[ИНФОРМАЦИЯ О ДЕЛЕ] При определении количества сроков пребывания одного и того же лица в должности губернатора Санкт-Петербурга должны учитываться правоотношения, как имевшие место до вступления в силу положения Устава Санкт-Петербурга, определяющего эти сроки, так и возникающие после указанного момента.

Сегодня можно констатировать, что новые для национальной судебной системы конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации состоялись. Их образование предусмотрено в конституциях и уставах 56 субъектов Российской Федерации. В 22 субъектах Федерации уже приняты законы об этих судах, а в остальных проводится определенная работа по подготовке к принятию законов.
На сегодняшний день действуют 14 конституционных (уставных) судов, причем опыт конституционной юстиции в ряде республик исчисляется уже десятилетиями. Так, Конституционный суд Республики Дагестан отметил десятилетие в 2001 году, Конституционный суд Республики Саха (Якутия) - в 2002 году. В мае нынешнего года десятилетний юбилей отмечает Конституционный суд Кабардино-Балкарской Республики. Пятилетие с момента образования отмечает в текущем году Уставный суд Свердловской области. К этому событию приурочено заседание круглого стола "Статус и роль конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации в г. Екатеринбурге", организуемого Губернатором Свердловской области, Уставным судом Свердловской области и Уральской государственной юридической академией. Самый молодой Уставный суд - в Калининградской области. Он сформирован только что, в конце апреля.
Анализ работы действующих конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации показывает, что они вносят значительный вклад в укрепление законности, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина. Действующими конституционными (уставными) судами вынесено уже более 400 решений. Аргументируя свои решения, эти конституционные (уставные) суды ссылаются на Конституцию Российской Федерации, федеральное законодательство, постановления Конституционного Суда Российской Федерации и нормы международного права. Около 200 законов и иных нормативных актов органов государственной власти и органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации признаны не соответствующими конституциям или уставам субъектов.
Словом, за короткое время конституционные (уставные) суды не только окрепли, но и заставили говорить о себе как об острых инструментах правовой политики. Широко известно, например, постановление Конституционного суда Республики Башкортостан от 5 февраля 2002 г., которым на фоне политических противоречий между центром и субъектом Федерации констатировано, что "Республика Башкортостан должна привести свою законодательную базу в соответствие с федеральным законодательством" (Российская юстиция. 2002. N 7). Полномочный представитель Президента РФ в Конституционном Суде РФ профессор М. Митюков сказал по поводу этого решения так: "Постановление Конституционного суда Республики Башкортостан может послужить примером для конституционных (уставных) судов других субъектов Федерации с точки зрения точности аргументации необходимости приведения своей нормативной базы в соответствие с федеральным законодательством. Подчеркну, что это решение еще раз свидетельствует, что конституционные (уставные) суды не тиражируют ошибки своих конституций (уставов), а следуют букве и духу федеральной Конституции".
Не менее известным является и прошлогоднее постановление Уставного суда Санкт-Петербурга от 2 октября, которое запрещает нынешнему губернатору города В. Яковлеву выставлять свою кандидатуру на новые выборы. Споры по этому поводу идут до сих пор. Вот недавние заголовки только двух центральных газет: "Губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев, которому федеральный закон и постановление Уставного суда запрещают баллотироваться на третий срок, надеется обойти препятствие", "Третьего срока для питерского губернатора не будет".
Для лучшего понимания вопроса предлагаем вам постановление Уставного суда Санкт-Петербурга от 2 октября 2002 г. с незначительными сокращениями и кратким к нему комментарием.
Постановление
Уставного суда Санкт-Петербурга
от 2 октября 2002 г. N 042-П
По делу о толковании положений пункта 5 статьи 40
Устава Санкт-Петербурга
Уставный суд Санкт-Петербурга... рассмотрел в открытом судебном заседании дело о толковании положений пункта 5 статьи 40 Устава Санкт-Петербурга.
Поводом к рассмотрению дела послужил запрос Муниципального совета муниципального образования "Полюстрово" о толковании положений, содержащихся в пункте 5 статьи 40 Устава Санкт-Петербурга.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании положений пункта 5 статьи 40 Устава Санкт-Петербурга в части применения указанных положений к порядку исчисления сроков полномочий действующего губернатора Санкт-Петербурга.
Заслушав сообщения судей-докладчиков, объяснения представителя заявителя, выступления представителей губернатора Санкт-Петербурга и Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, показания свидетелей, исследовав представленные документы и иные материалы дела, Уставный суд Санкт-Петербурга установил:
1. 12 сентября 2002 г. в Уставный суд Санкт-Петербурга поступил запрос Муниципального совета муниципального образования "Полюстрово" (далее - заявитель) о толковании пункта 5 статьи 40 Устава Санкт-Петербурга, предусматривающего, что одно и то же лицо не может быть губернатором Санкт-Петербурга более двух сроков подряд, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Данное положение Устава Санкт-Петербурга, как указывает заявитель, полностью соответствует пункту 5 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), устанавливающему, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается на срок не более пяти лет и не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд. В запросе отмечается, что аналогичная норма была включена и в статью 27 Закона Санкт-Петербурга от 6 марта 1996 г. N 25-3 "О системе органов государственной власти Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга "О системе органов государственной власти"), т.е. до вступления в силу Устава Санкт-Петербурга (другие основания запроса, высказанные заявителем, опущены. - Ред.).
При этом, как указывается в запросе, в Уставе Санкт-Петербурга не содержится в настоящее время и не содержалось ранее норм, регулирующих порядок исчисления сроков полномочий действующего губернатора Санкт-Петербурга. Заявитель полагает, что в Уставе Санкт-Петербурга обнаруживается неопределенность в понимании вопросов о том, избран ли действующий губернатор Санкт-Петербурга на данную должность в мае 2000 г. на первый срок или на второй срок подряд и имеет ли право губернатор Санкт-Петербурга, избранный на указанную должность впервые до вступления в силу Устава Санкт-Петербурга и замещающий данную должность на момент рассмотрения настоящего дела, выставлять свою кандидатуру на очередных выборах губернатора Санкт-Петербурга.
По мнению представителя губернатора Санкт-Петербурга, обстоятельства (избрание губернатора Санкт-Петербурга и вступление его в должность), имевшие место до вступления в силу Устава Санкт-Петербурга, не имеют правового значения при применении пункта 5 статьи 40 Устава Санкт-Петербурга. Этот вывод основан на том, что Устав Санкт-Петербурга был принят после избрания губернатора Санкт-Петербурга в 1996 году. После очередного (повторного) избрания в 2000 году губернатора Санкт-Петербурга в 2001 году были приняты и вступили в силу изменения в Устав Санкт-Петербурга, вследствие которых был изменен юридический статус и расширен круг уставных полномочий губернатора Санкт-Петербурга.
Таким образом, обнаруживается неопределенность в вопросе о том, имеют ли правовое значение для понимания нормы, содержащейся в пункте 5 статьи 40 Устава Санкт-Петербурга, обстоятельства (избрание губернатора Санкт-Петербурга и его вступление в должность), имевшие место до введения в действие Устава Санкт-Петербурга.
2.1. Согласно пункту "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
В статье 40 Устава Санкт-Петербурга определены, в том числе, требования, предъявляемые к лицу, которое может быть губернатором Санкт-Петербурга. Пункт 2 статьи 40 Устава Санкт-Петербурга устанавливает, что губернатором Санкт-Петербурга может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом, достигший на день выборов 30-летнего возраста. Пункт 5 статьи 40 Устава Санкт-Петербурга определяет ограничение в отношении определенной категории лиц, которые не могут занимать должность губернатора Санкт-Петербурга.
Положения пункта 5 статьи 40 Устава Санкт-Петербурга относятся к общим принципам организации системы органов государственной власти. Таким образом, исследуемая норма регулирует вопрос, находящийся в совместном ведении Российской Федерации и Санкт-Петербурга. Данный вывод соответствует позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ N 12-П (абзац третий пункта 2.3). В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
2.2. Уставный суд Санкт-Петербурга при толковании положения пункта 5 статьи 40 Устава Санкт-Петербурга учитывает соотношение содержания данной нормы как с действующим федеральным законодательством, так и нормативными правовыми актами Российской Федерации, действовавшими до вступления в силу Устава Санкт-Петербурга.
Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 мая 1991 г. N 1260-1 "О структуре органов управления города Ленинграда" было утверждено Положение о структуре управления города Ленинграда, в части первой пункта 2 которого предусмотрено, что главой исполнительной власти Ленинграда является мэр города. Тем же постановлением было утверждено Положение о порядке избрания мэра города Ленинграда, в котором (часть четвертая пункта 1) установлено, что один и тот же гражданин не может быть мэром города Ленинграда более двух сроков подряд. Данное постановление было введено в действие до вступления в силу Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. и, следовательно, согласно части 2 Раздела второго Конституции Российской Федерации "Заключительные и переходные положения" должно применяться в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.
Установленные указанным правовым актом РСФСР, а также Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 8 июля 1991 г. N 1562-1 "О структуре и функциях органов представительной и исполнительной власти в Ленинграде" полномочия мэра Санкт-Петербурга (до 6 сентября 1991 г. - мэра Ленинграда) позволяют рассматривать должность мэра как должность руководителя исполнительного органа государственной власти Ленинграда (Санкт-Петербурга).
В период, когда на основании Указа Президента Российской Федерации от 21 декабря 1993 г. N 2252 "О реформе органов государственной власти г. Санкт-Петербурга" мэр Санкт-Петербурга, являясь руководителем исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, одновременно осуществлял функции Санкт-Петербургского Городского Собрания, было издано распоряжение мэра Санкт-Петербурга от 23 ноября 1994 г. N 1192-р "О системе государственных органов исполнительной власти Санкт-Петербурга", которым было утверждено Положение о системе государственных органов исполнительной власти Санкт-Петербурга, в пункте 2.1 которого содержалось прямое указание на статус мэра Санкт-Петербурга как высшего должностного лица Санкт-Петербурга и руководителя органов исполнительной власти Санкт-Петербурга. Согласно части первой пункта 2.7 указанного Положения одно и то же лицо не может быть мэром Санкт-Петербурга более двух сроков подряд.
Должность руководителя исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга впервые получила наименование "губернатор Санкт-Петербурга" в Законе Санкт-Петербурга от 28 февраля 1996 г. N 15-1 "О выборах главы исполнительной власти Санкт-Петербурга". Статус губернатора Санкт-Петербурга как руководителя исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга был определен Законом Санкт-Петербурга "О системе органов государственной власти".
14 января 1998 г. Законодательным Собранием Санкт-Петербурга был принят Устав Санкт-Петербурга, в пункте 1 статьи 16 которого руководитель исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга был назван губернатором Санкт-Петербурга. При этом пункт 5 статьи 41 Устава Санкт-Петербурга содержал положение, в соответствии с которым одно и то же лицо не может быть губернатором Санкт-Петербурга более двух полных сроков подряд.
Законом Санкт-Петербурга от 31 января 2001 г. N 110-13 "О внесении изменений и дополнений в Устав Санкт-Петербурга в связи с изменением федерального законодательства" было установлено, что губернатор Санкт-Петербурга является высшим должностным лицом Санкт-Петербурга.
Законодатель, изменяя наименование должности руководителя исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга и определяя его статус, во всех случаях последовательно сохранял такие элементы его публично-правового статуса, как выборность, деятельность на принципе единоначалия, а также ограничение максимального числа сроков пребывания одного и того же лица в соответствующей должности.
Таким образом, ограничение возможности для одного и того же лица быть руководителем высшего исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, закрепленное впервые в законодательстве Российской Федерации применительно к Ленинграду (Санкт-Петербургу) в 1991 году и воспроизведенное в дальнейшем в законодательстве Санкт-Петербурга, действовало во время выборов мэра Ленинграда в 1991 году, а также выборов губернатора Санкт-Петербурга в 1996 году и выборов губернатора Санкт-Петербурга в 2000 году.
3. Включая последовательно в нормативные правовые акты Санкт-Петербурга правило о невозможности для одного и того же лица более двух раз подряд замещать должность руководителя исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, законодатель Санкт-Петербурга неизменно сохранял норму о сменяемости лица, замещающего

[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 74-о02-64 от 02.10.2002] Выделение уголовного дела в отдельное производство для завершения предварительного расследования допускается, если это не отразится на всесторонности и объективности предварительного расследования и разрешения уголовного дела, в случаях, когда это вызвано большим объемом уголовного дела или множественностью его эпизодов.  »
Общая судебная практика »
Читайте также