[ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ n 7778/01 от 13.08.2002] Дело по иску о признании недействительными решения и требования налоговой инспекции о взыскании штрафа и пеней в связи с несвоевременной и неполной уплатой налога на пользователей автомобильных дорог направлено на новое рассмотрение в связи с неполным исследованием арбитражным судом обстоятельств дела.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 августа 2002 г. N 7778/01
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.03.01 по делу N А26-533/01-02-07/45 и постановление Федерального арбитражного суда Северо - Западного округа от 03.07.01 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи и выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, поддержавшего протест, Президиум установил следующее.
Сортавальский дорожный ремонтно - строительный кооператив обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Сортавала о признании недействительными ее решения от 20.12.2000 N 94 и требования от 20.12.2000 N 620 в части взыскания 26929 рублей штрафа и 25036 рублей пеней в связи с несвоевременной и неполной уплатой налога на пользователей автомобильных дорог.
Решением от 27.03.01 иск удовлетворен частично. Решение и требование налогового органа признано недействительными в части взыскания 2176 рублей штрафа и 1597 рублей пеней за неуплату налога за I квартал 2000 года. В остальной части иска отказано.
Федеральный арбитражный суд Северо - Западного округа постановлением от 03.07.01 отменил решение суда и принял новое - признал недействительными решение и требование налогового органа в части взыскания 22441 рубля штрафа и 21310 рублей пеней. В остальной части иска отказал.
В протесте первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации предлагается судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка Сортавальского дорожного ремонтно - строительного кооператива по вопросам соблюдения законодательства по налогам и сборам за период с 01.01.98 по 01.10.2000, в ходе которой выявлено занижение налога на пользователей автомобильных дорог за 1999 год и I квартал 2000 года.
По результатам проверки принято решение от 20.12.2000 N 94, на основании которого предъявлено требование от 20.12.2000 N 620 об уплате 134644 рублей недоимки, 25036 рублей пеней и 41929 рублей штрафа за неполную уплату налога на пользователей автомобильных дорог и грубое нарушение правил учета объектов налогообложения.
Удовлетворяя требование налогоплательщика о признании недействительным решения налогового органа в части привлечения к ответственности за недоплату налога за I квартал 2000 года, суд первой инстанции сослался на то, что согласно статье 55 Налогового кодекса Российской Федерации под налоговым периодом следует понимать календарный год. В связи с этим требование налогового органа об уплате штрафа и пеней за I квартал 2000 года, по мнению суда, является неправомерным.
Отказывая в иске в части пеней и штрафа за неуплату налога в территориальный дорожный фонд, суд исходил из того, что в соответствии с пунктом 7 Порядка образования и использования территориального дорожного фонда Республики Карелия, утвержденного постановлением Верховного Совета Республики Карелия от 01.04.92 N XII-12/330, налог исчисляется и уплачивается ежемесячно до 15-го числа за прошедший месяц.
Отменяя решение в части отказа о привлечении к ответственности за неуплату налога за I квартал 2000 года, суд кассационной инстанции указал, что постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1 утвержден Порядок образования и использования федерального дорожного фонда Российской Федерации, согласно которому налог на пользователей автодорог исчисляется и уплачивается ежемесячно до 15-го числа за прошедший месяц. Следовательно, налоговый период для уплаты налога в федеральный дорожный фонд составляет один месяц.
Срок уплаты налога в территориальный дорожный фонд, по мнению суда, законодательно не установлен.
Согласно первоначальной редакции статьи 2 Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" порядок образования и использования федерального дорожного фонда Российской Федерации определялся Верховным Советом Российской Федерации.
Порядок образования и использования территориальных дорожных фондов определялся Верховным Советом Республики в составе Российской Федерации, краевым, областным, автономным областным и автономным окружным советом народных депутатов.
С учетом этого требования постановлением Верховного Совета Республики Карелия от 01.04.92 N XII-12/330 утвержден Порядок образования и использования территориального дорожного фонда Республики Карелия.
Согласно пункту 7 данного Порядка уплата налога на пользователей автомобильных дорог производится ежемесячно до 15-го числа за прошедший месяц.
В соответствии с изменениями, внесенными в Закон Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 Федеральным законом от 26.05.97 N 82-ФЗ, порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов должен определяться законами субъектов Российской Федерации.
При рассмотрении спора по существу суд первой инстанции не установил, был ли принят в регионе соответствующий закон.
Ссылаясь на Порядок образования и использования территориального дорожного фонда Республики Карелия, суд не обосновал правомерности его применения, а также не проверил, действовал ли указанный нормативный правовой акт в спорный период.
Суд кассационной инстанции, говоря об отсутствии закона, регулирующего порядок и использование территориального дорожного фонда, не дал оценки выводам суда о допустимости применения упомянутого законодательного акта субъекта Федерации.
Таким образом, судебные акты в этой части подлежат отмене как принятые по недостаточно исследованным обстоятельствам, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.03.01 по делу N А26-533/01-02-07/45 и постановление Федерального арбитражного суда Северо - Западного округа от 03.07.01 по тому же делу о признании недействительным решения от 20.12.2000 N 94 и требования от 20.12.2000 N 620 налогового органа в части взыскания штрафа и пеней за несвоевременную и неполную уплату налога в территориальный дорожный фонд отменить. Дело в этой части направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Республики Карелия.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ

[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n КАС02-413 от 13.08.2002] В удовлетворении жалобы о признании незаконным п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.12.1995 n 1263 Об информационном бюллетене Вестник Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку отказано правомерно, так как положения оспариваемого нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий Правительства РФ и не нарушают прав и охраняемых законом интересов заявителя.  »
Общая судебная практика »
Читайте также