[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 53-Г02-26 от 01.10.2002] Дело по заявлению о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению норм Закона Красноярского края от 29.03.2002 n 2-144 О краевом бюджете на 2002 год направлено на новое рассмотрение в связи с неполным исследованием судом обстоятельств дела.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 октября 2002 года
Дело N 53-Г02-26
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Горохова Б.А.,
Корчашкиной Т.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании 1 октября 2002 г. по кассационным жалобам Законодательного собрания Красноярского края и Красноярского городского Совета на решение Красноярского краевого суда от 5 августа 2002 г. по делу по заявлению Красноярского городского Совета о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению норм закона Красноярского края от 29.03.2002 N 2-144 "О краевом бюджете на 2002 год".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., объяснения представителя Красноярского городского Совета Федоновой О.С. (доверенность от 16.07.2002 N 01-932), Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Красноярский городской Совет обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению статьи 6 с приложением N 3 Закона Красноярского края от 29.03.2002 N 2-144 "О краевом бюджете на 2002 год" в части определения нормативов отчислений г. Красноярску по налогу на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц и статьи 22 с приложением N 47 в части выделения бюджету г. Красноярска дотации на выплату (возмещение выплаты) заработной платы работникам бюджетной сферы, правоохранительных органов и органов местного самоуправления.
Заявление мотивировано тем, что оспариваемые нормы краевого закона противоречат нормам Бюджетного кодекса РФ и нормам федеральных законов, регулирующих правоотношения в области финансовых основ местного самоуправления.
Статьей 6 Закона Красноярского края "О краевом бюджете на 2002 год" установлено, что доходы бюджетов городов и районов края формируются за счет доходов от уплаты налогов и сборов в соответствии с нормативами отчислений согласно приложению N 3 к указанному закону. В приложении 3 нормативов отчислений по налогу на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, для бюджета города Красноярска не предусмотрено. Норматив отчислений по налогу на доходы физических лиц установлен для города в размере 61%.
В то же время Законом края "О краевом бюджете на 2002 год" предусмотрены дотации бюджету г. Красноярска на выплату (возмещение выплаты) заработной платы работникам бюджетной сферы, правоохранительных органов и органов местного самоуправления в сумме 2246985 рублей (ст. 22 Закона края, приложение N 47).
Указанные нормы краевого закона, по мнению заявителя, противоречат ст. 139 БК РФ, в соответствии с которой оказание финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету может быть осуществлено в форме предоставления из фондов финансовой поддержки муниципальных образований субъектов Российской Федерации, образуемых в бюджетах субъектов Российской Федерации, финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной обеспеченности муниципальных образований с целью обеспечения финансирования государственных социальных стандартов, ответственность за финансирование которых возложена на органы местного самоуправления. Исходя из понятий минимальной бюджетной обеспеченности, государственных социальных стандартов (ст. 6 БК РФ), содержания и смысла всех норм действующего законодательства, регулирующего бюджетные отношения, финансовая помощь на указанные цели предоставляется тем муниципальным образованиям, в которых не обеспечивается финансирование их расходов по указанным критериям за счет собираемых там налогов, сборов, других доходов бюджетов. Город Красноярск к таким муниципальным образованиям не относится, поскольку собираемые на территории города налоги и сборы не только позволяют обеспечить финансирование текущих расходов города, к которым относятся и расходы бюджета города на текущее функционирование органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, но и финансирование капитальных расходов. При этом значительная часть собираемых в городе налогов, которые относятся к регулируемым, составляет доходную часть краевого бюджета.
Так, при условии возврата городу нормативов по налогу на доходы физических лиц (39%) и налогу на прибыль (100% от утвержденных субъекту), централизованных в краевом бюджете указанным краевым законом, нет необходимости выделения городу дотации на выплату (возмещение выплаты) заработной платы. Согласно данным финансового управления администрации города Красноярска от 17.06.2002 N 02-20/1071 объем средств, необходимых на выплату заработной платы с начислениями работникам бюджетной сферы города, правоохранительных органов и органов местного самоуправления, составляет 2246985,00 рублей (приложение N 1 к письму финансового управления от 17.06.2002 N 02-20/1071). В случае передачи бюджету города нормативов отчислений от регулирующих налогов по налогу на прибыль (доход) предприятий и организаций в размере 100% от отчислений, утвержденных субъекту (субъекту утверждено отчисление 14,5% от данного федерального налога), по налогу на доходы физических лиц - в размере 39%, сумма отчислений составит 1171745 и 1075240 рублей соответственно, а всего - 2246985 рублей, что полностью обеспечит потребность бюджета города на выплату (возмещение выплаты) заработной платы.
Таким образом, путем уменьшения для города в Законе края "О краевом бюджете на 2002 год" размеров регулируемых налогов, собираемых на территории города, у города изъяли в краевой бюджет доходы для того, чтобы затем оказывать из краевого бюджета городу финансовую помощь, из-за чего город лишен возможности без предоставления финансовой помощи финансировать расходы на выплату (возмещение выплаты) заработной платы работникам бюджетной сферы, правоохранительных органов и органов местного самоуправления. Также город не имеет возможности самостоятельно определять и объемы финансирования этих расходов, поскольку они предопределены размерами дотации. По мнению заявителя, это является не финансовой помощью, а нарушением гарантированных Конституцией Российской Федерации, действующим федеральным законодательством прав местного самоуправления.
Решением Красноярского краевого суда от 5 августа 2002 г. заявление было удовлетворено частично: признана противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению со дня вступления решения в законную силу статья 6 Закона Красноярского края от 29.03.2002 N 2-144 "О краевом бюджете на 2002 год" в части установления в Приложении N 3 норматива дохода бюджета г. Красноярска от налога на доходы физических лиц в размере 61%;
отказано в признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению статьи 6 указанного Закона в части не установления в Приложении N 3 норматива дохода бюджета г. Красноярска от налога на прибыль организаций и статьи 22 Закона в части выделения бюджету г. Красноярска дотации на выплату (возмещение выплаты) заработной платы работникам бюджетной сферы, правоохранительных органов и органов местного самоуправления.
В кассационных жалобах Законодательного собрания Красноярского края и Красноярского городского Совета поставлен вопрос об отмене решения как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 34 ГПК РСФСР предмет и основания своих в суде требований определяет сам заявитель.
В соответствии со ст. 195 ГПК РСФСР суд может выйти за пределы заявленных требований, если признает это необходимым для защиты прав и охраняемых законом интересов заявителя, а также в иных случаях, предусмотренных законом.
Данное дело рассмотрено судом в порядке обжалования в суд нормативного правового акта, в связи с чем суд обоснованно вышел за пределы заявленных Красноярским городским Советом требований и рассмотрел оспариваемые нормы краевого закона на предмет их соответствия федеральному законодательству.
Вместе с тем выводы основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, а само решение содержит в себе противоречия, делающие невозможным реализацию изложенных в нем правовых позиций.
Пунктом "а" статьи 6 Закона Красноярского края "О бюджете на 2002 год" предусмотрено, что доходы бюджетов городов и районов края в 2002 году формируются за счет доходов и сборов в соответствии с нормативами отчислений согласно приложению N 3 к настоящему закону.
Приложением N 3 предусмотрено, что собираемый в г. Красноярске налог на прибыль организаций полностью зачисляется в краевой бюджет, а собираемый здесь же налог на доходы физических лиц в размере 39% зачисляется в краевой бюджет, а в размере 61% - в бюджет г. Красноярска.
Статья 48 БК РФ определяет регулирующие доходы бюджета как федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.
Нормативы отчислений определяются законом о бюджете уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.
Порядок формирования собственных доходов местных бюджетов регулируют нормы, содержащиеся в статье 7 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", и статья 58 БК РФ.
Статья 7 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", перечисляя в пункте 4 собственные доходы местных бюджетов, указывает, что ими являются доли федеральных налогов, которые закрепляются за муниципальными образованиями на постоянной основе в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи.
К указанным доходам относятся в числе прочего часть подоходного налога на физических лиц, в пределах не менее 50% в среднем по субъекту Российской Федерации, и часть налога на прибыль организаций, в пределах не менее 5% в среднем по субъекту Российской Федерации, общего объема в муниципального Пункт 5 названной статьи, определяя порядок закрепления на постоянной основе за муниципальными образованиями долей регулирующих налогов, предусматривает, что их размеры (в процентах) определяются законодательными органами субъектов Российской Федерации.
Расчет долей федеральных налогов, подлежащих закреплению за муниципальными образованиями, производится исходя из средств, переданных субъекту по каждому из этих налогов.
В этих пределах законодательный орган субъекта Российской Федерации в соответствии с фиксированной формулой для каждого образования устанавливает доли соответствующих федеральных налогов, закрепляемых на постоянной основе, исходя из среднего уровня по субъекту Российской Федерации.
Доли указанных налогов рассчитываются по фактическим данным базового года.
Сверх этих долей законодательный орган субъекта Российской Федерации может установить нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты от регулирующих доходов на планируемый финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года).
Статья 58 БК РФ, регулируя передачу местным бюджетам собственных доходов от закрепленных за субъектом Российской Федерации доходов от федеральных налогов, указывает на то, что они передаются местным бюджетам на постоянной основе, полностью или частично - в процентной доле, на срок не менее трех лет.
В части 2 этой же статьи предусмотрено, что срок действия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство Российской Федерации.
Приведя в решении содержание указанных норм федерального законодательства, суд пришел к выводу о том, что статья 7 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" и статья 58 БК РФ содержат различный порядок определения срока закрепления за местными бюджетами процентных долей от регулирующих федеральных налогов.
Этот вывод правильным быть признан не может.
В статье 7 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", являющегося специальным по отношению к Бюджетному кодексу РФ законом, предусмотрен минимальный размер обязательных гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления в виде закрепления за муниципальными образованиями на постоянной основе доли дохода от подоходного налога с физических лиц в пределах 50% в среднем по субъекту Российской Федерации и дохода от налога на прибыль организаций в пределах 5% также в среднем по субъекту Российской Федерации.
То обстоятельство, что в данной статье не указано, на какой именно постоянный срок эти доли должны закрепляться, не свидетельствует о наличии противоречия этой нормы с нормой статьи 58 БК РФ.
Часть 1 этой статьи, предусматривая право законодательных органов субъектов Российской Федерации передавать местным бюджетам закрепленных за субъектами Российской Федерации долей федеральных налогов на постоянной основе, то есть на срок не менее трех лет.
Из этих норм следует, что минимальные отчисления от подоходного налога с физических лиц в пределах 50% и дохода от налога на прибыль организаций в пределах 5% определены федеральным законом и изменяться субъектом Российской Федерации не могут. Трехгодичный срок действия нормативов отчислений в местные бюджеты доходов от регулирующих налогов, таким образом, относится лишь к той части отчислений, которая устанавливается сверх тех долей, которые определены в пункте 4 ст. 7 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" этой статьи.
Отсутствие противоречия между ст. 7 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 58 БК РФ подтверждается при этом тем, что субъект Российской Федерации в течение трех лет не может произвольно менять размер отчислений от регулирующих налогов, поступающих в муниципальный бюджет, не только в части, превышающей минимальный размер отчислений, установленных ст. 7 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", но и размер этих отчислений в целом, что и предусмотрено ст. 58 БК РФ.
Суд правильно указал в решении на то, что в силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона "О финансовых основах местного

[ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ n 286-О от 01.10.2002] Пункт 3 статьи 55 Федерального закона О несостоятельности (банкротстве) в части, содержащей правило, в силу которого не могут быть обжалованы определения арбитражного суда, предусмотренные в пункте 1 статьи 119 того же Федерального закона, и которое аналогично ранее признанному Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции РФ, признан не подлежащим применению судами, другими органами и должностными лицами.  »
Общая судебная практика »
Читайте также