[ВОПРОС-ОТВЕТ] В чем различие договора коммерческой концессии и дистрибьюторского договора? Какой из этих договоров предпочтительнее?

Ответ: Дистрибьюторский договор, с точки зрения экономических отношений, является очень симпатичным. Но он не отрегулирован в таком названии национальным правом. Понимание этой системы в предпринимательской сфере находится на примитивном уровне. Когда дистрибьютор в стране договора имеет эксклюзивные права и выступает в единственном числе - это понятно. Эта система отношений имеет достаточно длительный временной период и позволяет дистрибьютору формировать собственную систему сбыта. Хуже дело обстоит с таким понятием, как "дилер". Дилер в понимании среднестатистического предпринимателя - это не более, чем постоянный покупатель. Дистрибьютор же - постоянный покупатель, который имеет исключительные права на определенной территории. Само отношение к термину переносится на систему правоотношений по договору, что порождает ошибки, нарушения и, соответственно, негативные последствия для сторон договора. Причем эти ошибки присущи не только российским предпринимателям, но и большинству зарубежных партнеров.
Во-первых, дистрибьюторский договор является, по существу, договором купли - продажи или поставки и, соответственно, регулируется нормами, предусмотренными для этих типов договоров.
Во-вторых, деление территории по принципу сбыта между дистрибьюторами может достаточно быстро попасть под действие запретов антимонопольного законодательства, предусмотренного Законом РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г. N 948-1 (в ред. от 21 марта 2002 г.) и Федеральным законом "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2001 г.). В отличие от норм конкурентного законодательства ЕС, предусматривающего некоторые изъятия для вертикально - интегрированных систем, у нас послаблений для дистрибьюторов не предусмотрено. Конкурентное право действует равно для всех.
В-третьих, дистрибьютор, а также и сам поставщик, несмотря на предусмотренные дистрибьюторским договором положения, касающиеся прав на товарный знак, а также защиты этих прав, вряд ли смогут выполнить соответствующие обязательства, если указанные выше права не будут надлежащим образом зарегистрированы. Взаимоотношения, касающиеся прав на товарный знак, регулируются Законом РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" от 23 сентября 2002 г. N 3520-1 (в ред. от 30 декабря 2001 г.), а также нормативными актами Патентного ведомства.
------------------------------------------------------------------

По-видимому, ссылаясь на Законом РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" от 23.09.2002 N 3520-1 (в ред. от 30.12.2001), автор имел в виду Закон РФ от 23.09.1992 N 3520-1.
------------------------------------------------------------------
В-четвертых, в дистрибьюторских договорах, как правило, предусматривается обмен информацией. Именно поэтому важно четко определить, какой информацией, с каким уровнем секретности, в каком режиме будет происходить обмен, каким договором обмен будет регулироваться.
Коммерческая концессия - это достаточно новый договор в системе гражданского права. Договор коммерческой концессии регулируется нормами ГК РФ. Кодекс предусматривает передачу комплекса исключительных прав, принадлежащих правообладателю, другой стороне - пользователю. В комплекс исключительных прав, обозначенных ГК РФ, включены права на фирменное наименование и/или коммерческое обозначение, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания и т.д.
Таким образом, в рамках договора коммерческой концессии возможна передача прав на объекты интеллектуальной собственности, находящиеся в различных правовых режимах, и формирование прав и обязанностей сторон в рамках основного договора, а именно - коммерческой концессии. Однако сама передача прав должна осуществляться в соответствии со специальными законами и правилами Патентного ведомства.
Договор коммерческой концессии - пожалуй, один из самых сложных договоров гражданского права, и стороны данного вида правоотношений сталкиваются с достаточно существенными трудностями как на этапе заключения договора, так и в ходе исполнения обязательств. Некоторые положения гл. 54 ГК РФ, регулирующей коммерческую концессию, находятся в явном противоречии с другими законодательными нормами (в части, например, передачи фирменного наименования, коммерческого обозначения). Отдельные термины, применяемые в главе, регулирующей коммерческую концессию, в ГК РФ не расшифрованы, соответственно, их использование является достаточно проблемным. Кроме того, договор коммерческой концессии требует двойной регистрации: в регистрирующем органе и в Патентном ведомстве.
К сожалению, в ряде случаев заключение договоров коммерческой концессии вызвано больше модой, чем практической целесообразностью. Модным в данном случае является такое слово, как "франчайзинг". Действительно, франчайзинг широко распространен в международной практике и как система отношений сторон при построении вертикальных структур доказал свою эффективность. Однако в России термин "франчайзинг" официально не определен ни экономически, ни юридически.
Знак равенства между франчайзингом и коммерческой концессией ставится только в комментарии к ГК РФ, но не в самом Кодексе. Несмотря на некие общие признаки коммерческой концессии с франчайзингом, коммерческая концессия в общепринятом в международном сообществе понятии франчайзингом не является. Поэтому простая продажа франшизы на российском рынке вряд ли может быть признана удачным решением. Однако системы, очень близкие франчайзингу, в России развиваются иногда с использованием договора коммерческой концессии, иногда без его использования. В правовом поле есть возможность для творчества, только при этом важно соблюсти законодательные нормы.
Генеральный директор
ООО "Правовой сервис ФАРН"
И.РЫКОВА

[ВОПРОС-ОТВЕТ] На территории городского рынка расположен павильон как объект недвижимости, принадлежащий ПБОЮЛ. Администрация рынка заключила на определенный срок (до года) с ПБОЮЛ договор аренды торгового места. Срок договора истек, и администрация предложила заключить новый договор на кабальных для ПБОЮЛ условиях, а в случае его неподписания грозит отключить электроэнергию и убрать павильон. На протокол разногласий не реагирует. Что делать?  »
Общая судебная практика »
Читайте также