. Такими условиями являются: наличие сведений у взыскателя о счетах должника в банке и о наличии на них денежных средств.
В соответствии со статьей 854 Гражданского кодекса Российской Федерации списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента.
Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.
Следовательно, когда взыскатель направляет непосредственно в банк или иную кредитную организацию исполнительный лист, располагая сведениями об имеющихся там счетах должника, банк или иная кредитная организация, обслуживающие счета должника, в силу закона обязаны без распоряжения клиента списать денежные средства, находящиеся на его счете, и произвести расчет с взыскателем.
Гражданский кодекс Российской Федерации в части 1 статьи 861 определяет, что расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами (статья 140) без ограничения суммы или в безналичном порядке.
Положение "О порядке приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателями - физическими лицами" устанавливает расчет в безналичном порядке.
В соответствии с пунктом 1.2 Положения взыскатель представляет в банк подлинник исполнительного документа (его дубликат) и заявление-поручение в двух экземплярах, в котором предоставляет банку право составления от имени взыскателя инкассового поручения на списание денежных средств со счета должника и их перечисление на счет, указанный взыскателем. Форма заявления-поручения приведена в Приложении к настоящему Положению.
В статье 8 Федерального закона "Об исполнительном производстве" перечислены обязательные требования к исполнительным документам.
Данной статьей не предусмотрено, что в исполнительном документе в обязательном порядке должен быть указан счет должника, с которого производится взыскание денежных сумм по исполнительному документу.
В заявлении-поручении гражданин, выполняя предписания закона, указывает счет должника, с которого банк должен списать денежные средства. Следовательно, требование о составлении заявления-поручения не противоречит федеральному законодательству.
Федеральный закон "Об исполнительном производстве", возлагая на банки и иные кредитные организации, не являющиеся органами принудительного исполнения, публичные функции по исполнению судебных актов о взыскании денежных средств, не устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации. Данная функция Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" отнесена к компетенции Банка России.
Из объяснений представителя Банка России Батырева Т.К. в суде следует, что в заявлении гражданин выражает свою волю о способе получения взыскиваемых денежных средств и предоставляет сведения о своем счете, на который банк должен перечислить денежные средства.
Кроме того, в заявлении указываются фамилия, имя и отчество взыскателя, реквизиты документа, удостоверяющего его личность, место жительства.
Сообщение данных сведений не нарушает права гражданина на неприкосновенность частной жизни, свободу передвижения.
Пунктом 1.3 Положения предусмотрено, что заявление-поручение и исполнительный документ могут быть представлены в банк представителем взыскателя на основании доверенности, оформленной в соответствии с федеральным законом, или договора, удостоверяющего полномочия представителя.
Федеральный закон "Об исполнительном производстве" предусматривает право гражданина участвовать в исполнительном производстве самостоятельно или через представителя.
Полномочия представителя подтверждаются доверенностью, выданной в соответствии с федеральным законом (статья 33 настоящего Федерального закона).
С учетом изложенного предусмотренная пунктом 1.3 Положения возможность взыскателю представлять в банк заявление-поручение и исполнительный документ не лично, а через представителя соответствует действующему законодательству и не нарушает права граждан.
Согласно пункту 1.4 Положения при приеме документов от взыскателя (доверенного лица) банк проверяет наличие в заявлении-поручении сведений, предусмотренных настоящим Положением, соответствие данных, указанных взыскателем (доверенным лицом) в заявлении-поручении, доверенности или договоре (в случае, если взыскателя представляет доверенное лицо), данным документа, удостоверяющего личность взыскателя (доверенного лица), и исполнительного документа; соответствие реквизитов исполнительного документа установленным законодательством требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, и соблюдение сроков его предъявления, полномочия лица, подписавшего заявление, а также полномочия доверенного лица.
Данная норма обязывает банк идентифицировать взыскателя (доверенное лицо) и проверить соответствие реквизитов исполнительного документа установленным законодательством требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, и соблюдение сроков его предъявления.
Исходя из требований пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами, обязаны идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в данной организации, и установить в отношении физического лица фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Пункт 1.5 Положения устанавливает, что при отсутствии сведений, предусмотренных заявлением-поручением, указании неточных сведений, предъявлении исполнительного документа с нарушением установленных в отношении его требований, отсутствии полномочий у лица, подписавшего заявление-поручение, данное заявление-поручение вместе с исполнительным документом не принимается. Проверка вышеуказанных сведений осуществляется при предъявлении исполнительного документа взыскателем или его доверенным лицом.
В статье 8 Федерального закона "Об исполнительном производстве" установлены требования, предъявляемые к исполнительным документам. Несоответствие исполнительного документа требованиям статьи 8 настоящего Федерального закона является основанием для возврата документа взыскателю.
Согласно статье 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов судов общей юрисдикции, и судебные приказы могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 4-В05-32 от 02.09.2005 Иск об индексации сумм, взыскиваемых в возмещение вреда здоровью, удовлетворен правомерно, поскольку на момент подачи жалобы законодательство предусматривало применение индексации к выплатам по возмещению вреда, причиненного здоровью граждан при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, на основе роста минимального размера оплаты труда.  »
Общая судебная практика »
Читайте также