[РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ от 27.12.2002] О признании недействующим постановления мэра города Абакана от 14.10.02 n 1569 О внесении изменений во Временное положение о порядке организации маршрутных пассажирских перевозок в городе Абакане в связи с несоответствием статьям 7, 8 Закона РСФСР от 22.03.91 n 948-1 О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.

РЕШЕНИЕ
от 27 декабря 2002 года
Дело N А74-3664/02-К2
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Хакасия рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Хакасского территориального управления МАП России, г. Абакан, к администрации города Абакана о признании недействующим постановления мэра города Абакана от 14.10.02 N 1569.
Хакасское территориальное управление МАП России (далее - ХТУ МАП) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного акта администрации города Абакана - постановления мэра города Абакана от 14.10.02 N 1569 "О внесении изменений во Временное положение о порядке организации маршрутных пассажирских перевозок в городе Абакане". Временное положение, в свою очередь, было утверждено постановлением мэра города Абакана от 20.12.01 N 1831.
ХТУ МАП пришло к выводу о том, что внесенные во Временное положение изменения не допускают конкуренции на рынке пассажирских перевозок и ущемляют интересы тех хозяйствующих субъектов, которые в установленном порядке заявили о намерении заниматься перевозочной деятельностью.
Администрация города Абакана не согласна с предъявленным требованием, полагая, что новая редакция Временного положения обеспечивает нормальное функционирование рынка транспортных услуг и направлена на защиту интересов потребителей этих услуг. Суд
установил:
20.12.01 мэр города Абакана издал постановление N 1831 "Об утверждении Временного положения о порядке организации маршрутных пассажирских перевозок в городе Абакане". В пункте 12 Временного положения был предусмотрен запрет перевозчику на передачу третьим лицам права на эксплуатацию маршрута.
В соответствии с постановлением мэра города Абакана от 14.10.02 N 1569 редакция пункта 12 Временного положения была изменена на следующую: "Перевозчику запрещается передача третьим лицам права на эксплуатацию маршрута без согласования с УКХТ (Управлением коммунального хозяйства и транспорта администрации города Абакана)". Настоящее постановление опубликовано в газете "Абакан" N 116 за 16 октября 2002 г.
В данном изменении ХТУ МАП усмотрело нарушение ответчиком статей 7 и 8 Закона РСФСР от 22.03.91 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции), в связи с чем обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим.
В соответствии с частью 3 статьи 191 АПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к подведомственности арбитражных судов.
Согласно пункту 6 статьи 12 Закона о конкуренции (в редакции от 09.10.02 N 122-ФЗ) антимонопольный орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными актов органов местного самоуправления, противоречащих антимонопольному законодательству.
Учитывая, что оспариваемый акт - постановление мэра города Абакана - издан в пределах полномочий мэра, предусмотренных пунктом 7 статьи 40 устава города Абакана, утвержденного решением городского Совета депутатов от 30.10.96 N 163 (в редакции от 27.03.98 N 406), носит нормативный характер и в соответствии с указанным выше Законом о конкуренции спор о признании его недействующим отнесен к подведомственности арбитражного суда, заявление антимонопольного управления рассматривается по существу.
Исследовав представленные документы, оценив доводы сторон, арбитражный суд полагает требование антимонопольного управления правомерным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 13 Порядка организации маршрутных пассажирских перевозок в городе Абакане, утвержденного решением Абаканского городского Совета депутатов от 29.05.98 N 428, постановка транспортных средств на маршрут в пределах их максимального количества на маршруте осуществляется на основании заявления перевозчика, подаваемого в транспортный отдел администрации города. В заявлении должны быть указаны следующие сведения:
полное наименование перевозчика,
его место жительства,
номер, дата выдачи и срок действия лицензии,
марка транспортного средства, год выпуска, количество посадочных мест,
конкретный маршрут или согласие осуществлять перевозки по любому предложенному графику,
дата подачи заявления.
Заявление, не соответствующее требованиям данного пункта, возвращается заявителю без рассмотрения.
Указанные требования служат, по мнению арбитражного суда, целям обеспечения конкуренции хозяйствующих субъектов на рынке перевозок пассажиров по маршрутам города Абакана, так как ставят всех предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность, в равное положение.
Пункт 12 Временного положения о порядке организации маршрутных пассажирских перевозок в городе Абакане в первоначальной редакции, в соответствии с которой перевозчику запрещалось передавать третьим лицам право на эксплуатацию маршрута, соответствовал существующему Порядку организации маршрутных пассажирских перевозок в городе Абакане.
Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика, оспариваемое изменение было продиктовано необходимостью контроля со стороны администрации города за перевозчиками, которые обменивались маршрутами, не сообщая об этом администрации. Кроме того, при сложившемся круге лиц, осуществляющих перевозки, предпочтение теперь отдавалось тем предпринимателям, которые уже участвовали в перевозочной деятельности и зарекомендовали себя с положительной стороны.
Позиция ответчика, по существу, свидетельствует о возможности соглашения между органом местного самоуправления и осуществляющим хозяйственную деятельность хозяйствующим субъектом и об ограничении доступа на рынок товарных услуг других (новых) хозяйствующих субъектов.
В соответствии со статьей 7 Закона о конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты или совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.
Под дискриминационными условиями согласно статье 5 Закона о конкуренции понимается создание условий доступа на товарный рынок, обмена, потребления, приобретения, производства, реализации товара, которые ставят одного или нескольких хозяйствующих субъектов в неравное положение с другим или другими хозяйствующими субъектами.
Кроме того, статьей 8 указанного Закона запрещается заключение в любой форме соглашений или осуществление согласованных действий органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов, которые приводят или могут привести к ограничению доступа на рынок хозяйствующих субъектов.
В связи с изложенным арбитражный суд признает недействующим постановление мэра города Абакана от 14.10.02 N 1569, поскольку оно не соответствует изложенным выше положениям Закона о конкуренции.
В соответствии с частью 5 статьи 195 АПК РФ нормативный правовой акт, признанный арбитражным судом недействующим, не подлежит применению с момента вступления в законную силу решения суда и должен быть приведен в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Арбитражный суд
решил:
признать постановление мэра города Абакана от 14.10.02 N 1569 "О внесении изменений во Временное положение о порядке организации маршрутных пассажирских перевозок в городе Абакане" недействующим в связи с несоответствием статьям 7, 8 Закона РСФСР от 22.03.91 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 74-Г02-42 от 27.12.2002] В удовлетворении заявления об отмене постановлений Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) О назначении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и О назначении выборов глав муниципальных образований в Республике Саха (Якутия) отказано правомерно, так как они приняты в соответствии с федеральным законодательством и прав заявителя не нарушают.  »
Общая судебная практика »
Читайте также