[РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n ВКПИ02-60 от 09.07.2002] В удовлетворении жалоб о признании незаконным Приказа Министра обороны РФ от 09.04.2002 n 157 О внесении изменений в Приказ Министра обороны Российской Федерации от 5 ноября 2000 года n 500 отказано, так как он не содержит каких-либо норм, отменяющих или ограничивающих право родственников погибших военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, на выплату компенсации взамен надгробного памятника.

РЕШЕНИЕ
от 9 июля 2002 г. N ВКПИ02-60
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда РФ Хомчика В.В.,
при секретаре Аистовой Н.В.,
с участием помощника
Главного военного прокурора Ефименко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобам граждан Матюши Ивана Игнатьевича и Ануфриевой Ольги Николаевны о признании незаконным Приказа Министра обороны Российской Федерации от 9 апреля 2002 года N 157 "О внесении изменений в Приказ Министра обороны Российской Федерации от 5 ноября 2000 г. N 500",
установила:
заявители Матюша И.И. и Ануфриева О.Н. обратились в Верховный Суд РФ с вышеуказанным требованием, сославшись на то, что обжалуемый ими Приказ противоречит п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 года N 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, должностных лиц таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, а также на изготовление и установку надгробных памятников".
Заявители утверждают, что в соответствии с указанным п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 года N 460 родственники погибших (умерших) граждан имеют право получить выплату компенсации взамен надгробного памятника. Однако Министерство обороны РФ, издавая Приказ N 157 от 9 апреля 2002 года и исключив из Инструкции о порядке погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, изготовления и установки надгробных памятников, утвержденной Приказом Министра обороны РФ N 500 от 5 ноября 2000 года, пункт 44, не определило порядок выплаты родственникам погибших (умерших) граждан компенсации взамен надгробного памятника, чем лишило указанных граждан данной компенсации.
Заявитель Матюша И.И., представлявший в судебном заседании как свои интересы, так и по доверенности интересы гражданки Ануфриевой О.Н., полностью поддержал свои требования и требования доверителя.
Представитель Министра обороны РФ Хомко Ю.В. с жалобами заявителей не согласился и просил оставить их без удовлетворения, пояснив при этом, что обжалуемый Приказ Министра обороны РФ никоим образом не ущемляет права граждан, т.к. он не изменяет и не дополняет п. 3 Постановления Правительства РФ от 6 мая 1994 года N 460, которое действует самостоятельно.
Выслушав объяснения заявителя Матюши И.И., представителя Министра обороны РФ Хомко Ю.В., исследовав материалы дела и заслушав заключение помощника Главного военного прокурора Ефименко В.В., полагавшего необходимым отказать заявителям в удовлетворении их требований, Верховный Суд РФ находит жалобы Матюши И.И. и Ануфриевой О.Н. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 6 мая 1994 года N 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, должностных лиц таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, а также на изготовление и установку надгробных памятников" установлено Министерству обороны Российской Федерации, Федеральной службе контрразведки Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Государственному таможенному комитету Российской Федерации, другим министерствам и ведомствам Российской Федерации, в войсках (органах) которых военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, должностные лица таможенных органов, граждане, призванные на военные сборы, проходили военную службу (службу, военные сборы), в месячный срок определить порядок погребения погибших (умерших) граждан, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, и оплаты расходов, связанных с их погребением, а также оплаты изготовления и установки надгробных памятников или выплаты родственникам погибших (умерших) граждан компенсации взамен надгробного памятника.
Во исполнение указанного Постановления Правительства РФ Министром обороны РФ 5 ноября 2000 года был издан Приказ N 500, утвердивший Инструкцию о порядке погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, изготовления и установки надгробных памятников, которой был определен как порядок погребения погибших (умерших), так и порядок оплаты расходов, связанных с погребением, изготовлением и установкой памятников, а также выплаты компенсации взамен надгробного памятника.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2001 года (N ВКПИ-01-26) по жалобе Матюши И.И. и Цыганкова О.А. п. 44 Инструкции, как ограничивающий круг лиц, имеющих право на выплаты компенсации взамен надгробного памятника, и противоречащий п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 года N 460, был признан незаконным.
Указанный пункт был исключен из Инструкции Приказом Министра обороны РФ от 9 апреля 2002 года N 157 "О внесении изменений в Приказ Министра обороны Российской Федерации от 5 ноября 2000 года N 500". Данный Приказ Министра обороны РФ от 9 апреля 2002 года N 157 не содержит каких-либо норм, отменяющих или ограничивающих право граждан на выплату компенсации взамен надгробного памятника, установленное п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 года N 460.
Таким образом, оснований для признания Приказа Министра обороны РФ от 9 апреля 2002 года N 157 "О внесении изменений в Приказ Министра обороны Российской Федерации от 5 ноября 2000 года N 500" незаконным не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239.7 ГПК РСФСР, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
решила:
Матюше Ивану Игнатьевичу и Ануфриевой Ольге Николаевне в удовлетворении жалоб о признании незаконным Приказа Министра обороны Российской Федерации от 9 апреля 2002 года N 157 "О внесении изменений в Приказ Министра обороны Российской Федерации от 5 ноября 2000 года N 500" в части, противоречащей п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 года N 460, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.
Председательствующий -
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.В.ХОМЧИК

[ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ n 9624/01 от 09.07.2002] Дело по иску о признании недействительным решения и предписания антимонопольного органа направлено на новое рассмотрение в связи с неполным исследованием арбитражным судом обстоятельств дела.  »
Общая судебная практика »
Читайте также