ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 87-Г05-14 от 26.08.2005 В удовлетворении иска к управлению Пенсионного фонда РФ об обязании включить периоды работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и назначении трудовой пенсии отказано, поскольку у истца отсутствует необходимый специальный трудовой стаж.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 августа 2005 года
Дело N 87-Г05-14
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Горохова Б.А.,
судей Кебы Ю.Г.,
Гуляевой Г.А.
рассмотрела в закрытом судебном заседании от 26 августа 2005 года гражданское дело по иску С. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Нерехте и Нерехтскому району Костромской области об обязании включить периоды работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и назначении трудовой пенсии по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по г. Нерехте и Нерехтскому району Костромской области на решение Костромского областного суда от 7 июня 2005 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
С. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Нерехте и Нерехтскому району Костромской области об обязании включить периоды работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости на основании п. п. 9 п. 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и назначить трудовую пенсию с 27 июля 2004 года, ссылаясь на то, что ответчик необоснованно не включил в специальный стаж работу в органах Государственной противопожарной службы в должности радиотелефониста ВПЧ-2 с 26 октября 1979 года по 26 августа 1992 года и инструктора профилактики с 27 августа 1992 года по 9 июня 1994 года, хотя ее работа в указанных должностях тождественна тем должностям, которые предусмотрены соответствующим Списком. Поэтому С. просила обязать ответчика включить вышеперечисленные периоды в специальный трудовой стаж и назначить ей досрочную трудовую пенсию с 27 июля 2004 года.
Представители Управления Пенсионного фонда РФ в г. Нерехте и Нерехтском районе Костромской области иск не признали.
Представители Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Нерехты и Нерехтского района и УВД Костромской области иск поддержали.
Решением Костромского областного суда от 7 июня 2005 года иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Нерехте и Нерехтском районе Костромской области просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 ст. 28 указанного Закона право на досрочное назначение пенсий по достижении 50-летнего возраста имеют женщины, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Списки соответствующих должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости согласно п. п. 7 - 13 настоящей статьи, утверждаются Правительством РФ (п. 3 ст. 28 названного Закона).
Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 N 437.
Удовлетворяя требования С. и обязывая Управление Пенсионного фонда РФ в г. Нерехте и Нерехтском районе Костромской области включить ей в специальный стаж периоды работы с 26 октября 1979 года по 26 августа 1992 года в должности радиотелефониста ВПЧ-2 и с 27 августа 1992 года по 9 июня 1994 года в должности инструктора профилактики и назначить досрочную трудовую пенсию, суд, установив тождество должности радиотелефониста должности диспетчера и должности инструктора профилактики должности инструктора противопожарной профилактики, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, пришел к выводу о том, что у истицы имеется необходимый специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии. При этом, включая в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии период службы истицы в должности радиотелефониста, когда Государственная противопожарная служба входила в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации, суд сослался на пункт 2 Постановления Правительства РФ от 18.06.2002 N 437.
Между тем, приходя к такому выводу, суд неправильно применил нормы материального права.
Из материалов дела усматривается, что в период с 26 октября 1979 года по 26 августа 1992 года, который истица просила включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, она проходила службу в органах внутренних дел и занимала должность, замещаемую лицами рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 11 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" засчитывается в страховой стаж, а не в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 18.06.2002 N 437 установлено включение в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, периодов работы в должностях, предусмотренных Списком. В то же время период прохождения военной и приравненной к ней службы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии не засчитывается.
При таких обстоятельствах суд неправомерно обязал Управление Пенсионного фонда РФ в г. Нерехте и Нерехтском районе Костромской области включить С. в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии период ее службы в органах Государственной противопожарной службы. Соответственно, не имелось законных оснований для обязания Управления Пенсионного фонда РФ в г. Нерехте и Нерехтском районе Костромской области назначить истице досрочную трудовую пенсию ввиду отсутствия у нее необходимого специального трудового стажа.
Поскольку обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, однако имело место неправильное применение норм материального права, Судебная коллегия считает необходимым, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных С. исковых требованиях.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 362 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Костромского областного суда от 7 июня 2005 года отменить. Принять по делу новое решение, которым в иске С. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Нерехте и Нерехтском районе Костромской области об обязании включить периоды работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и назначении досрочной трудовой пенсии отказать.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 34-В05-1 от 26.08.2005 В удовлетворении иска к государственному учреждению - отделу Пенсионного фонда РФ о досрочном назначении пенсии по старости отказано правомерно, поскольку период службы заявителя в Вооруженных Силах РФ не может быть включен в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение пенсии, так как указанный период может быть засчитан в специальный трудовой стаж только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено пенсионным законодательством.  »
Общая судебная практика »
Читайте также