ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ (подготовлен ООО Журнал Налоги и финансовое право) Обзор арбитражной практики по применению налогового законодательства (январь - март 2005 года).

(январь - март 2005 года)
------------------------------------------------------------------

См. также части I, II Обзора арбитражной практики (сентябрь - декабрь 2003 года).
См. также Обзор арбитражной практики (январь - март 2004 года).
См. также Обзор арбитражной практики (апрель - июнь 2004 года).
См. также Обзор арбитражной практики (июль - сентябрь 2004 года).
См. также Обзор арбитражной практики (октябрь - декабрь 2004 года).
См. также Обзор арбитражной практики (апрель - июнь 2005 года).
------------------------------------------------------------------
Правообладатель:
ООО "Журнал "Налоги и финансовое право"
НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ
1.1. Понятие налога и сбора (ст. 8 Налогового кодекса РФ)
Постановление ФАС Дальневосточного округа
от 09.11.2004 N Ф03-А16/04-2/2614
Позиция суда
Единый налог на вмененный доход является по своей правовой природе налогом, понятие которого дано статьей 8 Налогового кодекса РФ, и, следовательно, налогоплательщик вправе претендовать на получение отсрочки по его уплате в порядке и на условиях, изложенных в статье 64 Налогового кодекса РФ.
Позиция налогоплательщика
Плательщик ЕНВД вправе обратиться за предоставлением отсрочки или рассрочки уплаты данного налога в порядке статьи 64 Налогового кодекса РФ.
Позиция налогового органа
Единый налог, в понимании Налогового кодекса РФ, не является налогом, и вопрос об изменении срока уплаты налогов, уплачиваемых в рамках специальных налоговых режимов, в настоящее время законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не регламентируется.
Решением суда от 19.01.2004 требования налогоплательщика удовлетворены. Постановлением апелляционной инстанции от 19.05.2004 решение суда первой инстанции отменено и в удовлетворении заявленных требований налогоплательщику отказано.
Федеральный арбитражный суд, отменяя постановление апелляционной инстанции и оставляя в силе решение суда первой инстанции, признал необоснованными доводы налогового органа о невозможности предоставления плательщику ЕНВД отсрочки по уплате единого налога на вмененный доход.
При рассмотрении дела судом были сделаны следующие выводы.
Во-первых, согласно статье 18 Налогового кодекса РФ специальным налоговым режимом, к которому относится система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (глава 26.3 Налогового кодекса РФ), признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. При установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения, а также налоговые льготы определяются в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В главе 9 Налогового кодекса РФ предусмотрен перенос срока расчетов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами.
Статьей 64 данного Кодекса установлен порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора.
Необходимо отметить, что Минфин РФ в письме от 01.03.2004 N 04-01-11/1-3 сделал вывод о том, что виды налогов и сборов, по которым могут быть предоставлены отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов, определены ст. ст. 19 - 21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Таким образом, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, уплачиваемый в рамках специальных налоговых режимов, в понимании Кодекса не является налогом и для предоставления отсрочек в соответствии с гл. 9 Кодекса нет законных оснований.
Однако Конституционный Суд РФ в определении от 09.04.2001 N 82-О разъяснил, что в случаях, когда плательщик единого налога на вмененный доход не имеет достаточных средств для внесения авансового платежа, он вправе обратиться за предоставлением отсрочки или рассрочки уплаты налога (статья 64 Налогового кодекса Российской Федерации).
Следовательно, право налогоплательщика на предоставление ему отсрочки по уплате ЕНВД подтверждено правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности присвоен код 1030200 и он рассматривается как разновидность налога на совокупный доход.
Таким образом, исходя из системного толкования налогового и финансового законодательства, судом сделан вывод о том, что единый налог на вмененный доход является по своей правовой природе налогом, понятие которого дано статьей 8 Налогового кодекса РФ, и, следовательно, заявитель вправе претендовать на получение отсрочки по его уплате в порядке и на условиях, изложенных в статье 64 НК РФ.
Необходимо отметить, что данная правовая позиция Конституционного Суда РФ в полной мере применима и к упрощенной системе налогообложения.
Во-вторых, пунктом 2 ст. 64 Налогового кодекса РФ предусмотрено предоставление отсрочки по уплате налога в случае причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы.
При этом судом сделан вывод о том, что недостача товарно-материальных ценностей в торговых точках предпринимателя, произошедшая по вине продавцов, не является ущербом, причиненным в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы (подпункт 1 пункта 2 статьи 64 НК РФ).
Однако, учитывая, что заявление налогоплательщика по существу не было рассмотрено и отказ в предоставлении отсрочки был вынесен по формальным основаниям, суд признал отказ неправомерным.
1.2. Вопросы применения налогового законодательства
Постановление Президиума ВАС РФ
от 21.12.2004 N 9366/04
Позиция суда
Организация в 2002 году ввезла на территорию РФ товар и, руководствуясь положениями межправительственного Соглашения, не уплатила таможенный НДС.
Исходя из правовой определенности нормативного акта, для того чтобы акт мог непосредственно создавать права и обязанности для участников налоговых отношений, он должен быть доступен для заинтересованного лица. Только в этом случае лицо может сообразовывать свое поведение с соответствующей правовой нормой, предвидеть для себя последствия, которые повлечет ее неисполнение.
Позиция налогоплательщика
Применение Протокола от 29.05.2001 о внесении изменений и дополнений в Протокол к Соглашению между Советом Министров - Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о свободной торговле от 09.02.1993 является необоснованным.
Позиция таможенного органа
Протокол от 29.05.2001 вступил в законную силу с 15.04.2002, в связи с чем обществу правомерно начислены таможенные платежи по ГТД, оформленные после этой даты.
Решением суда от 08.09.2003 в удовлетворении требований налогоплательщика отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 29.01.2004 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд постановлением от 23.04.2004 указанные судебные акты оставил в силе.
ВАС РФ, отменяя судебные акты нижестоящих инстанций, признал необоснованным применение к спорным правоотношениям Протокола от 29.05.2001 о внесении изменений и дополнений в Протокол к Соглашению между Советом Министров - Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о свободной торговле от 09.02.1993.
При рассмотрении данного дела судом были сделаны следующие выводы.
Во-первых, на основании Соглашения между Советом Министров - Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о свободной торговле от 09.02.1993 таможенные пошлины, налоги и сборы с общества не взимались.
Позднее, 29.05.2001, был подписан Протокол о внесении изменений и дополнений в Протокол к указанному Соглашению, в котором предусмотрено, что стороны уведомляют друг друга о введении изъятий из режима свободной торговли товаров, указанных в приложениях 1 и 2 (в этот список включен сахар белый), не менее чем за два месяца до их введения (пункт 3 статьи 1 Протокола от 29.05.2001).
Таким образом, протоколом был предусмотрен упрощенный порядок введения изъятий из режима свободной торговли.
В соответствии со статьей 24 Венской конвенции о праве международных договоров договор вступает в силу в порядке и в срок, предусмотренные в самом договоре. Кроме того, статья 39 Конвенции предусматривает, что договор может быть изменен по соглашению между участниками и в том порядке, который согласован либо в тексте основного договора, либо непосредственно в самом соглашении, которым вносятся поправки в текст основного договора.
Статьей 2 Протокола от 29.05.2001 предусмотрено, что данный Протокол вступает в силу с момента получения последнего письменного уведомления о выполнении сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.
В материалах дела имеется письмо Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, подписанное заместителем руководителя правового департамента, в котором указано, что Протокол от 29.05.2001 подписан на основании Постановлений Правительства Российской Федерации от 09.10.1999 N 1139 и от 27.10.2000 N 827, которыми одобрен текст Типового протокола о внесении изменений и дополнений в Протокол к Соглашению о свободной торговле, заключенному Правительством Российской Федерации с государствами - участниками СНГ, в том числе и с Республикой Молдова. В этих Постановлениях Минэкономразвития России дано поручение провести переговоры и подписать от имени Правительства Российской Федерации указанный Протокол при условии невнесения в него изменений и дополнений, носящих принципиальный характер.
Протокол был подписан 29.05.2001, опубликован в Бюллетене международных договоров Российской Федерации за 2002 год N 7 (июль) с указанием на то, что он вступил в силу 15.04.2002.
Поскольку Протокол от 29.05.2001 вступил в силу лишь 15.04.2002, до этого момента действовало Соглашение о свободной торговле от 09.02.1993, которое в статье 1 предусматривало, что исключения из режима свободной торговли должны оформляться двусторонними документами, являющимися неотъемлемой частью данного Соглашения. В связи с этим установление изъятий в порядке, согласованном договаривающимися сторонами в Протоколе от 29.05.2001, могло быть осуществлено лишь после вступления последнего в силу, то есть после 15.04.2002.
Таким образом, судом был сделан вывод о том, что упрощенный порядок введения изъятий из режима свободной торговли мог быть введен только после вступления в силу протокола, то есть после 15.04.2002.
Во-вторых, в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Протокола от 29.05.2001 стороны уведомляют друг друга о введении изъятий из режима свободной торговли товаров, указанных в приложениях 1 и 2 (в этот список включен в том числе и сахар белый), не менее чем за два месяца до их введения.
Таким образом, Протокол от 29.05.2001 предусматривает лишь возможность введения изъятий, однако непосредственно их не устанавливает.
Следовательно, для установления изъятий необходимо специальное уведомление договаривающихся сторон о введении изъятий, а также соблюдение двухмесячного срока при условии доведения нового правила до всеобщего сведения.
Как уведомление об изъятиях из режима свободной торговли можно рассматривать заявление Минэкономразвития России от 17.01.2002, однако данные изъятия могут быть введены лишь после истечения двухмесячного срока, исчисляемого в отношении российской стороны с 15.04.2002.
Таким образом, суд признал, что изъятия из свободной торговли РФ вводились, однако срок введения таких изъятий не может быть ранее истечения двухмесячного срока, исчисляемого в отношении российской стороны с 15.04.2002.
В-третьих, суд особо обратил внимание на то, что для того чтобы международный договор мог создавать правовые последствия для физических и юридических лиц, на деятельность которых он распространяет действие, в соответствии со статьей 5 Федерального закона "О международных договорах" необходимо принятие соответствующих правовых актов. Международный протокол вступает в силу только с момента публикации таких актов.
Исходя из смысла правовой определенности, для того чтобы правовой акт мог непосредственно создавать права и обязанности физических и юридических лиц, он должен быть доступен для заинтересованного лица. Только в этом случае лицо может сообразовывать свое поведение с соответствующей правовой нормой, предвидеть для себя последствия, которые повлечет ее неисполнение.
Таким образом, судом сделан вывод о том, что для возникновения у налогоплательщика публичной обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и сборов РФ должна была не только соблюсти внутригосударственные процедуры введения ограничений, но и довести до всеобщего сведения информацию о введении изъятий из режима свободной торговли товарами с Республикой Молдова.
В-четвертых, суд сделал вывод о том, что указание ГТК России в письме от 21.01.2003 N 01-06/1843 на то, что изъятия из режима свободной торговли вводятся с 15.04.2002, не подлежит применению, поскольку данное указание противоречит положению пункта 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому в целях правовой определенности акты законодательства о налогах и сборах обратной силы не имеют.
Определение Конституционного Суда РФ
от 05.02.2004 года N 78-О
Позиция суда
Акты или отдельные их положения, признанные неконституционными, утрачивают силу с момента провозглашения постановления Конституционного Суда РФ. Однако Конституционный Суд РФ вправе в своем постановлении установить дату, с которой признанные неконституционными акты утрачивают силу (если Конституционный суд РФ срок его вступления в силу не указал, то применяется общее правило.
Позиция заявителя
В правоприменительной практике отсутствует единообразное понимание определения момента утраты силы нормативного акта, признанного Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции РФ, и в связи с этим - пересмотра судебных и иных правоприменительных решений, основанных на акте, признанном неконституционным.
При рассмотрении жалобы Конституционным Судом РФ сделаны следующие выводы.
Во-первых, юридическим последствием решения КС РФ о признании неконституционным акта или отдельных его положений с учетом смысла, который им придан сложившейся правоприменительной практикой, является утрата им силы на будущее время. Это означает, что с момента вступления в силу решения КС РФ такие акты не могут применяться

ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ (В. Трофимов) Аналитический обзор применения судами антимонопольного законодательства за iv квартал 2004 года  »
Общая судебная практика »
Читайте также