[РЕКОМЕНДАЦИИ] Рекомендации о применении общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров (приняты на Всероссийском совещании в г. Москве 24.12.2002).

И НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ
Обсудив проблемы применения общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации в практике конституционного правосудия и других органов государственной власти, участники Всероссийского совещания отмечают, что в настоящее время идет интенсивный процесс согласования положений внутригосударственных норм с требованиями соответствующих норм международного права. В Российской Федерации этому процессу способствует содержание Конституции, в том числе ее части четвертой статьи 15, посредством которой осуществлена общая инкорпорация признаваемых Россией для себя в качестве обязательных международно - правовых норм в правовую систему России.
Более того, наблюдается неуклонное сближение содержания ряда международно - правовых и конституционно - правовых институтов, особенно в сфере прав и свобод человека, а также реализация признанных и гарантированных прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации как составная часть ее правовой системы дают возможность органам государственной власти, особенно - судам, принимать эффективные решения с целью обеспечения господства права и укрепления тем самым правового государства.
Конституционный Суд Российской Федерации, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, суды общей юрисдикции и другие правоприменительные органы основываются в своей деятельности на положениях Конституции Российской Федерации, согласно которым человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Они являются непосредственно действующими и обеспечиваются государством.
Конституционный Суд Российской Федерации в своей практике опирается на общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, т.е. использует и, по сути, применяет соответствующую правовую модель, закрепленную той или иной нормой международного права. Выработанные Конституционным Судом правовые позиции определяют его окончательные выводы. При отсутствии противоречий между признаваемыми Россией правилами международного договора и правилами федерального закона они применяются совместно.
Потенциал международных, в том числе европейских, источников права используется Конституционным Судом как важный инструментарий для обоснования своих позиций при выработке решений. Эти позиции содержатся в мотивировочной части 180 решений (82 постановлений и 98 определений) и повлияли на излагаемые в резолютивной части окончательные выводы о соответствии или несоответствии Конституции оспариваемых нормативных актов. Решения Конституционного Суда Российской Федерации содержат более 200 ссылок на международные документы различного уровня. Фактически каждое третье постановление мотивировано, в том числе с помощью отсылок к международно - правовым актам и решениям Европейского Суда по правам человека. Поскольку перечень гарантированных прав и свобод в международном праве и законодательстве Российской Федерации фактически идентичен, Конституционный Суд защищает их, ориентируясь прежде всего на нормы международного права. При этом в конституционном судопроизводстве обнаруживается широкий подход к применению международно - правовых стандартов в области прав и свобод, который выражается как в конкуренции их содержания в соответствии с правовыми взглядами в демократическом обществе, так и в отказе от узкого понимания международных источников, которыми может пользоваться Конституционный Суд при выработке своих позиций.
Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации в сфере применения общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации прежде всего оказали влияние на практику конституционных (уставных) судов, которые весьма интенсивно используют их в обосновании своих решений. Более сорока решений этих судов дополнительно аргументированы ссылками на соответствующие международно - правовые положения.
Характерно, что практикой конституционного судопроизводства выработан новый в российской науке подход к пониманию общепризнанных принципов и норм международного права, адекватный идеям глобализации в гуманистическом развитии и в целом - обеспечении устойчивого развития. Правовое значение такого подхода заключается в том, что решение Конституционного Суда, исходившее из общепризнанности тех или иных правил в международном сообществе и опирающееся в конечных выводах на положения Конституции Российской Федерации, не требует в силу его конституционного статуса подтверждения какими-либо другими органами. При этом обязательная сила решения Конституционного Суда связана с выводами, содержащимися не только в резолютивной части решения, но и в его мотивировочной части, в которой отражаются правовые позиции и аргументация Суда, влияющие на его окончательные выводы.
Использование Конституционным Судом Российской Федерации международных и международно - правовых актов способствовало формированию правоприменительной практики других судов и органов публичной власти фактически по всем отраслям законодательства и особенно по вопросам обеспечения права собственности, уголовного и гражданского судопроизводства, таможенного, налогового и бюджетного законодательства и вопросам международного частного права. Применение определенных положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод в толковании, которое им уже придал Европейский Суд по правам человека, содействует приведению Россией правоприменительной практики в соответствие со своими обязательствами, вытекающими из участия в Конвенции и Протоколах к ней.
В конечном итоге использование Конституционным Судом в своих решениях общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации способствует совершенствованию действующего законодательства и прямому действию Конституции Российской Федерации, толкованию не только конституционных, но и международных, включая европейские, правовых норм в сфере содержания прав и свобод граждан, облегчает задачу других судов в применении норм международного права в конкретных делах.
С целью исполнения международных обязательств Российской Федерации в соответствии с европейскими стандартами прав и свобод человека и гражданина в последние годы осуществлено определенное информационное обеспечение правоприменительных органов практикой Европейского Суда по правам человека: изданы двухтомник его решений и комментарии к ним. "Журнал российского права" и "Российская юстиция" знакомят читателей с последними постановлениями Суда. Этому же посвящается и одна из рубрик дайджеста "Конституционное правосудие в странах СНГ и Балтии". Вышли первые номера российского издания "Бюллетеня Европейского Суда по правам человека".
Применение международных договоров в российской судебной практике становится обычным явлением. В этом плане имеется определенный опыт у Верховного Суда Российской Федерации (Постановление Пленума от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения Конституции Российской Федерации в осуществлении правосудия") и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Последним с 1996 года издано четыре информационных письма Президиума, а также принято Постановление Пленума от 11 июня 1999 г. N 8 "О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса".
Вместе с тем многие юристы - судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, сотрудники органов законодательной и исполнительной власти - еще не осознали практические потребности и требования, вытекающие из факта вхождения России в европейское правовое пространство. К сожалению, в стране не использован временной запас с момента вступления России в Совет Европы до вступления в силу для Российской Федерации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и момента начала рассмотрения конкретных "российских" дел в Европейском Суде по правам человека для приведения законодательства страны в соответствие с Европейской конвенцией. Отстает от требований работа над законопроектами, прямо вытекающими из обязательств, принятых при вступлении России в Совет Европы. Здесь большая роль принадлежит Федеральному Собранию Российской Федерации, Администрации Президента России, Правительству; Конституционному Суду, Верховному Суду, Высшему Арбитражному Суду, Генеральной прокуратуре России, министерствам и ведомствам, субъектам Российской Федерации. Представляется уместным более широкое применение в правовой деятельности типовых законов, разрабатываемых международными фондами.
Требуется ориентация судов общей юрисдикции и арбитражных судов на применение постановлений Европейского Суда. Для этого необходимо, в частности, обеспечить доступность международно - правовых актов, в том числе и решений Европейского Суда по правам человека.
В целях совершенствования деятельности конституционного правосудия и других органов государственной власти по применению общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации Всероссийское совещание рекомендует:
1. Федеральному Собранию Российской Федерации:
принять меры по завершению работы над законопроектами, прямо вытекающими из обязательств Российской Федерации, принятых ею при вступлении в Совет Европы;
рассмотреть вопрос о принятии необходимых изменений в Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", предусмотрев в "Собрании законодательства Российской Федерации" шестой раздел для опубликования в нем постановлений Европейского Суда по правам человека в части, касающейся Российской Федерации;
обеспечить приведение в соответствие с положениями части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации нормы части 3 статьи 1 Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации.
2. Федеральному Собранию Российской Федерации, законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации учитывать необходимость проведения обязательной экспертизы рассматриваемых законопроектов с точки зрения их соответствия международно - правовым обязательствам Российской Федерации.
3. Администрации Президента Российской Федерации:
рассмотреть совместно с Управлением делами Президента Российской Федерации вопрос о возможности издания в издательстве "Юридическая литература" специального бюллетеня для опубликования важнейших решений Европейского Суда по правам человека на русском языке;
активизировать работу по формированию банка данных международных договоров Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 июля 1996 г. N 1019.
4. Конституционному Суду Российской Федерации (по согласованию) подготовить и издать систематизированное собрание своих правовых позиций по применению общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации.
5. Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, другим министерствам и ведомствам и соответствующим организациям рассмотреть вопрос о внесении корректив в программы повышения квалификации судей, прокурорско - следственных работников, сотрудников аппаратов органов законодательной и исполнительной власти, других категорий юристов, предусмотрев спецкурсы или темы о применении общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.
6. Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о расширении распространения международно - правовой информации среди граждан России.
7. Министерству образования Российской Федерации обсудить вопрос о возможности введения и преподавания в высших юридических учебных заведениях специальных курсов "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти", "Права человека", "Международно - правовые стандарты в сфере прав человека" и спецкурса "Европейское судебное право".
8. Уполномоченному Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека совершенствовать работу по обеспечению необходимого информирования органов государственной власти, должностных лиц и граждан о постановлениях Европейского Суда по правам человека.
9. Полномочному представителю Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации ежегодно обобщать практику применения конституционными (уставными) судами международных актов и представлять органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендации по совершенствованию деятельности в этой сфере.
10. Считать целесообразным ежегодное проведение Всероссийских совещаний по актуальным проблемам права с участием представителей законодательной, исполнительной и судебной власти, науки и высших учебных заведений.
Приняты на Всероссийском совещании
в г. Москве 24 декабря 2002 г.

[ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ n 6051/00 от 24.12.2002] Дело по иску о сносе самовольной постройки или взыскании убытков при невозможности сноса направлено на новое рассмотрение в связи с неполным исследованием арбитражным судом обстоятельств дела.  »
Общая судебная практика »
Читайте также