[ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ n 6312/01 от 24.12.2002] Иск о признании недействительным решения налоговой инспекции удовлетворен правомерно, так как налогообложение подразделений вневедомственной охраны осуществлялось в соответствии с законом, исключающим их из числа налогоплательщиков, а полученные средства за охрану объектов - из объектов налогообложения по налогам на прибыль, на пользователей автомобильных дорог и на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2002 г. N 6312/01
Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации рассмотрел протест
заместителя Генерального прокурора
Российской Федерации на решение
Арбитражного суда Брянской области от 02.04.01
по делу N А09-302/01-25 и постановление
Федерального арбитражного суда
Центрального округа от 09.06.01 по тому же
делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи и
выступление первого заместителя
Генерального прокурора Российской
Федерации, поддержавшего протест,
Президиум установил следующее.
Отделение вневедомственной охраны при
отделе внутренних дел Стародубского района
Брянской области обратилось в Арбитражный
суд Брянской области с иском к Инспекции
Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам по Стародубскому району
Брянской области о признании
недействительным ее решения от 10.01.01 N 801 о
взыскании 61666 рублей налога на
пользователей автомобильных дорог, 30828
рублей налога на содержание жилищного
фонда и объектов социально - культурной
сферы, а также 25872 рублей пеней и 18500 рублей
штрафов.
Решением от 02.04.01 исковые
требования удовлетворены в части взыскания
18500 рублей штрафов, в остальной части в иске
отказано.
Федеральный арбитражный суд
Центрального округа постановлением от 09.06.01
решение оставил без изменения.
В
протесте заместителя Генерального
прокурора Российской Федерации
предлагается указанные судебные акты в
части отказа в удовлетворении исковых
требований отменить. В остальной части
судебные акты оставить без изменения.
Президиум считает, что протест подлежит
удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, вывод
налогового органа о наличии у отделения
вневедомственной охраны обязанности по
уплате налога на пользователей
автомобильных дорог и налога на содержание
жилищного фонда и объектов социально -
культурной сферы сделан по результатам
выездной налоговой проверки за 1999 год и 9
месяцев 2000 года.
Этот вывод
противоречит применявшемуся в период
проверки законодательству.
Поскольку
проверка осуществлялась в отношении
налогов, установленных до вступления в силу
Налогового кодекса Российской Федерации,
подлежит применению пункт 15 Постановления
Пленума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 28.02.01 N 5 "О некоторых
вопросах применения части первой
Налогового кодекса Российской Федерации",
из которого следует, что до введения в
действие соответствующих глав части второй
Налогового кодекса Российской Федерации
освобождение от исполнения обязанности по
уплате налогов осуществляется в
соответствии с законодательными актами,
независимо от того, связаны они в целом или
не связаны с вопросами налогообложения.
Согласно статье 19 Налогового кодекса
Российской Федерации и статье 5
Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О
введении в действие части первой
Налогового кодекса Российской Федерации"
(утратила силу в связи с введением в
действие части второй Налогового кодекса
Российской Федерации и внесением изменений
в некоторые законодательные акты
Российской Федерации о налогах)
налогоплательщиками признавались
организации, на которых действовавшими в
соответствующий период законами,
устанавливающими порядок уплаты
конкретных налогов, возлагалась эта
обязанность.
Подразделения
вневедомственной охраны при органах
внутренних дел согласно Закону Российской
Федерации "О милиции" относятся к милиции
общественной безопасности, и охрана
имущества физических и юридических лиц на
основе заключенных с ними договоров
является их обязанностью.
Содержание
подразделений вневедомственной охраны за
счет средств, поступающих на основе
договоров, является формой финансирования
и материально - технического обеспечения
государственного органа исполнительной
власти, применяемой наряду с бюджетным
финансированием иных подразделений
милиции (раздел VII указанного Закона и
раздел 8 Положения о милиции общественной
безопасности (местной милиции) в Российской
Федерации, утвержденного Указом Президента
Российской Федерации от 12.02.93 N 209). Названные
средства признавались целевыми, так как они
расходуются в соответствии с нормами,
установленными по всей системе МВД России
на содержание вневедомственной охраны, в
порядке, предусмотренном Положением о
вневедомственной охране при органах
внутренних дел Российской Федерации,
утвержденным Постановлением Правительства
Российской Федерации от 14.08.92 N 589, и по этому
основанию не подлежали налогообложению
налогом на пользователей автомобильных
дорог.
Налогообложение подразделений
вневедомственной охраны осуществлялось в
соответствии с названными
законодательными актами и с учетом
разъяснений Государственной налоговой
службы Российской Федерации от 22.08.94 N
ВГ-6-01/307 и от 25.05.98 N СШ-6-07/300, исключающими
вневедомственную охрану из числа
налогоплательщиков, а полученные ими
средства за охрану объектов - из объектов
налогообложения по налогам на прибыль, на
пользователей автомобильных дорог и на
содержание жилищного фонда и объектов
социально - культурной сферы.
В 1999 и 2000
годах изменений условий налогообложения в
отношении налогов, на уплате которых
настаивает налоговый орган, по сравнению с
имевшими место ранее условиями, не
произошло, поэтому введение в действие
части первой Налогового кодекса Российской
Федерации не повлекло возникновения у
подразделений вневедомственной охраны
обязанности по их уплате.
Учитывая
изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, Президиум Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
решение Арбитражного суда
Брянской области от 02.04.01 по делу N А09-302/01-25 и
постановление Федерального арбитражного
суда Центрального округа от 09.06.01 по тому же
делу в части отказа в удовлетворении
требования о признании недействительным
решения Инспекции Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам по
Стародубскому району Брянской области от
10.01.01 N 801 о взыскании недоимок и сумм пеней
по налогам на пользователей автомобильных
дорог и на содержание жилищного фонда и
объектов социально - культурной сферы
отменить. Исковые требования в этой части
удовлетворить.
В остальной части
указанные судебные акты оставить без
изменения.
Председатель
Высшего
Арбитражного Суда
Российской
Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ