[РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n ВКПИ02-119 от 05.12.2002] В удовлетворении жалобы о признании ч. ii п. 6 раздела iii Инструкции, являющейся приложением к Приказу Министра обороны РФ от 27.08.2000 n 450, не соответствующим п. 1 ст. 13 ФЗ О статусе военнослужащих и п. 1 приложения n 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2000 n 524, отказано, так как, устанавливая материальную помощь, Министр обороны РФ не допустил нарушения ее установленного предела.

РЕШЕНИЕ
от 5 декабря 2002 г. N ВКПИ02-119
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в лице
судьи Верховного Суда
Российской Федерации
генерал-лейтенанта юстиции Пархомчука Ю.В.,
при секретаре
капитане юстиции Третьякове С.В.,
с участием заявителя Лаврикова С.Л.,
представителей ответчика -
Министерства обороны РФ Герасимчика В.В.
и Скока В.Г.,
представителя
Министерства юстиции РФ Обушенко Л.А.
и военного прокурора
заместителя начальника
первого отдела Управления
Главной военной прокуратуры Косова О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Лаврикова С.А. о признании ч. II п. 6 раздела III "Инструкции об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей" (приложение к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 27 августа 2000 г. N 450) не соответствующей с момента ее издания п. 1 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и п. 1 приложения N 3 Правил оказания военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, материальной помощи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2000 г. N 524,
установил:
Лавриков С.А. обратился в Верховный Суд России с жалобой с указанными выше требованиями и подчеркивает, что Министр обороны РФ Приказом N 450 от 27 августа 2000 г., объявляя названную выше "Инструкцию", грубо нарушил права военнослужащих, установив, что материальная помощь лицам, проходящим военную службу по контракту, оказывается в размере двух окладов денежного содержания, тогда как в п. 1 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и п. 1 приложения N 3 приведенных выше Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 524 от 14 июля 2000 г., предусмотрено оказание материальной помощи в размере не менее двух окладов денежного содержания.
Из текста этих правовых норм, говорится в жалобе, видно, что Федеральным законом и Постановлением Правительства РФ установлена нижняя граница размера материальной помощи, в то время как Приказом Министра обороны РФ установлена ее верхняя граница, что лишает военнослужащих юридической возможности получения, в случае необходимости, материальной помощи в большем размере, чем два оклада денежного содержания. Этим самым нарушаются права военнослужащих, гарантированные ст. 3 п. 2, п. 5 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ст. 55 Конституции РФ и другими нормативными актами.
Представители ответчика - Министерства обороны РФ Герасимчик В.В. и Скок В.Г., действовавшие на основании доверенности N 612 от 13.11.2002, возражали против удовлетворения жалобы Лаврикова С.А., поскольку, по их утверждениям, ч. II п. 6 раздела III "Инструкции об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей" соответствует действующему законодательству. Размер выплаты материальной помощи в виде двух окладов денежного содержания установлен Министром обороны РФ в пределах тех размеров, которые предусмотрены действующим Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и Постановлением Правительства РФ. Никаких нарушений прав военнослужащих при этом допущено не было.
Заявитель Лавриков С.А. в суде настаивал на своих требованиях. В то же время он отказался от предложения, чтобы суд установил максимальное количество окладов материальной помощи и предложил вынести частное определение в адрес Министра обороны РФ, которым обратить его внимание на допущенные нарушения прав военнослужащего при издании Приказа N 450 от 27.08.2000.
Представитель Министерства юстиции РФ Обушенко Л.А., действовавшая на основании доверенности N 07/10967-104 от 14.11.2001, отметила, что Приказ Министра обороны N 450 от 27.08.2000, которым объявлена оспариваемая "Инструкция", прошел юридическую экспертизу и зарегистрирован в Министерстве юстиции 03.10.2000 под N 2408. Установленный в "Инструкции" размер материальной помощи военнослужащим в виде двух окладов денежного содержания в год соответствует положениям ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Постановлению Правительства РФ N 524 от 14.07.2000, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.
Заслушав мнение сторон, выслушав представителя Министерства юстиции РФ, исследовав письменные доказательства, а также заключение военного прокурора Косова О.С. об отклонении жалобы, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований к удовлетворению жалобы Лаврикова С.А. по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Министр обороны РФ 27.08.2000 издал Приказ N 450, которым утвердил "Инструкцию об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей", ч. II п. 6 раздела III которой установлено, что материальная помощь военнослужащим выплачивается в размере 2 окладов денежного содержания в год.
Данный Приказ издан во исполнение Постановления Правительства РФ от 14 июля 2000 г. N 524 "Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей". Пунктом I Правил, утвержденных данным Постановлением (приложение N 3), предусмотрено оказание военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно по их рапорту материальной помощи в размере не менее 2 окладов денежного содержания.
Эта правовая норма основана на ст. 13, ч. II, Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 марта 1998 г. N 76-ФЗ, который установил, что материальная помощь этой категории военнослужащих выплачивается в размере не менее двух окладов денежного содержания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 названного Постановления Правительства выплаты в соответствии с указанным Постановлением производятся в пределах денежных средств, предусмотренных на денежное довольствие военнослужащих в составе расходов федерального бюджета на содержание Вооруженных Сил Российской Федерации.
Поэтому, устанавливая в приказе материальную помощь военнослужащим в размере 2 окладов денежного содержания в год, Министр обороны РФ не допустил нарушения установленного указанными выше нормативными актами ее предела, поскольку предусмотренный ими низший размер помощи включает в себя и возможность выплаты ее в размере двух окладов денежного содержания. Наряду с этим, как было сказано выше, Министр обороны вправе выплачивать такую помощь военнослужащим в пределах ассигнований, выделяемых федеральным бюджетом на денежное довольствие военнослужащих. Она выплачивается один раз в год всем военнослужащим данной категории по рапорту военнослужащего.
Кроме того, как подчеркнул в суде представитель ответчика Герасимчик В.В., в случае особой нуждаемости (для специального лечения, восстановления здоровья в связи с полученными при выполнении служебных обязанностей ранений, увечья, тяжелой болезнью; на восстановление личного имущества при стихийных бедствиях и т.д.) военнослужащему, помимо указанной выше материальной помощи, на основании Приказа Министра обороны РФ, 1997, N 469 "Об упорядочении наградного фонда и фонда единовременных денежных пособий", может быть еще оказана материальная помощь в размере не более месячного оклада по воинской должности военнослужащему.
С разрешения Министра обороны РФ или его первых заместителей оказание такой помощи может быть и в сумме, превышающей указанные размеры.
При таких данных суд приходит к выводу, что доводы заявителя о несоответствии ч. II п. 6 раздела III "Инструкции об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей" Федеральному закону "О статусе военнослужащих" и Постановлению Правительства РФ N 524 от 14 июля 2000 г. и которое, якобы, повлекло за собой нарушение прав военнослужащих, является необоснованным и не подлежит удовлетворению.
В связи с отсутствием оснований подлежит отклонению и просьба заявителя Лаврикова С.А. о вынесении частного определения в адрес Министерства обороны РФ по обжалуемому вопросу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 196 - 197, 203 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении жалобы Лаврикову С.А. о признании ч. II п. 6 раздела III "Инструкции об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей" (приложение к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 27 августа 2000 г. N 450) не соответствующим п. 1 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и п. 1 приложения N 3 Правил оказания военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, материальной помощи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2000 г. N 524, отказать.
Из-за отсутствия оснований заявителю Лаврикову С.А. отказать также в вынесении частного определения в адрес Министерства обороны РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья
Верховного Суда РФ
Ю.В.ПАРХОМЧУК

[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 42-Г02-10 от 05.12.2002] В удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия избирательной комиссии, выразившегося в непринятии мер к пресечению нарушений, допущенных зарегистрированным кандидатом на должность Президента Республики Калмыкия, отказано правомерно, так как при проведении предвыборной агитации не было допущено нарушений избирательного законодательства.  »
Общая судебная практика »
Читайте также