ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ n 5735/05 от 23.08.2005 В удовлетворении заявления о признании незаконным письма налоговой инспекции об отказе в проведении зачета излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и бездействия налоговой инспекции по заявлению общества с ограниченной ответственностью о зачете излишне уплаченных страховых взносов в Фонд социального страхования РФ, а также о ее обязании произвести зачет излишне уплаченных сумм в счет предстоящих платежей отказано, поскольку обществом нарушен трехлетний срок подачи заявления о зачете суммы излишне уплаченного налога.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 августа 2005 г. N 5735/05
Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя
Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации Иванова А.А.;
членов
Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А.,
Бабкина А.И., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г.,
Киреева Ю.А., Першутова А.Г., Слесарева В.Л.,
Суховой Г.И., Финогенова В.И., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление Инспекции
Федеральной налоговой службы N 5 по городу
Москве о пересмотре в порядке надзора
решения Арбитражного суда города Москвы от
15.11.2004 по делу N А40-32267/04-90-373 и постановления
Федерального арбитражного суда
Московского округа от 18.02.2005 по тому же
делу.
В заседании приняли участие
представители:
от заявителя - Инспекции
Федеральной налоговой службы N 5 по городу
Москве - Виноградова М.М., Тренева М.Г., Елина
Н.В., Чернов П.В.;
от общества с
ограниченной ответственностью
"Энерджайзер" - Треплин С.В.
Заслушав и
обсудив доклад судьи Финогенова В.И., а
также объяснения представителей
участвующих в деле лиц, Президиум установил
следующее.
Общество с ограниченной
ответственностью "Энерджайзер" (далее -
общество) обратилось в Арбитражный суд
города Москвы с заявлением о признании
незаконными содержащегося в письме от
19.05.2004 N 8962 решения Инспекции Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам N 5
по Центральному административному округу
города Москвы (в настоящее время - Инспекция
Федеральной налоговой службы N 5 по городу
Москве; далее - налоговая инспекция) об
отказе в проведении зачета излишне
уплаченных страховых взносов в Пенсионный
фонд Российской Федерации и бездействия
налоговой инспекции по заявлению общества
о зачете излишне уплаченных страховых
взносов в Фонд социального страхования
Российской Федерации, а также о ее обязании
произвести зачет излишне уплаченных сумм в
счет предстоящих платежей.
Решением
суда первой инстанции от 15.11.2004 заявленные
требования удовлетворены.
Федеральный
арбитражный суд Московского округа
постановлением от 18.02.2005 решение оставил
без изменения.
В заявлении, поданном в
Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации, о пересмотре в порядке надзора
решения суда первой и постановления суда
кассационной инстанций налоговая
инспекция просит их отменить, ссылаясь на
неправильное применение судами норм
материального права, нарушение
единообразия судебной практики.
Проверив обоснованность доводов,
изложенных в заявлении и выступлениях
присутствующих в заседании представителей
сторон, Президиум считает, что оспариваемые
судебные акты подлежат отмене с принятием
нового судебного акта по следующим
основаниям.
Территориальными органами
Пенсионного фонда Российской Федерации,
Фонда социального страхования Российской
Федерации и обществом была проведена
сверка расчетов по уплате страховых
взносов по состоянию на 01.01.2001. Акты сверки
от 29.01.2001 и 31.01.2001 содержат данные о том, что
по лицевому счету общества числятся
переплаты: 112300 рублей Пенсионному фонду
Российской Федерации и 176870 рублей Фонду
социального страхования Российской
Федерации.
Общество 13.01.2004 обратилось в
налоговую инспекцию с заявлениями, в
которых просило произвести зачет указанных
сумм в счет предстоящих платежей.
В
письме от 19.05.2004 N 8962 налоговая инспекция
сообщила обществу об отказе в зачете
излишне уплаченных страховых взносов в
Пенсионный фонд Российской Федерации,
сославшись на нарушение им установленного
пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса
Российской Федерации трехлетнего срока
подачи заявления о зачете суммы излишне
уплаченного налога.
Заявление общества
о зачете излишне уплаченных страховых
взносов в Фонд социального страхования
Российской Федерации налоговая инспекция
оставила без ответа.
Общество, считая,
что решение налоговой инспекции от 19.05.2004 N
8962 и ее бездействие нарушают его право на
своевременный зачет суммы излишне
уплаченных страховых взносов, обратилось в
арбитражный суд.
Удовлетворяя
требования общества, суд первой инстанции
исходил из пункта 8 статьи 78 Налогового
кодекса Российской Федерации, согласно
которому заявление о возврате суммы
излишне уплаченного налога может быть
подано в течение трех лет со дня ее уплаты, а
срок подачи заявления о ее зачете в счет
предстоящих платежей не установлен.
Оставляя решение суда без изменения, суд
кассационной инстанции руководствовался
также положениями, изложенными в
определении Конституционного Суда
Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О, и
сделал вывод, что трехлетний срок обществом
не пропущен, так как о нарушении своего
права оно узнало из актов сверки,
составленных 29.01.2001 и 31.01.2001, ранее общество
не могло определить наличие у него
переплаты.
С выводами судов нельзя
согласиться.
В соответствии с пунктом 8
статьи 78 Налогового кодекса Российской
Федерации заявление о возврате суммы
излишне уплаченного налога может быть
подано в течение трех лет со дня уплаты
указанной суммы.
Согласно пунктам 4 и 5
названной статьи Кодекса зачет суммы
излишне уплаченного налога в счет
предстоящих платежей осуществляется на
основании письменного заявления
налогоплательщика по решению налогового
органа. В определенных случаях налоговые
органы вправе производить зачет излишне
уплаченной суммы налога самостоятельно.
Следовательно, как возврат, так и зачет
излишне уплаченных сумм налогов, сборов и
пеней осуществляются налоговым органом по
заявлению налогоплательщика.
Зачет
излишне уплаченной суммы налога, сбора и
пеней представляет собой сокращение
налогового обязательства плательщика на
будущий период и влечет недополучение
бюджетом соответствующих сумм налоговых
платежей, подлежащих уплате.
Возврат
излишне уплаченного налога заключается в
изъятии из бюджета ранее уплаченных сумм
налога, сбора и пеней.
По своему
экономическому содержанию между зачетом и
возвратом налоговых платежей существенных
различий не имеется, и фактически зачет
излишне уплаченных сумм налога является
разновидностью (формой) возврата этих сумм,
восстановлением имущественного положения
налогоплательщика.
Ссылка суда
кассационной инстанции на правовую позицию
Конституционного Суда Российской
Федерации, изложенную в определении от
21.06.2001 N 173-О, является необоснованной. В
названном определении имеется в виду
применение общих правил исчисления срока
исковой давности при рассмотрении исков о
возврате из бюджета переплаченной суммы
налога, а в данном случае предметом
заявленных требований является
оспаривание в суде законности
ненормативного акта налоговой инспекции и
ее бездействие.
Уплата страховых
взносов в бюджеты Пенсионного фонда
Российской Федерации и Фонда социального
страхования Российской Федерации,
вследствие чего и образовалась переплата,
производилась самим обществом до той даты,
по состоянию на которую были составлены
акты сверки, то есть до 01.01.2001.
Следовательно, по состоянию на 01.01.2004 три
года истекли и обществом пропущен срок
обращения для зачета страховых взносов,
поскольку заявления на производство зачета
поданы обществом в налоговую инспекцию
13.01.2004.
Таким образом, у судов первой и
кассационной инстанций отсутствовали
правовые основания для признания
незаконными решения налоговой инспекции об
отказе в зачете излишне уплаченных
страховых взносов в Пенсионный фонд
Российской Федерации и ее бездействия в
отношении излишне уплаченных страховых
взносов в Фонд социального страхования
Российской Федерации.
При таких
обстоятельствах оспариваемые судебные
акты в соответствии с пунктом 1 статьи 304
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации подлежат отмене как
нарушающие единообразие в толковании и
применении арбитражными судами норм
права.
Учитывая изложенное и
руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1
статьи 305, статьей 306 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации, Президиум Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации
постановил:
решение суда первой инстанции от 15.11.2004 по
делу N А40-32267/04-90-373 Арбитражного суда города
Москвы и постановление Федерального
арбитражного суда Московского округа от
18.02.2005 по тому же делу отменить.
Обществу с ограниченной ответственностью
"Энерджайзер" в удовлетворении заявленных
требований о признании незаконными
содержащегося в письме от 19.05.2004 N 8962 решения
Инспекции Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам N 5 по
Центральному административному округу
города Москвы об отказе в проведении зачета
излишне уплаченных страховых взносов в
Пенсионный фонд Российской Федерации и
бездействия налоговой инспекции по
заявлению общества о зачете излишне
уплаченных страховых взносов в Фонд
социального страхования Российской
Федерации, а также о ее обязании произвести
зачет излишне уплаченных сумм в счет
предстоящих платежей отказать.
Председательствующий
А.А.ИВАНОВ