[РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ от 27.01.2003] О признании недействующими отдельных пунктов Положения об организации перевозки пассажиров автомобильным транспортом в городе Хабаровске, утвержденного решением Хабаровской городской Думы от 16.07.02 n 231 Об утверждении Положения об организации перевозки пассажиров автомобильным транспортом в городе Хабаровске.

РЕШЕНИЕ
от 27 января 2003 года
Дело N А73-10472/2002-40
(извлечение)
Арбитражный суд рассмотрел в заседании суда дело по заявлению предпринимателя без образования юридического лица Жолобова А.И. к Хабаровской городской Думе о признании недействующими пунктов 3.1, 3.2, 5.3, 5.6, 5.7, 6.5, 7.1, 7.2, 11 - 14.4, 16.2 Положения об организации перевозки пассажиров автомобильным транспортом в городе Хабаровске, утвержденного решением Хабаровской городской Думы от 16.07.02 N 231. Суд
установил:
16.07.02 Хабаровской городской Думой было принято решение N 231 "Об утверждении Положения об организации перевозки пассажиров автомобильным транспортом в городе Хабаровске". Указанным решением представительного органа местного самоуправления утверждено Положение об организации перевозки пассажиров автомобильным транспортом в городе Хабаровске.
11.12.02 заявитель обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействующими пунктов 3.1, 3.2, 5.3, 5.6, 5.7, 6.5, 7.1, 7.2, 11 - 14.4, 16.2 Положения об организации перевозки пассажиров автомобильным транспортом в городе Хабаровске, утвержденного решением Хабаровской городской Думы от 16.07.02 N 231, как не соответствующих ГК РФ.
Статьей 29 АПК РФ установлено, что арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Статьей 52 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что решения органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном порядке.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, настаивает на их удовлетворении. Суду пояснил, что оспариваемые пункты Положения не соответствуют статьям 34, 55, 71 Конституции Российской Федерации, статьям 1, 3, 23, 49, 128, 421, 447, 448, 784 ГК РФ и статье 7 Федерального закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", в соответствии с которыми установление ограничений на осуществление предпринимательской деятельности может быть осуществлено только федеральными законами и в целях защиты государства.
------------------------------------------------------------------

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду ст. 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
------------------------------------------------------------------
Представители Хабаровской городской Думы заявленные требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве. Суду пояснили, что в соответствии со статьей 72 Закона Российской Федерации от 06.07.91 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации", Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", уставом муниципального образования города Хабаровска организация транспортного обслуживания населения входит в предметы ведения города Хабаровска. В соответствии со статьей 18 устава в полномочия городской Думы входит принятие общеобязательных правил по предметам ведения города Хабаровска. Таким образом, оспариваемые пункты Положения, утвержденного решением Хабаровской городской Думы, приняты в соответствии с действующим законодательством. Нарушений ГК РФ и антимонопольного законодательства в оспариваемых пунктах нет.
Проанализировав установленные в судебном заседании обстоятельства, суд считает, что требования предпринимателя без образования юридического лица Жолобова А.И. подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 192 АПК РФ лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагает, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемые пункты Положения регулируют правоотношения в сфере предпринимательской деятельности, поскольку участниками указанных отношений являются юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью и имеющие лицензию на осуществление пассажирских перевозок. Предприниматель Жолобов А.И. не был допущен к участию в конкурсе на основании статьи 13 Положения об организации перевозки пассажиров автомобильным транспортом в городе Хабаровске, утвержденного решением Хабаровской городской Думы от 16.07.02 N 231.
Пунктами 3.1, 3.2 Положения установлено, что отношения в области перевозки пассажиров транспортом регулируются, в том числе, и данным Положением, а также что требования Положения обязательны для всех граждан.
Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находится принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования (ст. 15). Статьей 9 устава муниципального образования города Хабаровска определено, что к вопросам местного значения относится организация транспортного обслуживания населения.
При таких обстоятельствах суд считает, что пункты 3.1, 3.2 Положения не противоречат антимонопольному законодательству и ГК РФ, поскольку сами по себе не ущемляют прав и законных интересов владельцев транспортных средств и не ограничивают конкуренцию. Указанные пункты приняты в пределах компетенции представительных органов местного самоуправления, установленной федеральным законодательством.
Пунктами 5.3, 5.6, 5.7 Положения установлено, что к полномочиям администрации города Хабаровска относится руководство транспортными предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности, осуществление контроля за работой иных транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население города, утверждение маршрутов и графиков движения местного (городского и пригородного) транспорта, привлечение на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятий и организаций, действующих на территории города, организация и контроль обслуживания пассажиров на вокзалах, пристанях и в аэропортах; определение необходимого количества транспортных средств на маршрутах города с учетом сложившегося пассажиропотока и соблюдения требований безопасности перевозки пассажиров и Правил дорожного движения; подготовка и проведение конкурсов среди владельцев транспортных средств по перевозке пассажиров на коммерческой основе по муниципальной маршрутной сети, утверждение условий конкурса и состава конкурсной комиссии.
Данные пункты также не противоречат нормам действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Статьей 72 Закона Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации" установлены полномочия городской администрации в области транспорта. Пунктом 6 статьи 72 указанного Закона определено, что администрация руководит транспортными предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности, осуществляет контроль за работой иных транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население города, утверждает маршруты и графики движения местного транспорта, привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации, действующие на территории города, организует и контролирует обслуживание пассажиров на вокзалах, пристанях и в аэропортах.
Статьей 21 Федерального закона от 10.12.95 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог органами местного самоуправления.
Постановлением главы администрации Хабаровского края от 20.07.2000 N 262 "О порядке привлечения автотранспорта юридических лиц и граждан к регулярным маршрутным перевозкам пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении на территории Хабаровского края" на глав муниципальных образований возложена обязанность по объявлению конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок, утверждение состава комиссий, утверждение и объявление итогов конкурса.
Таким образом, пункты 5.3, 5.6, 5.7 Положения приняты на основании федерального законодательства и постановления главы администрации Хабаровского края. Ущемление прав заявителя указанными пунктами не подтверждено.
Судом отклоняется довод заявителя о том, что статья 72 Закона Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации" противоречит законодательству и, следовательно, не может применяться.
Статьей 56 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что статьи 49 - 76 Закона Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации" применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации и Федеральному закону N 154-ФЗ, до принятия субъектами Российской Федерации законов о разграничении предметов ведения муниципальных образований. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные статьями Закона Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации", указанными в пункте 1 настоящей статьи, в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, осуществляются соответствующими органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, образуемыми в соответствии с федеральным законодательством.
Поскольку суд считает, что статья 72 Закона Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации" не противоречит ни Конституции Российской Федерации, ни Федеральному закону N 154-ФЗ, применение ее при утверждении Положения Хабаровской городской Думой правомерно.
Пунктом 6.5 Положения определено, что заказчиком перевозок пассажиров выступает уполномоченный администрацией города орган, который, исходя из действующих стандартов и нормативов транспортного обслуживания, определяет для каждого муниципального маршрута параметры и количество транспортных средств, необходимых для обеспечения перевозок, количественные и качественные показатели транспортных услуг, обеспечивает контроль за перевозками и координацию работы всех видов пассажирского транспорта.
Указанный пункт Положения принят в соответствии со статьей 9 устава муниципального образования города Хабаровска, которым определены предметы ведения местного самоуправления - организация транспортного обслуживания населения.
Каких-либо ограничений предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов пункт не несет.
Пунктами 7.1, 7.2 Положения установлено, что регулярные городские (пригородные) перевозки пассажиров автобусами (маршрутными таксомоторами) на маршрутной муниципальной сети осуществляются на основании договора об организации регулярных городских (пригородных) перевозок пассажиров автобусами (маршрутными таксомоторами), заключенного между перевозчиком и заказчиком перевозок в лице уполномоченного органа администрации города. Договор заключается по результатам проведенного конкурса. Договором об организации регулярных городских (пригородных) перевозок пассажиров определяются условия организации и выполнения перевозок в соответствии с Уставом автомобильного транспорта Российской Федерации, Правилами организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, безопасности перевозки пассажиров, Правилами дорожного движения.
Статьей 32 Федерального закона N 154-ФЗ определено, что отношения органов местного самоуправления с предприятиями, организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров. Кроме того, органы местного самоуправления вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования. Таким образом, заключение договоров с хозяйствующими субъектами, не находящимися в муниципальной собственности, предусмотрено федеральным законодательством и не противоречит Конституции Российской Федерации и ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон только с момента его заключения. То есть с момента заключения договора аренды и согласования сторонами существенных условий договора у арендатора и арендодателя возникают права и обязанности в связи с исполнением условий договора.
Пункты 7.1, 7.2 Положения не порождают прав и обязанностей ни для одной из сторон, независимо от того, в каком качестве она выступает - заказчиком либо перевозчиком.
Статьями 420, 421 ГК РФ определен порядок согласования условий договора, порядок заключения договора и основные принципы гражданского законодательства при заключении договора. Нормы ГК РФ обязательны для всех участников гражданского оборота. В случае несогласия с какими-либо положениями договора сторона вправе отказаться от заключения договора либо передать возникшие при заключении договора разногласия на рассмотрение суда.
Пунктом 16.2 Положения предусмотрено, что уполномоченный орган выполняет функции заказчика и организатора пассажирских перевозок, привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации, действующие на территории муниципального образования города Хабаровска; вносит предложения по регулированию тарифов на городские и пригородные пассажирские перевозки, транспорта, работающего как транспорт общего пользования по муниципальному заказу; обеспечивает безопасность пассажирских перевозок на территории города и пригорода; регулярно изучает потребности населения в пассажирских перевозках; в установленном порядке открывает новые маршруты, прекращает действие существующих маршрутов; согласовывает расписания движения транспортных средств по регулярным маршрутам, организует конкурсы на осуществление перевозок пассажиров; публикует в печати перечень маршрутов пассажирского транспорта, расписания движения подвижного состава и иную информацию, необходимую потребителям транспортных услуг; осуществляет координацию работы перевозчиков на маршрутах; принимает и рассматривает жалобы и предложения пассажиров по их обслуживанию; обеспечивает контроль за исполнением перевозчиками законов, правил, стандартов, нормативов, принятых договорных обязательств; контролирует регулярность движения транспортных средств,

[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 80-Г03-1 от 27.01.2003] В удовлетворении жалобы об отмене постановлений главы администрации области и Законодательного Собрания о формировании избирательной комиссии области отказано правомерно, так как при формировании избирательной комиссии интересы всех избирательных объединений, имеющих фракцию в Государственной Думе, были учтены и политическая квота в целом была соблюдена, а следовательно, выполнены требования федерального законодательства.  »
Общая судебная практика »
Читайте также