[РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ от 10.01.2003] Дислокация объектов, осуществляющих мелкорозничную торговлю, утвержденная заместителем мэра города Ярославля, признана частично недействующей, так как установление в ней закрытого ассортиментного перечня товаров, разрешенных к реализации в отведенных местах, ограничивает конкуренцию и самостоятельность хозяйствующих субъектов, создавая дискриминационные условия для отдельных из них.

РЕШЕНИЕ
от 10 января 2003 года
Дело N А82-111/02-А/5
(извлечение)
Арбитражный суд Ярославской области, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению предпринимателя Малеева С.О. к мэрии города Ярославля, территориальной администрации Кировского района города Ярославля при участии третьего лица - Ярославского территориального управления МАП России о признании недействующими пункта 1 постановления мэра города Ярославля от 17.08.98 N 1420, Дислокации объектов, осуществляющих мелкорозничную торговлю, а также незаконным отказ территориальной администрации Кировского района города Ярославля в выделении ему мест для торговли,
установил:
индивидуальный предприниматель Малеев Сергей Олегович обратился в Кировский районный суд г. Ярославля с жалобой на постановление мэра города от 17.08.98 N 1420 "Об утверждении дислокации мелкорозничной торговли", на Дислокацию объектов и отказ территориальной администрации Кировского района города в выделении торговых точек.
В связи с вступлением в силу с 07.08.02 параграфа 1 "Подведомственность" главы 4 АПК РФ гражданское дело по жалобе предпринимателя передано по подведомственности в Арбитражный суд Ярославской области.
В силу статей 29 и 191 АПК РФ арбитражный суд рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В соответствии со статьей 59 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" акты местных органов самоуправления могут быть оспорены в арбитражный суд, в связи с чем дело принято судом к производству.
В ходе предварительного судебного заседания заявитель уточнил свои требования: в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством просит признать недействующими пункт 1 постановления мэра города Ярославля от 17.08.98 N 1420 и Дислокацию объектов, осуществляющих мелкорозничную торговлю, утвержденную заместителем мэра 06.03.02, а также незаконным отказ территориальной администрации Кировского района города, данный 06.06.02, в выделении ему мест для торговли канцелярскими товарами.
Свои требования обосновывает тем, что оспариваемые постановление и Дислокация не соответствуют Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставу города Ярославля (утв. решением муниципалитета от 16.11.95 N 42), Закону РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" как принятые с превышением полномочий, ограничивающие самостоятельность заявителя как хозяйствующего субъекта и создающие для него дискриминирующие условия в осуществлении предпринимательской деятельности.
Мэрия города Ярославля с заявлением не согласилась, полагает, что оспариваемое постановление и Дислокация соответствуют закону.
Территориальная администрация Кировского района города заявленные требования не признала. Отказ согласовать осуществление предпринимателем торговой деятельности обосновывает отсутствием в ассортиментном перечне оспариваемой Дислокации такой группы товаров, которая заявлена индивидуальным предпринимателем к торговле.
Привлеченное к участию в деле по ходатайству заявителя в качестве третьего лица Ярославское территориальное управление МАП России поддержало доводы предпринимателя, считает оспариваемые постановление и Дислокацию незаконными как нарушающие нормы Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Рассмотрев материалы дела, заслушав и оценив доводы участвующих в деле лиц, суд полагает, что заявление подлежит частичному удовлетворению.
Пунктом 1 оспариваемого постановления мэра установлено право заместителя мэра по вопросам сферы обслуживания, миграционным, экономическим связям утверждать и вносить изменения в дислокацию мелкорозничной торговли по представлению территориальных администраций и утверждать форму разрешения (паспорта) на право торговли в установленном месте без оформления земельных отношений.
Довод заявителя, что указанный пункт постановления принят мэром города Ярославля с превышением предоставленных ему полномочий, отклоняется судом по следующим основаниям.
В силу пункта 21 статьи 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ведении муниципальных образований находятся вопросы создания условий для обеспечения населения услугами торговли общественного питания и бытового обслуживания. Аналогичная норма содержится и в статье 9 Устава города.
Указом Президента Российской Федерации от 29.01.92 N 65 "О свободе торговли" установлено, что предприятия и граждане осуществляют торговлю (в том числе с рук, лотков, автомашин) в местах, отведенных органами исполнительной власти.
Уставом города (ст. 79) определен круг вопросов, решение которых отнесено к исключительной компетенции муниципалитета города. Поскольку установление мест для торговли не относится к исключительной компетенции муниципалитета города, суд полагает, что решение данного вопроса мэром города, как органом исполнительной власти не противоречит вышеуказанным нормативным актам.
При разрешении данного спора суд учитывает и то обстоятельство, что поименованные в Дислокации торговые точки расположены на землях общего пользования, к которым Земельным кодексом Российской Федерации отнесены земельные участки, занятые площадями, улицами, проездами, скверами, бульварами, при этом органы местного самоуправления в силу статьи 29 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" имеют право в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования.
Таким образом, определение конкретных мест для осуществления мелкорозничной торговли на территории города и количества таких торговых точек является реализацией законных полномочий органов местного самоуправления.
Что касается оформления паспорта на право торговли, то данное условие осуществления хозяйственной деятельности обусловлено контролирующими функциями органов местного самоуправления за деятельностью предприятий торговли, закрепленных Уставом города (пунктами 59, 66 статьи 106) за мэрией, в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Паспорт на право торговли подтверждает, что осуществляемая хозяйственная деятельность и реализуемая продукция соответствуют стандартам и требованиям санитарно-эпидемиологического контроля, пожарной безопасности и другим установленным требованиям.
В части установления в Дислокации закрытого ассортиментного перечня товаров, разрешенных к реализации, суд признает обоснованными доводы территориального управления МАП РФ и полагает, что данное положение противоречит Закону РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", Указу Президента Российской Федерации "О свободе торговли" и гражданскому законодательству.
Согласно статье 49 ГК РФ коммерческие организации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
В силу статьи 23 ГК РФ данное правило применяется и к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Товары как объекты гражданских прав в соответствии со статьей 129 ГК РФ могут свободно отчуждаться, если не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Вещи, изъятые из оборота или ограниченно оборотоспособные, прямо указаны в Законе либо определяются в порядке, им установленным.
Названным Указом Президента ограничена торговля именно такими товарами. Иных ограничений торговли товарами законодательство не содержит.
Таким образом, установление в оспариваемой Дислокации ассортиментного перечня товаров не по изложенному принципу противоречит законодательству.
Сколь-либо убедительных и законно обоснованных доводов о возможности реализации в определенных торговых точках города конкретного перечня товаров мэрией города Ярославля не приведено.
Установление в Дислокации мелкорозничной торговли закрытого ассортиментного перечня товаров, разрешенных к реализации в отведенных местах, ограничивает самостоятельность хозяйствующего субъекта, создавая дискриминационные условия для отдельных из них, и ограничивает конкуренцию исходя из ее понятия, установленного Законом РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Требования предпринимателя Малеева С.О. подлежат удовлетворению в части незаконного установления в Дислокации закрытого ассортиментного перечня товаров, разрешенных к реализации.
Исходя из изложенного, отказ территориальной администрации Кировского района города Ярославля согласовать осуществление заявителем деятельности по торговле канцелярскими товарами по адресам: Первомайская, 5 (остановка "Торговый переулок"), ул. Депутатская, 15, Мукомольный переулок (остановка трамваев 1, 2, 3), мотивированный отсутствием в Дислокации данной группы товаров, является незаконным, а аналогичный отказ согласовать торговую деятельность по адресам: Кирова, 13, и ул. Первомайская (магазин "Дом одежды") - признается судом правомерным.
Арбитражный суд
решил:
признать пункт 1 постановления мэра города Ярославля от 17.08.98 N 1420 "Об утверждении дислокации мелкорозничной торговли" соответствующим Федеральному закону "Об общих принципах местного самоуправления", Указу Президента Российской Федерации от 25.01.95 N 65 "О свободе торговли", Уставу города Ярославля, утвержденному решением муниципалитета города от 16.10.95 N 42.
Признать недействующей Дислокацию объектов, осуществляющих мелкорозничную торговлю, на 2002 год, утвержденную заместителем мэра города Ярославля, в части установления ассортиментного перечня разрешенных к торговле товаров как не соответствующую ГК РФ, Указу Президента Российской Федерации "О свободе торговли" и Закону РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Признать незаконным отказ территориальной администрации Кировского района города Ярославля согласовать осуществление индивидуальным предпринимателем Малеевым Сергеем Олеговичем деятельности по мелкорозничной торговле канцелярскими товарами с лотков по адресам: Первомайская, 5 (остановка "Торговый переулок"), ул. Депутатская, 15, Мукомольный переулок (остановка трамваев 1, 2, 3), произведенный по причине отсутствия в Дислокации указанной группы товаров.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 74-Г02-43 от 10.01.2003] К полномочиям исполнительных органов государственной власти субъекта РФ отнесено проведение единой государственной политики в области социального обеспечения и формирование иных органов исполнительной власти субъекта, а также разработка и осуществление государственной политики в сфере социального развития республики.  »
Общая судебная практика »
Читайте также