[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n ГКПИ2002-1303 от 10.12.2002] Производство по делу о признании незаконными отдельных положений Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.12.1998 n 1541; Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 n 713; Инструкции, утвержденной Приказом МВД РФ от 23.10.1995 n 393, прекращено, так как в суде могут быть оспорены лишь такие правовые акты, которые на время их обжалования являются действующими.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 декабря 2002 г. N ГКПИ2002-1303
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи
Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,
при секретаре Жуковой И.В.,
с участием прокурора
Генеральной прокуратуры РФ Гончаровой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Фролова А.Е. о признании незаконными абзаца 4 пункта 12 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. N 1541, пунктов 16 и 19 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, пунктов 4.1.2 и 4.12 Инструкции о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23 октября 1995 г. N 393,
установил:
Фролов А.Е. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании незаконными абзаца 4 пункта 12 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. N 1541, пунктов 16 и 19 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, пунктов 4.1.2 и 4.12 Инструкции о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23 октября 1995 г. N 393 (далее - Инструкция).
В судебное заседание заявитель не явился, направив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Правительства Российской Федерации Быченкова И.В. заявила суду ходатайство о прекращении производства по делу в связи с тем, что указанные правовые акты в оспариваемой заявителем части утратили силу.
Представитель Правительства Российской Федерации Халилюлин И.Ф., представители Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации Ивашкин Ю.В. и Чижикова Т.Ю. поддержали данное ходатайство.
Обсудив заявленное ходатайство и изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей ходатайство удовлетворить, суд находит его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
По смыслу Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в суде могут быть оспорены лишь такие правовые акты (как нормативного характера, так и индивидуальные), которые на время их обжалования являются действующими и влекущими нарушение гражданских прав и свобод.
В то же время из имеющейся в деле копии Постановления Правительства Российской Федерации от 14 августа 2002 г. N 599 "О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" следует, что оспариваемые заявителем положения правовых актов Правительства Российской Федерации из них исключены.
Кроме того, из копии телеграммы, направленной Министерством внутренних дел России в адрес начальников паспортно-визовых служб органов внутренних дел субъектов Российской Федерации, следует, что пунктом 4.1.2 Инструкции, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23 октября 1995 г. N 393, в части, касающейся зависимости регистрации и снятия с регистрационного учета от постановки и снятия с воинского учета, предписано не руководствоваться.
Предписания пункта 4.12 указанной Инструкции в отрыве от предписаний пункта 4.1.2 Инструкции вопросы постановки и снятия с воинского учета не регулируют.
Следовательно, и Инструкция в оспариваемой заявителем части в настоящее время фактически утратила силу, в связи с чем не может повлечь нарушений его прав и свобод.
С учетом изложенного производство по делу подлежит прекращению применительно к п. 1 ст. 219 ГПК РСФСР. Если Фролов А.Е. считает, что в результате применения правовых актов, не действующих в настоящее время, его гражданские права оказались нарушенными, он вправе требовать их судебной защиты иными способами, указанными в ст. 12 ГК РФ.
Руководствуясь ст. 203, п. 1 ст. 219 ГПК РСФСР,
определил:
прекратить производство по делу по жалобе Фролова А.Е. о признании незаконными абзаца 4 пункта 12 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. N 1541, пунктов 16 и 19 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, пунктов 4.1.2 и 4.12 Инструкции о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23 октября 1995 г. N 393.
Определение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение десяти дней.

[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 46-Г02-24 от 10.12.2002] В удовлетворении жалоб на решение избирательной комиссии, признавшей бюллетени избирателей, проголосовавших досрочно, бюллетенями неустановленной формы, отказано правомерно, так как количество не учтенных по этой причине бюллетеней не могло повлиять на результаты выборов, явка избирателей все равно составила бы менее 25 процентов, необходимых для признания выборов состоявшимися.  »
Общая судебная практика »
Читайте также