ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ (Н. Кондратенко, Е. Пашкова) Роль Конституционного Суда Российской Федерации в формировании судебной практики по налоговым спорам (обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за 1997 - 2002 годы).

В ФОРМИРОВАНИИ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО НАЛОГОВЫМ СПОРАМ
(обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации
за 1997 - 2002 год)
В соответствии со ст. 125 Конституции Российской Федерации основная функция Конституционного Суда Российской Федерации осуществление конституционного контроля в целях защиты основ конституционного строя, основ прав и свобод человека и гражданина. Конституционный контроль состоит в выявлении правовых актов государственных органов и должностных лиц, противоречащих конституционным положениям, а также в принятии мер по устранению этих отклонений.
Поскольку наибольшую актуальность в последнее время приобретают споры, возникающие в сфере налоговых правоотношений, проблемы применения налогового законодательства все чаще исследуются Конституционным Судом Российской Федерации. Решения, принятые им по результатам проверки конституционности правовых актов, способствуют совершенствованию налогового законодательства и формированию судебной практики.
В связи с этим авторами предлагается анализ постановлений (определений) Конституционного Суда Российской Федерации, в которых рассматриваются проблемы применения налогового законодательства, за период с 1997 по 2002 год.
1997 год
1. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.02.1997 N 3-П
При представлении проектов бюджета на год Правительство Российской Федерации обязано одновременно представлять проекты федеральных законов об установлении налогов (лицензионных сборов) на производство, розлив и оптовую продажу этилового спирта и алкогольной продукции, так как сборы, установленные ненадлежащим образом, не могут быть зафиксированы в качестве одного из источников доходов федерального бюджета.
Статья 57, ст. 71 (пункт "з"), ст. 75 часть 3 Конституции Российской Федерации.
Поводом к рассмотрению явились запросы о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.95 N 197 "О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции", которым установлены лицензионные сборы за производство, розлив и хранение алкогольной продукции и сбор за обследование предприятий на соответствие требованиям, предъявляемым к производству, розливу, хранению и оптовой продаже алкогольной продукции (пункт 1).
Федеральный закон от 22.11.95 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" закрепил необходимость лицензирования деятельности по производству и обороту (экспорт, импорт, поставки, закупка, оптовая и розничная реализация) этилового спирта и алкогольной продукции на территории Российской Федерации и установил разовый сбор за выдачу лицензии на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции и размеры этого сбора (ст. 6). Другие виды сборов в связи с осуществлением деятельности по производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции Законом не предусмотрены.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Конституция Российской Федерации относит федеральные налоги и сборы к ведению Российской Федерации (п. "з" ст. 71) и предусматривает, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом. Принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федеральных налогов и сборов подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации (ст. 106).
Федеральные налоги и сборы являются "законно установленными", если они установлены федеральным законодательным органом в надлежащей форме, то есть федеральным законом, в предусмотренном законом порядке и введены в действие в соответствии с действующим законодательством.
Указанные выше сборы не были установлены надлежащим образом, хотя в ряде федеральных бюджетных законов они зафиксированы в качестве одного из источников доходов федерального бюджета.
Однако одно лишь перечисление лицензионных сборов в федеральных бюджетных законах нельзя рассматривать как их установление, поскольку эти законы не содержат существенных элементов налоговых обязательств.
Ежегодные федеральные законы о порядке принятия бюджета предусматривают, что, прежде чем в федеральный бюджет включается доходная статья, должен быть принят отдельный закон об установлении данного налога.
Таким образом, с точки зрения разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти установление Правительством Российской Федерации лицензионных сборов за производство, розлив и хранение алкогольной продукции, за оптовую продажу алкогольной продукции и за обследование предприятий на соответствие требованиям, предъявляемым к производству, розливу, хранению и оптовой продаже алкогольной продукции, не соответствует Конституции Российской Федерации.
2. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21.03.1997 N 5-П
Установление налогов, нарушающее единство экономического пространства Российской Федерации, не допускается, поэтому введение региональных налогов, которое прямо или косвенно ограничивает свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств в пределах единого экономического пространства, а также формирует бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других либо переносит уплату налогов на налогоплательщиков других регионов, неправомерно.
Статья 8 (часть 1), ст. 71 (пункт "а"), ст. 74 (части 1, 2), ст. 114 (пункт "б" часть 1) Конституции Российской Федерации.
Поводом к рассмотрению дела явились запросы о конституционности Закона субъекта Российской Федерации "О налоге на реализацию спиртоводочной продукции".
В соответствии с Конституцией Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации и ее субъектах (п. "и" ч. 1 ст. 72) предусмотрено, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
На момент принятия данного постановления таким законом являлся Закон Российской Федерации от 27.12.91 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Законы субъектов Российской Федерации по этому предмету совместного ведения должны приниматься в соответствии с ним.
Принцип налогообложения и сборов в части, непосредственно предопределяемой положениями Конституции Российской Федерации находятся, в введении Российской Федерации (п. "а" ст. 71). К ним относятся обеспечение единой финансовой политики, включающей в себя и единую налоговую политику, единство налоговой системы, равное налоговое бремя и установление налоговых изъятий только на основании Закона.
Положения Конституции Российской Федерации развивают одну из основ конституционного строя Российской Федерации принцип единства экономического пространства (ст. 8 ч. 1), означающий, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 74). Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ч. 2 ст. 74).
Следовательно, не допускается установление налогов, нарушающее единство экономического пространства Российской Федерации.
Принцип установления налогов законами закреплен в Конституции Российской Федерации (ст. 57). Применительно к налогам субъектов Российской Федерации "законно установленными" являются только такие налоги, которые вводятся законодательными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, определенными федеральным законом.
3. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21.03.1997 N 5-П
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право, но не обязанность устанавливать региональные налоги, перечень которых и вытекающие из него ограничения по введению дополнительных налогов и обязательных отчислений, а также по повышению ставок и налоговых платежей является исчерпывающим.
Статьи 34, 35 Конституции Российской Федерации, ст. 20 (пункты 1, 2) Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.1991.
Поводом к рассмотрению дела явились запросы о конституционности Закона субъекта Российской Федерации "О налоге на реализацию спиртоводочной продукции".
Установление налогов и сборов осуществляется федеральными органами власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (п. "з" ст. 71, ст. 73, ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации).
Установление налогов и сборов органами государственной власти субъектов Российской Федерации должно осуществляться в соответствии с имеющей прямое действие Конституцией Российской Федерации и общими принципами налогообложения и сборов, содержащимися в федеральном законе. При этом право субъектов Российской Федерации на установление налогов всегда носит производный характер, поскольку субъекты Российской Федерации связаны этими общими принципами.
Один из таких принципов исчерпывающий по своему характеру перечень региональных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и вытекающие из него ограничения по введению дополнительных налогов и обязательных отчислений, а также по повышению ставок налогов и налоговых платежей.
Установление налога субъектом Российской Федерации означает его право самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог, так как исчерпывающий перечень региональных налогов порождает только право, но не обязанность устанавливать налог. Установление регионального налога означает конкретизацию общих правовых положений, в том числе детальное определение субъектов и объектов налогообложения, порядка и сроков уплаты налогов, правил предоставления льгот, способы исчисления конкретных ставок.
4. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 01.04.97 N 6-П
Сбор за электроэнергию, отпущенную предприятиям сферы материального производства, является по своей природе федеральным налогом, поэтому только федеральный законодательный орган, а не Правительство Российской Федерации имеет право на его установление и определение основных параметров.
------------------------------------------------------------------

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду статьи 2, 5,19 (пункт 5) Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.1991 и ст. 57, 75 (часть 3), 115 (часть 1) Конституции РФ.
------------------------------------------------------------------
Статьи 2, 5, 19 (пункт 5), 57, 75 (часть 3), 115 (часть 1) Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.1991, Федеральный закон "Об акцизах" в редакции от 07.03.1996.
Поводом к рассмотрению дела явился запрос о проверке конституционности положений пунктов 8 и 9 Постановления Правительства Российской Федерации "Об отмене вывозных таможенных пошлин, изменении ставок акциза на нефть и дополнительных мерах по обеспечению поступления доходов в федеральный бюджет".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.1996 N 479 "Об отмене вывозных таможенных пошлин, изменении ставок акциза на нефть и дополнительных мерах по обеспечению поступления доходов в федеральный бюджет" с 01.04.96 введен сбор за отпускаемую электроэнергию предприятиям сферы материального производства. Установлен средний размер дифференцированно по регионам в зависимости от сложившейся стоимости потребляемой в них электроэнергии. Региональным энергетическим комиссиям субъектов Российской Федерации предписано учитывать указанный сбор при регулировании тарифов на электроэнергию.
Содержащиеся в данном постановлении основные характеристики сбора за электроэнергию, отпускаемую предприятиям сферы материального производства, свидетельствуют о том, что он фактически представляет собой один из видов налога акциз (косвенный налог, включаемый в цену товара, продукции) и по своей природе является федеральным налогом.
Конституция Российской Федерации относит федеральные налоги и сборы к ведению Российской Федерации (п. "з" ст. 71).
Только федеральный законодательный орган имеет право на установление федерального налога, каковым по своей сути является сбор за электроэнергию, отпускаемую предприятиям сферы материального производства, и на определение его основных параметров. Лишь законодатель вправе отнести электроэнергию к подакцизным товарам (продукции), приняв соответствующий федеральный закон в установленной Конституцией Российской Федерации процедуре.
Федеральный закон "Об акцизах" (в редакции от 07.03.1996) не включает электроэнергию в число товаров (продукции), которые облагаются акцизами, и не предоставляет Правительству Российской Федерации право принимать самостоятельно такое решение в порядке, аналогичном для отнесения к подакцизным товарам (продукции) отдельных видов минерального сырья. Указанный сбор до принятия Правительством Российской Федерации решения о его введении не был установлен или подтвержден федеральным законодателем и в каких-либо иных законодательных актах.
Введя своим постановлением сбор за электроэнергию, отпускаемую предприятиям сферы материального производства, являющийся фактически новым федеральным налогом, Правительство Российской Федерации превысило свои полномочия, вмешалось в компетенцию федерального органа законодательной власти, нарушив конституционный принцип разделения властей и предусмотренный Конституцией Российской Федерации и федеральными законами порядок установления федеральных налогов и сборов.
5. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.1997 N 13-П
Органы местного самоуправления и органы государственной власти вправе устанавливать дифференцированные по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории ставки налога на городские земли, однако это их полномочие не может использоваться для придания законам, ухудшающим положение налогоплательщиков, обратной силы, поэтому распространение новых завышенных ставок земельного налога, установленных законом с 15 июля 1995 г. на уже осуществленные (или подлежащие осуществлению) платежи, ранее исчисленные из ставок земельного налога, установленных на 1994 год, не соответствует Конституции Российской Федерации.
Статьи 54 (часть 2), 57 Конституции Российской Федерации.
Поводом к рассмотрению послужило заявление о признании неконституционным Закона субъекта Российской Федерации

[РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n ВКПИ02-131 от 30.12.2002] В удовлетворении жалобы о признании незаконным п. 17 Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 10.10.1998 n 455, отказано, так как законом установлено, что размеры страховых сумм военнослужащим определяются исходя из окладов месячного содержания этих военнослужащих, включающих в себя месячные оклады по занимаемой должности и месячные оклады по воинскому званию.  »
Общая судебная практика »
Читайте также