[ИНФОРМАЦИЯ О ДЕЛЕ] Дополнительные условия приватизации жилых помещений в коммуналках противоречат международным правовым стандартам.

В течение первой половины 90-х годов немногочисленные тогда региональные конституционные суды избегали в своих решениях ссылок на общепризнанные принципы и нормы международного права, а тем более на международные договоры. Впервые подобная ссылка была сделана Конституционным Судом Республики Дагестан в постановлении от 6 марта 1997 г. В последующие годы конституционные (уставные) суды с нарастающей интенсивностью используют в своих постановлениях нормы международного права и международные договоры. Насчитывается более двух десятков решений конституционных (уставных) судов, содержащих такие ссылки.
Предлагаем вниманию читателей извлечения из постановления Конституционного Суда Республики Татарстан от 23 мая 2002 г. по делу о проверке конституционности ст. 3 Закона Республики Татарстан от 15 июля 1993 г. "О приватизации жилищного фонда в Республике Татарстан", постановления Государственного Совета Республики Татарстан от 30 ноября 1994 г. "О применении статьи 3 Закона Республики Татарстан "О приватизации жилищного фонда в Республике Татарстан" и п. 7 Положения о порядке и условиях приватизации государственного и коммунального жилищного фонда в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 22 марта 1994 г., в связи с жалобой гражданки Г.А. Федуловой.
В качестве дополнительных аргументов в постановлении по этому делу использованы положения Всеобщей декларации прав человека 1948 года и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, а также правовая позиция Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (постановление от 3 ноября 1998 г.).
Профессор,
заслуженный юрист РФ
М.МИТЮКОВ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ
ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В "КОММУНАЛКАХ"
ПРОТИВОРЕЧАТ МЕЖДУНАРОДНЫМ ПРАВОВЫМ СТАНДАРТАМ
...Конституционный Суд Республики Татарстан
установил:
1. По мнению заявительницы, установление в оспариваемых правовых нормах дополнительного условия приватизации жилых помещений в коммунальных квартирах в виде обязательного согласия всех совместно проживающих в коммунальной квартире совершеннолетних членов семьи (семей), в том числе нанимателей, ограничивает ее конституционные права, установленные статьями 24 и 41 Конституции Республики Татарстан...
3. Нормы, содержащиеся в статье 3 Закона Республики Татарстан от 15 июля 1993 года, в постановлении Государственного Совета Республики Татарстан от 30 ноября 1994 года и в абзаце первом пункта 7 Положения о порядке и условиях приватизации государственного и коммунального жилищного фонда в Республике Татарстан от 22 марта 1994 года, непосредственно затрагивают конституционные права и свободы в социально - экономической сфере.
В соответствии с частью первой статьи 25 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи. Часть первая статьи 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года закрепляет право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни и возлагает на государства - участники данного международно - правового акта обязанность принимать надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права.
4. Согласно пункту "к" части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации и пунктам 1 и 21 статьи III Договора Российской Федерации и Республики Татарстан от 15 февраля 1994 года "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и Республики Татарстан.
Законом Российской Федерации от 24 декабря 1992 года "Об основах федеральной жилищной политики" определены основные направления реализации конституционного права граждан на жилище в новых социально - экономических условиях, установлены общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере. Целью федеральной жилищной политики является обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан.
Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 года "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилье.
Как вытекает из преамбулы Закона Республики Татарстан от 15 июля 1993 года "О приватизации жилищного фонда в Республике Татарстан", целью приватизации является создание условий для осуществления права граждан на выбор способа удовлетворения потребностей в жилье. Закрепляя в настоящем Законе право граждан на приватизацию жилья, государство принимает на себя обязанность обеспечить и возможность его реализации, гарантируя при передаче соответствующего имущества в собственность граждан соблюдение норм международного права, Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Татарстан, а также установленных законодательством основных принципов приватизации жилищного фонда.
5. Согласно статье 1 Закона Республики Татарстан от 15 июля 1993 года "О приватизации жилищного фонда в Республике Татарстан" каждый гражданин имеет право безвозмездно, на добровольной основе приобретать в собственность граждан жилые помещения, занимаемые им в домах государственного и коммунального жилищного фонда, независимо от размеров общей площади и потребительских качеств жилья. Закрепление данного права за гражданами предполагает создание равных правовых условий для осуществления ими выбора способа удовлетворения потребностей в жилье. Право на приватизацию жилых помещений, таким образом, установлено законодателем в конституционно значимых целях и непосредственно связано с реализацией конституционных прав граждан на жилище, частную собственность, включая собственность на жилье, свободу передвижения и выбора местожительства и местопребывания.
Статья 3 указанного Закона устанавливает, что граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и коммунального жилищного фонда по договору найма, вправе с письменного согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи (семей) приобрести эти помещения в совместную собственность на условиях, предусмотренных данным Законом. Тем самым по буквальному смыслу указанного положения обязательными условиями осуществления гражданами права на приватизацию жилья в Республике Татарстан являются их проживание в жилых помещениях в домах государственного и коммунального жилищного фонда по договору найма и наличие письменного согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи (семей) на приобретение этих помещений в совместную собственность.
Согласно статье 672 Гражданского кодекса Российской Федерации в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам исключительно по договору социального найма жилого помещения, а проживающие совместно с нанимателем члены его семьи пользуются всеми правами и несут все обязанности по договору найма жилого помещения наравне с нанимателем. В силу этого установленное в статье 3 Закона Республики Татарстан от 15 июля 1993 года "О приватизации жилищного фонда в Республике Татарстан" требование о письменном согласии всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи на приватизацию жилого помещения, занимаемого ими по договору социального найма, направлено прежде всего на обеспечение и защиту законных прав и интересов как нанимателя, являющегося стороной договора социального найма, так и проживающих по данному договору совместно с нанимателем совершеннолетних членов его семьи.
Закрепляя указанное выше требование, статья 3 Закона Республики Татарстан от 15 июля 1993 года "О приватизации жилищного фонда в Республике Татарстан" содержит вместе с тем оговорку, согласно которой к числу субъектов, выражающих письменное согласие на приватизацию жилого помещения, относятся не только наниматель и совместно проживающие с ним совершеннолетние члены его семьи, но и отдельные семьи. Сложившейся правоприменительной практикой, в том числе подзаконным правовым регулированием, этой оговорке придано значение, устанавливающее на уровне закона в качестве обязательного условия приватизации жилых помещений в коммунальных квартирах в домах государственного и коммунального жилищного фонда необходимость письменного согласия со стороны как нанимателя подлежащего приватизации жилого помещения и всех совместно проживающих с ним совершеннолетних членов семьи, так и нанимателей иных жилых помещений коммунальной квартиры и всех совместно проживающих с ними совершеннолетних членов их семей.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 3 ноября 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"... установил, что граждане, проживающие в коммунальных квартирах, имеют право на приватизацию жилых помещений без каких-либо предварительных условий, в частности независимо как от воли собственника коммунальной квартиры и других нанимателей, так и от того, приватизируются ли другие жилые помещения в той же квартире или не приватизируются. Данная правовая позиция имеет общеобязательное значение.
По буквальному смыслу оспариваемой правовой нормы статьи 3 Закона Республики Татарстан от 15 июля 1993 года, а также по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, требование обязательного согласия на приватизацию жилых помещений в коммунальных квартирах всех иных нанимателей и совместно проживающих с ними совершеннолетних членов семьи, занимающих другие помещения в данной коммунальной квартире, ограничивает право граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье несоразмерно с целями защиты законных интересов других лиц, вытекающими из положений статьи 59 Конституции Республики Татарстан. Установление в Законе такого дополнительного обязательного условия приватизации жилых помещений в коммунальных квартирах, по существу, препятствует осуществлению определенной категорией граждан принадлежащих им, согласно Конституции Республики Татарстан, права на жилище (статья 55), права частной собственности, в том числе на жилье (статья 49), и права на свободное передвижение, выбор местожительства и местопребывания (статья 39).
Таким образом, оспариваемая норма... противоречит требованиям статьи 29 Конституции Республики Татарстан, согласно которой в Республике Татарстан запрещаются любые ограничения прав и свобод либо установление преимуществ граждан по расовым, национальным и другим признакам, статьи 30 Конституции Республики Татарстан, на основании которой граждане обладают всей полнотой личных, политических и социально - экономических и культурных прав, а также части второй статьи 58 Конституции Республики Татарстан, в силу которой в Республике Татарстан не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
6. Постановление Государственного Совета Республики Татарстан от 30 ноября 1994 года... содержит разъяснение, согласно которому граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного жилищного фонда по договору найма, в том числе в коммунальных квартирах, вправе с письменного согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи (семей), в том числе и нанимателей, приобрести эти помещения в совместную собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом.
В отличие от положений, установленных статьей 3 Закона Республики Татарстан от 15 июля 1993 года..., данное постановление, являясь по своей юридической природе подзаконным нормативным правовым актом, вносит в законодательно закрепленные условия приватизации жилья существенные изменения. Из его буквального содержания и смысла следует, в частности, что статья 3 названного Закона может применяться только в отношении приватизации жилых помещений в домах государственного жилищного фонда, что означает, по существу, неправомерное ограничение сферы действия законодательного акта. Вместе с тем рассматриваемое постановление вводит дополнительно к законодательно установленным условиям приватизации гражданами жилья требование об обязательности письменного согласия на приватизацию жилых помещений в коммунальных квартирах со стороны нанимателей, занимающих по договорам найма иные жилые помещения в данной коммунальной квартире, и совместно проживающих с ними совершеннолетних членов семьи (семей).
Стремление законодателя учесть при приватизации жилья волю всех его нанимателей в принципе может быть объяснено требованием статьи 59 Конституции Республики Татарстан, согласно которому осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Однако, как показывает сложившаяся правоприменительная практика, закрепление данного дополнительного условия рассматриваемым актом приводит к тому, что наниматели не подлежащих приватизации жилых помещений в коммунальной квартире и члены их семьи зачастую необоснованно препятствуют осуществлению права на приватизацию жилья другими нанимателями, проживающими в данной коммунальной квартире. В силу этого оспариваемая правовая норма не согласуется в полной мере с целями и сущностью указанного выше положения статьи 59 Конституции Республики Татарстан.
Таким образом, постановление Государственного Совета Республики Татарстан от 30 ноября 1994 года..., изменяя содержание и смысл статьи 3 Закона Республики Татарстан от 15 июля 1993 года..., служит правовой основой ущемления права определенной категории граждан на приватизацию жилых помещений в коммунальных квартирах и вытекающих из него иных конституционно значимых прав, связанных с владением, пользованием и распоряжением гражданами жильем, и тем самым противоречит положениям статей 29, 30 в их взаимосвязи со статьями 39, 49, 55 и 59 Конституции Республики Татарстан.
7. ...в первом абзаце пункта 7 Положения о порядке и условиях приватизации государственного и коммунального жилищного фонда в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 22 марта 1994 года, не только воспроизводится норма, умаляющая конституционные права граждан, закрепленные статьями 39, 49 и 55 Конституции Республики Татарстан, но и вводятся не предусмотренные

ВОПРОС-ОТВЕТ (А. Власов) (Российская юстиция, 2002, n 11) Какой будет административная юрисдикция?  »
Общая судебная практика »
Читайте также