[РАЗЪЯСНЕНИЯ] Разъяснения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации по вопросам, возникшим в связи с принятием Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации О статусе судей в Российской Федерации и Федерального закона Об органах судейского сообщества в Российской Федерации.

1. При решении вопроса об исчислении стажа работы по юридической профессии, необходимого для назначения (избрания) на должность судьи (для судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - не менее 10 лет, для судей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального суда округа - не менее 7 лет, для судей других судов и мировых судей - не менее 5 лет - пункт 1 статьи 4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (в ред. от 15 декабря 2001 г.), следует иметь в виду, что допускается включать в стаж работы на должностях, требующих юридического образования, периоды трудовой деятельности лиц, имеющих среднее юридическое образование, и лиц, получивших высшее юридическое образование, а также неполное высшее юридическое образование (при наличии об этом документа установленного образца). Для совмещающих обучение в юридическом вузе с работой на требующих юридического образования должностях, указанных в этом Законе, стаж начинает исчисляться после успешного окончания того курса, после которого вузом в соответствии с его уставом выдается документ установленного образца о неполном высшем юридическом образовании.
При этом учитывается только образование, полученное претендентом в учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию.
Инструкция о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов от 27 декабря 1996 г., как утвержденная до принятия Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", действует в той мере, в какой она не противоречит указанному и другим федеральным конституционным и федеральным законам.
2. Претенденты на должности судей, получившие положительные заключения соответствующих квалификационных коллегий судей до 30 декабря 2001 г., т.е. до вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", не проходят процедуру, предусмотренную пунктом 2 статьи 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (в ред. от 15 декабря 2001 г.) - участие в конкурсе по правилам, установленным этим Законом.
3. В отношении судьи, впервые назначенного на указанный в Законе срок, конкурс объявляется лишь тогда, когда открылась вакантная должность судьи (в частности, истек установленный Законом 3-летний срок полномочий). Об этом председатель суда, в котором открылась такая вакансия, обязан не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии сообщить соответствующей квалификационной коллегии судей. Судья, у которого истек срок полномочий, наряду и наравне с другими претендентами на данную должность участвует в конкурсе, по результатам которого квалификационная коллегия судей может принять решение как о рекомендации этого судьи, так и о рекомендации другого претендента на эту должность либо об отказе всем им в даче рекомендации и объявлении нового конкурса.
Об открытии или наличии вакансии председателя и заместителя председателя суда в соответствующую квалификационную коллегию судей сообщает председатель вышестоящего суда, а об открытии или наличии вакансии мирового судьи в квалификационную коллегию судей сообщение направляет председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.
В отношении председателей судов и их заместителей, которые назначаются на указанный в Законе срок (6 лет), соответствующие квалификационные коллегии судей объявляют об открытии конкурса не позднее чем за 6 месяцев до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя суда.
4. Сведения об открытии вакансий Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, квалификационные коллегии судей федеральных арбитражных судов округов, окружных (флотских) военных судов публикуют в "Российской газете", а другие квалификационные коллегии судей - в официальных изданиях соответствующих субъектов Российской Федерации. Объявления в других средствах массовой информации, а также публикация сведений об открытии вакансий в печатных органах Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассматриваются как дополнительные.
5. Расходы по объявлениям в средствах массовой информации об открытии вакансий возлагаются на Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и входящие в его систему органы. В одном объявлении могут содержаться сведения как об открытии нескольких вакансий в одном суде, так и об открытии вакансий в нескольких судах.
6. Заявления претендентов на должность судьи рассматриваются с их участием. В случае неявки одного из претендентов на должность судьи, участвующих в конкурсе, вопрос о рассмотрении всех заявлений и по результатам этого дача рекомендации одному из претендентов решается квалификационной коллегий судей.
7. Из пункта 3 статьи 6 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (Порядок наделения судей полномочиями) слова "с учетом мнения законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта Российской Федерации" подлежат исключению через 6 месяцев после вступления в силу Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", т.е. после 19 сентября 2002 г.
8. В материалах квалификационных коллегий судей должны содержаться сведения, подтверждающие объявление в средствах массовой информации об открытии вакансий (дата объявления, наименование СМИ). В заключении о рекомендации на вакантную должность судьи достаточно упоминания о таком объявлении. Срок полномочий, на который рекомендуется назначить претендента, в заключении не указывается.
9. Претендент на должность судьи в подтверждение юридического образования представляет в соответствующую экзаменационную комиссию и квалификационную коллегию судей, в частности, диплом государственного образца вуза, в котором аккредитована специальность "Юриспруденция", "Правоведение", а в случае окончания иностранного вуза также документ о нострификации или заверенные в установленном Законом порядке их копии.
10. Вместе с документами, подтверждающими трудовую деятельность претендента, или их копиями в спорных случаях представляются должностные инструкции или иные документы, подтверждающие должностные обязанности по периодам работы, зачисляемым в стаж по юридической профессии на указанных в Законе должностях.
11. Квалификационная коллегия судей вправе поручить компетентным органам Российской Федерации проведение проверочных мероприятий в отношении гражданина, претендующего на должность судьи.
12. Так как квалификационная коллегия судей организует проверку, в том числе достоверности документов и сведений, касающихся отсутствия у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, гражданин в заявлении о рекомендации на вакантную должность судьи указывает о своем согласии на проведение такой проверки и истребование сведений, составляющих врачебную тайну (основание - статья 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан N 5487-1 (в ред. от 2 декабря 2002 г.).
------------------------------------------------------------------

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан N 5487-1 (в редакции от 02.12.2000 г.).
------------------------------------------------------------------
13. При наличии вакансии в федеральном суде судья другого федерального суда того же уровня или вышестоящего суда может быть назначен по его заявлению на должность, аналогичную занимаемой им, в установленном Законом порядке без получения положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей. При этом квалификационная коллегия судей после объявления о вакансии рассматривает заявления претендентов на указанную вакантную должность судьи федерального суда и при рекомендации одного из них направляет свое заключение председателю соответствующего суда, который это заключение (при согласии с ним) вместе с заявлением судьи федерального суда о переводе на вакантную должность направляет в установленном Законом порядке.
14. Федеральный судья, впервые назначенный на должность сроком на три года, по истечении этого срока может быть рекомендован к назначению на любую судейскую должность как в том же суде, так и в суде другого уровня или другой юрисдикции.
15. В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" судья, пребывающий в отставке, с его согласия может быть назначен в состав квалификационной коллегии судей представителем общественности. Это положение распространяется также на находящихся в отставке председателей и заместителей председателей судов, чьи полномочия прекращены, в частности в связи с письменным заявлением об отставке.
16. До формирования квалификационных коллегий судей в соответствии с Федеральным законом "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" судьи, находящиеся в отставке, а также председатели судов и их заместители сохраняют свои полномочия в квалификационных коллегиях судей.
17. Поскольку в каждом субъекте Российской Федерации должна быть сформирована одна квалификационная коллегия судей с учетом представительства в ней судей судов разного уровня и разной юрисдикции, то при каждой квалификационной коллегии судей должна быть сформирована одна экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи.
18. В статье 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (в ред. от 15 декабря 2001 г.) указывается, в частности, что решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается судебной коллегией в составе трех судей соответствующего суда и с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.
Тем же Законом предусмотрено, что по вопросу о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу квалификационной коллегией судей принимается мотивированное решение.
Из этого следует, что согласие квалификационной коллегии судей на привлечение судьи в качестве обвиняемого требуется как в случае, когда уголовное дело возбуждено в отношении судьи, так и в случае, если дело было возбуждено в отношении другого лица либо по факту совершения преступления.
Это вытекает также из положения Закона о том, что изменение в ходе расследования уголовного дела квалификации состава преступления, которое может повлечь ухудшение положения судьи, допускается только в порядке, установленном для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому делу, т.е. также с согласия квалификационной коллегии судей.
Таким образом, согласие квалификационной коллегии судей на привлечение судьи в качестве обвиняемого требуется в случае решения вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении судьи, предъявления судье обвинения по этому же делу, предъявления судье обвинения по делу, возбужденному в отношении другого лица либо по факту совершения преступления, изменения обвинения судьи на более тяжкое.
19. В соответствии со статьей 19 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации могут осуществлять свои полномочия, если их составы сформированы не менее чем на две трети.
Если в субъекте Российской Федерации действуют все суды, указанные в части 4 статьи 11 указанного Закона, а также мировые судьи, численный состав квалификационной коллегии судей (с учетом представителей общественности и представителя Президента Российской Федерации) установлен в количестве 21 члена коллегии. В этом случае коллегия вправе осуществлять свои полномочия при избрании и назначении не менее 14 членов коллегии.
При отсутствии в субъекте Российской Федерации, например, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, гарнизонного военного суда и мировых судей численный состав квалификационной коллегии судей в этом субъекте составит 18 членов коллегии, которая может осуществлять свои полномочия при избрании и назначении 12 членов коллегии.
20. О том, кто вправе поставить перед квалификационной коллегией судей вопрос о количественном составе экзаменационной комиссии, о председателе, заместителе, секретаре комиссии, ни в Законе, ни в Положении об экзаменационных комиссиях судей по приему квалификационного экзамена на должность судьи не указывается. Следовательно, с таким предложением могут выступить, в частности, председатели судов, действующих в субъекте Российской Федерации, соответствующий совет судей. Обязанности секретаря комиссии выполняет только один из членов этой комиссии. Ведет делопроизводство и, следовательно, осуществляет всю техническую работу, связанную с деятельностью комиссии, сотрудник судебного департамента.
21. Квалификационная коллегия судей вправе провести заседание в отсутствие посторонних лиц (закрытое заседание). Это может иметь место, в частности, в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.
22. Мировой судья, находящийся в отставке, может быть привлечен председателем соответствующего районного суда к осуществлению правосудия в качестве мирового судьи в порядке, предусмотренном статьей 7-1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". Однако он не может быть привлечен к осуществлению правосудия в качестве федерального судьи.
24. Поскольку вопросы, связанные с прекращением полномочий председателей советов судей и председателей квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации отнесены к компетенции Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, то и к дисциплинарной ответственности указанные председатели, а также их заместители могут быть привлечены решением только этой коллегии. В отношении членов советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, не являющихся лицами, указанными в подпункте 4 пункта 2 статьи 17 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", решение по этим вопросам принимает соответствующая квалификационная коллегия судей субъектов Российской Федерации.
25. Поводом для рассмотрения на заседании квалификационной коллегии судей вопроса о дисциплинарной ответственности судьи является только представление председателя соответствующего или вышестоящего суда либо обращение

[ВОПРОС-ОТВЕТ] Как внести в минимальный размер уставного капитала и как при этом оценить часть неделимого имущества, общая стоимость которого превышает минимальный размер уставного капитала, чтобы вносимая часть этого имущества соответствовала минимальному размеру уставного капитала хозяйственного общества?  »
Общая судебная практика »
Читайте также