[РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n ГКПИ2002-1141 от 15.10.2002] В удовлетворении заявления о признании незаконным Постановления Правительства РФ от 30.11.2001 n 830 О таможенном тарифе РФ и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности отказано, так как определение размера ставок таможенных пошлин и порядка их установления в целях оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности на территории РФ отнесено к компетенции Правительства РФ.

РЕШЕНИЕ
от 15 октября 2002 г. N ГКПИ2002-1141
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего -
судьи Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д.,
при секретаре Савченко Д.В.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Будко Александра Павловича о признании незаконным и не подлежащим применению Постановления Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. N 830 "О таможенном тарифе РФ и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности",
установил:
Будко А.П. обратился в Верховный Суд РФ с указанным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемым Постановлением Правительство РФ не вправе было устанавливать ставки таможенных пошлин, поскольку в соответствии с Конституцией РФ и Налоговым кодексом РФ налоги и сборы, к которым относятся таможенные пошлины, могут быть установлены только федеральным законом.
При этом полагает, что Конституция РФ исключает возможность установления налогов и сборов органами исполнительной власти, а поэтому законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, должны применяться лишь в части, не противоречащей Конституции РФ.
Закон РФ "О таможенном тарифе" принят до введения в действие Конституции РФ и как противоречащий ей не подлежит применению.
В судебное заседание Будко А.П. не явился. Из имеющейся в деле телеграммы следует, что он не возражает против рассмотрения дела в его отсутствие.
Представитель Правительства РФ Смыслова Е.Б. с заявленным требованием не согласилась и просила об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемое Постановление принято Правительством РФ в пределах своих полномочий и с соблюдением требований действующего законодательства РФ.
Выслушав объяснения представителя Правительства РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ нормативные акты, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны недействительными (незаконными).
Как установлено судом, во исполнение требований ст. 2 и ст. 3 Закона РФ "О таможенном тарифе" Правительством РФ 30 ноября 2001 г. принято Постановление N 830, которым утвержден Таможенный тариф Российской Федерации - свод ставок ввозных таможенных пошлин, систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.
По утверждению представителя Правительства РФ, оспариваемое Постановление требованиям Конституции РФ и Налогового кодекса РФ не противоречит и охраняемых законом интересов заявителя не нарушает.
Таможенные платежи за ввоз на территорию Российской Федерации товаров предусмотрены таможенным законодательством.
Установление же ставок ввозных таможенных пошлин Законом РФ "О таможенном тарифе" отнесено к компетенции Правительства РФ, что им и было сделано при принятии оспариваемого Постановления.
Эти утверждения представителя Правительства РФ материалами дела не опровергнуты.
Не представлено каких-либо убедительных данных в их опровержение и самим заявителем.
Анализ действующего по этому вопросу законодательства также свидетельствует о том, что оспариваемое Постановление Правительства РФ ему не противоречит.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что каких-либо правовых оснований для признания оспариваемого Постановления Правительства РФ незаконным не имеется.
Довод заявителя о том, что налоги и сборы (таможенные пошлины) могут устанавливаться только федеральным законом и Правительство РФ не вправе устанавливать их своими правовыми актами, является правомерным.
Однако суд в данном случае не может согласиться с утверждением заявителя о том, что оспариваемым Постановлением при определении размера ставок таможенных пошлин был установлен налог за ввоз на территорию Российской Федерации товаров, поскольку такой налог (таможенные пошлины) установлен Налоговым и Таможенным законодательством РФ, как это и предусмотрено Конституцией РФ.
Что же касается определения размера ставок таможенных пошлин и порядка их установления, то решение этого вопроса в целях оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности на территории Российской Федерации законодателем отнесено к компетенции Правительства РФ, что следует из содержания ч. 2 ст. 3 Закона РФ "О таможенном тарифе", согласно которой ставки ввозных таможенных пошлин в пределах, установленных настоящим Законом, определяются Правительством Российской Федерации.
Данное право Правительства РФ подтверждается и содержанием ст. 12 Федерального закона от 13 октября 1995 г. (в редакции от 10 февраля 1999 г.), в соответствии с которой Правительство РФ принимает решения об определении величины ставок таможенного тарифа в пределах, установленных федеральными законами.
Установленные оспариваемым Постановлением Правительства РФ размеры ставок ввозных таможенных пошлин не выходят за пределы, установленные законом, что свидетельствует о соответствии данного Постановления требованиям приведенных выше Законов.
Не оспаривает по существу этого обстоятельства в своем заявлении и сам заявитель.
Право Правительства РФ в сфере установления ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин в случае, если это предусмотрено федеральным законом, подтверждено и определением Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2000 г. N 294-О по жалобе ОАО "Нефтяная компания "Юкос".
В данном определении указывается, что применительно к различным видам таможенных пошлин закон может устанавливать как размеры ставок, так и критерии, условия, согласно которым они определяются, делегируя соответствующие полномочия Правительству РФ.
Наделение Правительства РФ правом устанавливать ставки таможенных пошлин исключительно в качестве мер оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности не является нарушением конституционного принципа разделения властей.
Из этого, по мнению суда, следует, что указанное правомочие Правительства РФ, закрепленное в п. 2 ст. 3 Закона РФ "О таможенном тарифе", не может рассматриваться как нарушающее конституционный принцип законного установления налога и сбора.
При этом судом не может быть принята во внимание ссылка заявителя на несоответствие Конституции РФ Закона РФ "О таможенном тарифе", поскольку данный Закон в установленном порядке Конституционным Судом РФ, к исключительной компетенции которого отнесено решение этого вопроса, таковым не признавался и продолжает действовать в полном объеме без каких-либо изъятий.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Будко Александра Павловича о признании незаконным и не подлежащим применению Постановления Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. N 830 "О таможенном тарифе РФ и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности" оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

[ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ n 2617/02, 2621/02 от 15.10.2002] Дело по иску об истребовании имущества из незаконного владения направлено на новое рассмотрение, так как арбитражным судом не исследован вопрос о фактических правоотношениях, сложившихся между сторонами к моменту рассмотрения спора.  »
Общая судебная практика »
Читайте также