ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n КАС02-644 от 19.12.2002 В удовлетворении заявления о признании частично недействительными пунктов 12 и 14 Инструкции ЦБ РФ от 19.02.1996 n 34 О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России) отказано правомерно, поскольку оспариваемые положения не противоречат федеральному законодательству и не нарушают прав и законных интересов заявителя.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 декабря 2002 г. N КАС02-644
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Толчеева Н.К.,
членов коллегии Петроченкова А.Я.,
Кебы Ю.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 19 декабря 2002 года гражданское дело по заявлению Т. о признании частично недействительными пунктов 12 и 14 Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 19 февраля 1996 г. N 34 "О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)" по кассационной жалобе Т. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 29 октября 2002 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К., объяснения Т. и его представителя Терехина А.Г., поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия
установила:
Т. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительными положений указанной выше Инструкции, содержащихся в подпунктах "в" и "д" пункта 12, в соответствии с которыми рабочая группа, осуществляющая проверку кредитной организации и ее филиалов, имеет право: в) получать... сведения об операциях, счетах и вкладах...; д)...снимать копии с полученных документов... требовать и получать копии любых записей, хранящихся в локальных вычислительных сетях и автономных компьютерных системах, а также расшифровки этих записей; и в подпункте "е" пункта 14, предусматривающего, что кредитные организации (их филиалы) в период проверки должны содействовать ее проведению, в частности, они обязаны: е) выдавать... все необходимые ей справки, объяснения и документы, при необходимости снимать с них копии или предоставлять возможность рабочей группе снимать эти копии самостоятельно. Никто... не вправе отказать рабочей группе в выдаче ей необходимых документов в связи с коммерческой или иной тайной...
По мнению заявителя, обжалуемые положения Инструкции противоречат Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, нарушают гражданские права и интересы клиентов, вкладчиков кредитных организаций, поскольку незаконно предоставляют Банку России право получать в кредитной организации сведения, содержащие в себе персональные данные и касающиеся частной жизни гражданина, его личной и семейной тайны, являющиеся конфиденциальной информацией, защищаемой нормами о банковской тайне.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе заявитель, считая его незаконным и необоснованным.
Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
В силу Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора за деятельностью кредитных организаций, осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов (ч. 1 ст. 56); Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), проверки могут осуществляться уполномоченными представителями (служащими) Банка России в порядке, установленном Советом директоров, которые имеют право получать и проверять отчетность и другие документы кредитных организаций (их филиалов), при необходимости снимать копии с соответствующих документов для приобщения к материалам проверки (ч.ч. 1 - 3 ст. 73).
По вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, Банк России издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для всех юридических и физических лиц (ст. 7 Федерального закона).
Реализуя свои конституционные полномочия, правовая природа которых выявлена Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 14 декабря 2000 г. N 262, Банк России на основании вышеприведенных норм Федерального закона принял нормативно-правовой акт в виде вышеназванной Инструкции, регулирующей порядок проведения проверок кредитных организаций и их филиалов.
В пункте 12 Инструкции закреплены права рабочей группы, осуществляющей проверку кредитной организации, в том числе получать сведения об операциях, счетах и вкладах (подпункт "в"); снимать копии с полученных документов, требовать и получать копии любых записей (подпункт "д").
Эти нормы основаны не только на праве Банка России осуществлять в порядке реализации своих конституционных полномочий банковское регулирование, надзор и контроль за деятельностью кредитных организаций, но и на конкретных нормах федерального закона.
В частности, в соответствии с частью 6 статьи 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" Банк России не вправе разглашать сведения о счетах, вкладах, а также сведения о конкретных сделках и об операциях из отчетов кредитных организаций, полученные им в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Запрет Банку России разглашать сведения о счетах, вкладах, полученные им в результате исполнения надзорных и контрольных функций, свидетельствует о наличии у него полномочий получать такие сведения от кредитных организаций.
Право уполномоченных представителей (служащих) Банка России получать отчетность и другие документы кредитных организаций (их филиалов), при необходимости снимать копии с соответствующих документов для приобщения к материалам проверки закреплено в части 3 статьи 73 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Данной норме Федерального закона соответствует и подпункт "е" пункта 14 Инструкции N 34 от 19.02.1996, предусматривающий, что кредитные организации (их филиалы) в период проведения проверки должны содействовать ее проведению, в частности они обязаны выдавать по требованию рабочей группы в установленные ею сроки все необходимые ей справки, объяснения и документы, при необходимости снимать с них копии или предоставлять возможность рабочей группе снимать эти копии самостоятельно, заверять справки и копии документов подписью ответственного должностного лица и печатью данной кредитной организации (филиала). Никто из руководителей и других сотрудников проверяемой кредитной организации (филиала) не вправе отказать рабочей группе в выдаче ей необходимых документов в связи с коммерческой или иной тайной, если иное не установлено федеральным законом.
Как явствует из подпункта "е" пункта 14, рабочей группе в выдаче необходимых ей документов может быть отказано, когда это установлено федеральным законом.
В решении суда также правильно указано на то, что законом установлено не только право Банка России на доступ к информации о счетах, вкладах и другой информации, полученной при осуществлении им надзорных и контрольных функций, но и возложена на него, его должностных лиц и работников обязанность по обеспечению сохранности сведений, составляющих банковскую тайну, не допуская ее доведения до сведения третьих лиц, чем обеспечивается банковская тайна (ч. 6 ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности").
В силу части первой статьи 58 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России не вправе требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций, а также требовать предоставления не предусмотренной федеральными законами информации о клиентах кредитных организаций и об иных третьих лицах, не связанной с банковским обслуживанием указанных лиц.
Обжалуемые положения Инструкции не указывают на право рабочей группы требовать такую информацию, напротив, содержат нормы, исключающие возможность получения информации от кредитных организаций в случаях, определенных федеральным законом (подпункт "е" пункта 14 Инструкции).
С учетом изложенного доводы Т. о том, что обжалуемые им положения Инструкции позволяют Банку России требовать предоставления не предусмотренной федеральным законом информации о клиентах кредитных организаций, чем нарушают его права как вкладчика, не соответствуют действительности, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований судом отказано правильно.
Решение постановлено в соответствии с нормами материального права, подробно проанализированными судом, предусмотренных ст. 306 ГПК РСФСР оснований для его отмены в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 29 октября 2002 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Т. - без удовлетворения.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n КАС02-643 от 19.12.2002 В принятии заявления о признании незаконными действий Правительства РФ по отказу от включения отрасли промышленности по добыче и обработке драгоценных металлов и камней в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 04.07.2002 n 498, и об обязании Правительства РФ внести дополнения в указанный Перечень отказано правомерно, поскольку заявленные требования не подлежат рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.  »
Общая судебная практика »
Читайте также