ИНФОРМАЦИЯ (В. Степанов) (Российская юстиция, 2002, n 7) Проблемы реализации федерального закона о мировых судьях и пути их решения

О МИРОВЫХ СУДЬЯХ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ"
Так была обозначена тема "круглого стола", организованного Комитетом Совета Федерации по правовым и судебным вопросам. В нем приняли участие представители Верховного Суда РФ, Министерства юстиции РФ, Генеральной прокуратуры РФ, руководители региональных управлений Судебного департамента при Верховном Суде РФ, ученые.
Участники заседания заслушали доклад А. Перепеченова, начальника Главного управления организационно - правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента при Верховном Суде РФ.
В ходе обсуждения доклада был затронут широкий круг вопросов - от финансирования системы мировой юстиции, совершенствования ее организационной структуры до проблем поддержания государственного обвинения по делам, подсудным мировым судьям.
Отмечалось, что в 2001 году мировыми судьями рассмотрена почти четверть всех гражданских дел и шестая часть уголовных дел, уменьшилась нагрузка на федеральных судей районных судов. Таким образом, институт мировой юстиции как инструмент кардинального улучшения деятельности российской судебной системы начал себя оправдывать. Действующая модель судоустройства, при которой мировые судьи являются судьями субъектов Федерации и входят в единую российскую судебную систему, способствует развитию и укреплению основ федерализма.
Вместе с тем становление мировой юстиции проходит в сложных условиях. В п. 3 ст. 10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" записано: "Материально - техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы юстиции либо органы исполнительной власти соответствующего субъекта в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации". По мнению ряда участников заседания, такая формулировка фактически не регламентирует организационное обеспечение деятельности мировых судей как целостный комплекс мероприятий и нарушает принцип разделения властей.
Видимо, в этом одна из причин того, что в разрезе регионов картина оказалась довольно пестрой. В ряде субъектов Федерации все судебные участки полностью укомплектованы (республики: Адыгея, Кабардино - Балкария, Калмыкия, Мордовия, Саха (Якутия), Чувашия; области: Белгородская, Брянская, Калининградская, Курская, Липецкая, Саратовская). В некоторых же субъектах положение можно охарактеризовать как провальное. Так, в Омской области 97 судебных участков и нет ни одного мирового судьи, в г. Москве - 384 судебных участка и 27 мировых судей, в Ленинградской области - 75 судебных участков и 9 мировых судей и т.д.
По результатам обсуждения участники "круглого стола" приняли ряд рекомендаций.
Федеральному Собранию Российской Федерации рекомендовано создать рабочую группу и ускорить работу по принятию проектов федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" и "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", внесенных в Государственную Думу Пленумом Верховного Суда РФ 28 мая 2001 г.
К Правительству РФ обращена просьба изыскать возможность выделения дотационным субъектам Федерации необходимых финансовых средств для повсеместного введения института мировых судей в 2002 году.
Руководителям глав исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации: Республики Алтай, Республики Карелия, Приморского края, Мурманской, Сахалинской, Тверской, Тульской, Омской областей, Коми - Пермяцкого, Ненецкого, Таймырского (Долгано - Ненецкого), Усть - Ордынского Бурятского, Эвенкийского автономных округов рекомендовано ускорить разработку необходимых законов субъектов Федерации о введении института мировых судей в 2002 году и обеспечить финансирование их деятельности.
Судебному департаменту при Верховном Суде РФ предложено продолжить организационное обеспечение деятельности мировых судей и работу по комплектованию вакантных должностей мировых судей с тем, чтобы обеспечить введение мировой юстиции во всех субъектах Российской Федерации до конца 2002 года.
В адрес Генеральной прокуратуры РФ высказана просьба: при обеспечении обязательного участия государственных обвинителей по уголовным делам, подсудным мировым судьям, поручать поддержание государственного обвинения наиболее подготовленным должностным лицам.
Материал подготовил
В.СТЕПАНОВ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 11-В01-52 от 21.06.2002 Производство по делу по иску о признании ликвидации юридического лица недействительной прекращено, поскольку споры, связанные с государственной регистрацией, приостановлением и прекращением деятельности (ликвидации) коммерческих организаций, подведомственны арбитражному суду.  »
Общая судебная практика »
Читайте также