ИНФОРМАЦИЯ (Н. Лопаткина) (Законность, 2002, n 8) Судебный контроль в ходе досудебного производства по уголовному делу

ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ"
Судебный контроль на стадии предварительного расследования - проявление судебной власти, выражающееся в проверочных мерах в целях обеспечения законности и обоснованности решений и действий органов уголовного преследования, ограничивающих конституционные и иные права и свободы граждан.
Реализация функций уголовного преследования, раскрытия преступления и изобличения виновного нередко требует ограничения прав и свобод лиц, вовлекаемых в сферу уголовного процесса. Но эти ограничения допустимы только при соблюдении гарантий прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных Конституцией РФ и федеральным процессуальным законом. Для того, чтобы обеспечить достижение целей уголовного процесса, не нарушая прав граждан, законодатель пошел по пути введения судебного контроля на досудебных стадиях.
Одно из направлений реализации судебной защиты - устранение необоснованного применения процессуального принуждения.
Новый УПК РФ в разд. 4 дает перечень мер процессуального принуждения и оснований их применения. Они используются при наличии данных о возможности совершения обвиняемым (подозреваемым) новых преступлений, противодействия производству по делу, возможности скрыться от следствия или суда. В ст. 29 указано, что такие меры пресечения и иные меры процессуального принуждения, как домашний арест, заключение под стражу, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество, могут осуществляться только на основании решения суда.
Не вызывает сомнения, что каждое следственное действие обеспечено силой принуждения, однако степень принудительного воздействия неодинакова. Именно поэтому в отдельную группу выделены те следственные действия, проведение которых вторгается в сферу наиболее значимых конституционных прав граждан.
Статья 29 к таким следственным действиям относит осмотр, обыск и выемку в жилище, выемку документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных учреждениях, личный обыск, наложение ареста на почтово - телеграфные отправления, их осмотр и выемку, контроль и запись телефонных и иных переговоров, помещение в медицинский или психиатрический стационар для производства судебной экспертизы.
Применяя меры процессуального принуждения и давая разрешение на производство некоторых следственных действий, суд, таким образом, препятствует возможным злоупотреблениям и нарушениям конституционных прав граждан на предварительном следствии.
Порядок указанных судебных действий определяется нормами УПК (ст. ст. 108, 109, 114, 115, 165 и др.). Требования этих норм имеют определенную специфику, обусловленную видом и особенностями процессуальных действий. Это относится к срокам рассмотрения, перечню лиц, вызываемых в судебное заседание, порядку отмены судебного решения и т.д.
При этом порядок обращения в суд правоохранительных органов обладает схожими чертами. Так, прокурор, следователь, дознаватель с согласия прокурора при необходимости применения меры принуждения или производства следственного действия возбуждают перед судом ходатайство об их проведении, вынося соответствующее постановление. К ходатайству прилагаются материалы, подтверждающие позицию стороны обвинения. Суд, рассмотрев ходатайство, принимает решение о его удовлетворении или отказе в его удовлетворении.
В случаях, не терпящих отлагательства, возможно проведение некоторых следственных действий без решения суда с последующим обязательным судебным контролем (п. 5 ст. 165 УПК).
Процедура судебного контроля за законностью проведения этих следственных действий заключается в уведомлении следователем (дознавателем) прокурора и суда в течение 24 часов с момента начала их производства и представлении копий постановления о производстве следственного действия и протокола для проверки законности решения о его производстве.
Судья, получив указанные материалы, в течение 24 часов проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности.
В соответствии с ч. 3 ст. 29 УПК суд правомочен в ходе досудебного производства рассматривать жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя.
Право на обращение в суд не ограничено каким-либо перечнем злоупотреблений и нарушений. Статья 125 УПК устанавливает, что это могут быть любые решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию.
Установлен пятидневный срок судебного рассмотрения жалобы. Порядок судебного разбирательства следующий: судья в начале судебного заседания объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, представляет ее явившимся в судебное заседание лицам, разъясняет им их права и обязанности. Далее в соответствии с принципом состязательности заявитель, если он участвует в заседании, обосновывает жалобу, потом заслушиваются другие лица.
По результатам рассмотрения судья выносит решение либо о признании обжалуемого действия (решения) соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение, либо об оставлении жалобы без удовлетворения.
Закон не устанавливает, кто должен обеспечивать контроль за исполнением решения суда. В данном случае, полагаю, лицо, чьи действия обжалуются, в случае признания его действий незаконными обязан представить суду в установленный срок доказательства устранения нарушения (постановление об отмене незаконного решения и т.д.).
Помощник прокурора
г. Сочи
Н.ЛОПАТКИНА

ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ (Е. Беркович, Д. Абрамов, Законность n 8, 2002 г.) Предъявление прокурором заявлений в суд о признании противоречащими закону правовых актов органов местного самоуправления.  »
Общая судебная практика »
Читайте также