[ВОПРОС-ОТВЕТ] Вправе ли корреспондент СМИ требовать от арбитражного суда копию судебного акта, публично оглашенного в судебном заседании, для его публикации в СМИ и обязан ли суд предоставить ее этому лицу? Если не вправе, то почему?

Ответ: В настоящих условиях этот вопрос, прямо связанный с содержанием принципа гласности, является основным, главным и весьма актуальным. В рабочей комиссии по подготовке действующего АПК РФ автор этих строк уже поднимал его, но напряженный характер работы не позволил обстоятельно обсудить и положительно решить его путем введения в Кодекс соответствующего регламента. Но это, по нашему мнению, вовсе не означает невозможность решения данного вопроса на основе АПК РФ и других федеральных законов.
Для правильного решения данного вопроса надо уяснить правовой режим материалов дела, в том числе и правовой режим судебных актов, являющихся составной частью материалов конкретного гражданского дела.
Согласно АПК РФ знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, знать о принятых по данному делу судебных актах и получать копии судебных актов вправе лица, участвующие в деле, и лица, не участвующие в деле, о правах и обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт (ст. ст. 41, 42 АПК РФ).
При применении этой общей правовой нормы нельзя не видеть, что применительно к принципу гласности правовой режим материалов дела и судебных актов, являющихся составной частью материалов конкретного гражданского дела, различен. Во-первых, судебные акты всегда (и даже в случае рассмотрения дела в закрытом судебном заседании) оглашаются публично (ч. 8 ст. 11 АПК РФ). Далеко не все иные материалы дела оглашаются в судебном заседании, а если эти материалы содержат сведения, составляющие государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, то дело слушается в закрытом судебном заседании (ч. ч. 2 - 4 ст. 11 АПК РФ) и информация о них недоступна публике.
Во-вторых, действующий закон не возлагает на арбитражный суд обязанности направить копии иных материалов дела ни лицам, участвующим в деле, ни другим лицам.
По иному решен этот вопрос применительно к судебным актам арбитражного суда. В случаях, предусмотренных АПК РФ, арбитражный суд обязан направить копии судебных актов не только лицам, участвующим в деле, но и лицам, не участвующим в деле, о правах и обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт. Так, согласно ст. 195 АПК РФ копии решения арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного акта в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, направляются не только лицам, участвующим в деле, но и в арбитражные суды в Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, в Министерство юстиции Российской Федерации. Копии решения могут быть направлены также в иные органы и иным лицам.
Кроме того, в силу ст. 196 АПК РФ копии вступившего в законную силу решения арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта направляются арбитражным судом в официальные издания государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, в которых был опубликован оспариваемый акт, и подлежат незамедлительному опубликованию указанными изданиями. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта публикуется в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и при необходимости в иных изданиях.
В ст. 307 АПК РФ говорится, что копии постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации направляются лицам, участвующим в деле, а также другим заинтересованным лицам в пятидневный срок со дня принятия постановления. Постановление подлежит опубликованию в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".
Из изложенного следует, что: во-первых, иные материалы дела менее доступны для публики, чем судебные акты арбитражного суда; во-вторых, содержащаяся в ст. 41 АПК РФ общая правовая норма о праве лиц, участвующих в деле, получать копии судебных актов вовсе не исключает возможность иных лиц иметь такие права.
Права иных лиц получать копии судебных актов закреплены в специальных правовых нормах, которые могут содержаться как в АПК РФ, так и в других федеральных законах.
По нашему мнению, именно такие специальные правовые нормы, предоставляющие СМИ право получать копии судебных актов, содержатся в Законе РФ "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 г.
Данный Закон исходит из того, что доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни (ст. 12 Закона).
Из содержания ст. ст. 2, 7, 10 указанного Закона следует, что судебные акты арбитражного суда составляют государственные информационные ресурсы Российской Федерации и должны быть открытыми и общедоступными.
Анализ рассматриваемого Закона не дает оснований для отнесения судебных актов арбитражного суда к категории документированной информации ограниченного доступа по следующим соображениям. Во-первых, в силу п. 3 ст. 10 Закона РФ "Об информации, информатизации и защите информации" запрещено относить к информации с ограниченным доступом документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне. Судебные акты арбитражного суда - это документы, содержащие информацию о деятельности органов арбитражного суда - органа государственной власти. Следовательно, они не могут быть отнесены к документам, содержащим информацию с ограниченным доступом.
Во-вторых, в силу ч. 8 ст. 11 АПК РФ судебные акты арбитражного суда объявляются публично и даже в случае разбирательства дела в закрытом судебном заседании. Из этого следует, что эти документы не могут содержать сведения, составляющие государственную тайну. По этим мотивам судебные акты арбитражного суда тоже не могут быть отнесены к документам, содержащим информацию с ограниченным доступом.
В-третьих, поскольку в соответствии с законом судебный акт арбитражного суда во всех случаях должен быть оглашен публично, то в нем не должно содержаться и конфиденциальной информации, и, в частности, сведений, составляющих тайну судопроизводства. Содержащиеся в судебном акте сведения не могут подпадать и под Перечень сведений конфиденциального характера, утвержденный Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г.
Профессор
В.М.ШЕРСТЮК

[ВОПРОС-ОТВЕТ] Если судебные акты арбитражного суда, составляющие государственные информационные ресурсы Российской Федерации, являются открытыми и общедоступными, то каким образом СМИ могут реализовать свое право на доступ к информации из информационных ресурсов?  »
Общая судебная практика »
Читайте также