ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ (О. Шальман) Средства федерального бюджета, выделенные организации на приобретение жилья для работников по Федеральной целевой программе Жилище на 2002 - 2010 годы, не подлежат налогообложению

ВЫДЕЛЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ЖИЛЬЯ
ДЛЯ РАБОТНИКОВ ПО ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЖИЛИЩЕ"
НА 2002 - 2010 ГОДЫ, НЕ ПОДЛЕЖАТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ
(Дело N А05-24663/04-31 Арбитражного суда
Архангельской области и Федерального арбитражного суда
Северо-Западного округа)
В сентябре 2004 года Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (после реорганизации - Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Архангельску, далее - Инспекция) провела выездную проверку Архангельского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике (после реорганизации - Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области, далее - Управление, антимонопольный орган).
Проверка затрагивала вопросы соблюдения Управлением законодательства по налогам на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) и по единому социальному налогу (далее - ЕСН).
В частности, установлено, что в нарушение статей 210, 211 и 223 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) Управление не включило в облагаемую базу по НДФЛ ссуду из федерального бюджета в размере 350000 руб., полученную работником в счет частичной оплаты на приобретение жилья, а также не перечислило ЕСН с этой суммы.
По результатам проверки Инспекцией составлен акт N 01/1-27-058/1351 ДСП от 17 сентября 2004 года, в котором был зафиксирован факт неуплаты в полном объеме вышеназванных налогов.
21 октября 2004 года на основании акта Инспекцией вынесено решение N 27-08/6228ДСП о привлечении Управления к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного:
- статьей 123 НК РФ за неправомерное неперечисление налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению, - штраф в размере 20% от неправомерно не удержанного налога;
- пунктом 1 статьи 122 части первой НК РФ за неполную уплату сумм единого социального налога в результате занижения налоговой базы - штраф.
В решении указывалось на необходимость совершить Управлению следующие действия:
- в добровольном порядке в срок, установленный в требовании об уплате налоговых санкций, перечислить налоговые санкции;
- взыскать с физического лица сумму налога на доходы, не удержанного или удержанного не полностью;
- перечислить по мере удержания с физического лица сумму неправомерно не удержанного налога на доходы физических лиц (недобор) в порядке, установленном ст. 226 НК РФ;
- в добровольном порядке в срок, установленный в требовании об уплате налога, перечислить суммы недоимки единого социального налога (далее - ЕСН) в размере 124600 рублей по результатам признания занижения налоговой базы на неучтенные выплаты в пользу физического лица в форме оплаты за приобретение жилья в размере 350000 рублей;
- в добровольном порядке в срок, установленный в требовании об уплате налога, перечислить пени за несвоевременную оплату ЕСН.
Указанное решение Инспекции было обжаловано в Управление Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
Вышестоящий налоговый орган решением от 02.12.2004 N 10-10/012721 жалобу Управления удовлетворил частично, отменив решение Инспекции в части доначисления ЕСН в сумме 124600 рублей и применения штрафных санкций за неуплату указанной суммы ЕСН. Производство по налоговому делу в отношении Управления в этой части было прекращено.
Управление (далее - Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконными пунктов 6.1, 7.1, 7.4 и 7.5 решения Инспекции в части привлечения к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ в виде взыскания 9100 руб. штрафа; уплаты налоговой санкции за неправомерное неперечисление НДФЛ в размере 9100 руб.; взыскания с сотрудника управления и уплаты 45500 руб. НДФЛ с суммы 350000 рублей, полученной для приобретения жилья в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 (далее - федеральная программа "Жилище").
Решением суда от 15 декабря 2004 года в удовлетворении заявленных требований Управлению отказано.
Обосновывая свое решение, суд первой инстанции руководствовался нормами налогового законодательства: статьями 210, 211 и 217 НК РФ, а также Постановлением Правительства Российской Федерации N 937 от 03.08.1996 "О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья" (далее - Постановление Правительства N 937).
Суд посчитал, что федеральная программа "Жилище" не относит работников Федеральной антимонопольной службы РФ к категории лиц, которым могут быть предоставлены безвозмездные субсидии на строительство или приобретение жилья. Кроме того, ни в Федеральной Программе "Жилище", ни в ее подпрограммах не установлены нормы компенсационных выплат (субсидий) для сотрудников Федеральной антимонопольной службы РФ и ее территориальных органов.
По мнению суда, денежные средства, выделенные Управлению из федерального бюджета и направленные на приобретение жилья для сотрудника, следует расценивать как доход, подлежащий обложению НДФЛ.
Постановлением апелляционной инстанции от 18 февраля 2005 года решение суда отменено. Признаны незаконными обжалуемые Управлением пункты 6.1, 7.1, 7.4, 7.5 резолютивной части решения Инспекции.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом пункта 3 статьи 217 НК РФ, просила отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Кассационный суд постановлением от 18 мая 2005 года оставил судебный акт апелляционной инстанции арбитражного суда без изменения, а жалобу Инспекции - без удовлетворения.
Этот спор, особенно в части определения правовой природы выделенных из федерального бюджета денежных средств на приобретение жилья сотруднику Управления, нетипичен, а описанная ситуация впервые появилась в судебной практике.
При изучении и разборе данного дела возникают несколько вопросов. Во-первых, правильная юридическая квалификация выделенных по федеральной программе "Жилище" денежных средств, во-вторых, обоснованность требования взыскания НДФЛ с этой суммы, в-третьих, обоснованность требования перечисления Управлением ЕСН.
Однако при ответе на эти вопросы первоначально следует указать, каким образом средства федерального бюджета по Федеральной Программе "Жилище" были выделены конкретному сотруднику Управления.
Так, Управление в 2000 году обращалось с ходатайствами в Федеральный антимонопольный орган (Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, далее - МАП России) о выделении средств на приобретение жилья своему сотруднику, который, являясь высококвалифицированным специалистом, нуждался в улучшении жилищных условий, состоял на учете в первоочередном порядке на предоставление жилья в органе местного самоуправления г. Архангельска и по месту работы.
Размеры сумм на такие выплаты, ежегодно закладываемые в федеральном бюджете, формируются на основании заявок государственных заказчиков.
Предоставление безвозмездных компенсационных выплат на строительство или приобретение жилья гражданами осуществляется строго в пределах лимитов государственных капитальных вложений, заложенных в федеральном бюджете для достижения конечной цели - решения нуждающимися категориями граждан своих жилищных проблем.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2003 год" от 24.12.2002 N 176-ФЗ утверждена ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2003 год, в которой указано, что МАП России в порядке исполнения федеральной программы "Жилище" выделена сумма 2 млн. руб.
Согласно Приложению 11 к Федеральному закону "О бюджетной классификации Российской Федерации" от 15.08.1996 N 115-ФЗ (в действовавшей на момент рассмотрения дела редакции от 26.05.2004 N 45-ФЗ) расходам бюджета на мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан по федеральной программе "Жилище" Федерального антимонопольного органа присвоен код бюджетной классификации 162 07 07 633 760.
Главный распорядитель бюджетных средств - МАП России - направил в адрес Управления (получателя бюджетных средств) уведомление о лимитах бюджетных обязательств из федерального бюджета по государственным капитальным вложениям на 2003 год, в котором указал, что в 2003 году выделены денежные средства в сумме 350000 руб. по федеральной программе "Жилище" по коду бюджетной классификации 162 07 07 633 760.
Указанные средства поступили на лицевой счет Управления в отделение федерального казначейства по г. Архангельску, Приморскому и Соловецкому районам 19 ноября 2003 г., что подтверждалось данными мемориального ордера и выпиской из лицевого счета. В поименованных выше документах также имеется ссылка на соответствующий код бюджетной классификации, что свидетельствует о целевом характере выделенных средств.
Далее, совместным решением администрации и жилищной комиссии Управления от 24 ноября 2003 г. N 1 направленные МАП России денежные средства были выделены для приобретения жилья конкретному сотруднику Управления, нуждающемуся в улучшении жилищных условий в первоочередном порядке.
В соответствии с целями федеральной программы "Жилище" решение проблемы обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета отдельных категорий граждан должно проводиться в наиболее эффективной форме.
Учитывая, что строительство муниципального жилья на территории города Архангельска не осуществлялось, Управление провело анализ рынка вторичного жилья в городе Архангельске, изучена деятельность профессиональных участников-риэлтеров, а также стоимость продаваемых гражданами - физическими лицами квартир.
Был также запрошен расчет средней рыночной стоимости стандартной квартиры, отвечающей санитарным и техническим требованиям, у федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация" - филиала по г. Архангельску.
Анализ рынка проведен Управлением на основании приказа МАП России "Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках" от 20.11.96 N 169 (в ред. приказа МАП России от 11.03.99 N 71), зарегистрированном в Минюсте РФ 10.01.97 N 1229.
На основе этого анализа приказом руководителя Управления от 24 ноября 2003 года определена риэлтерская организация (далее - риэлтер), способная наиболее эффективно, надежно и дешево подобрать квартиру на рынке вторичного жилья.
В соответствии с указанными выше документами 25 ноября 2003 г. был заключен трехсторонний договор Управления, риэлтера и нуждающегося в улучшении жилищных условий сотрудника.
Здесь следует отметить, что согласно жилищному законодательству РФ гражданин за счет собственных средств вправе приобретать жилье сверх социальной нормы. Гражданин свободен в заключении договора о приобретении жилого помещения, что полностью соответствует положениям ст. 421 ГК РФ о свободе договора.
Денежные средства в сумме 350000 руб. были перечислены Управлением платежным поручением на расчетный счет риэлтера для частичного покрытия расходов по приобретению квартиры на вторичном рынке жилья.
Таким образом, была избрана наиболее эффективная форма приобретения жилья за счет частичной его оплаты из средств федерального бюджета.
Теперь для ответа на поставленные выше вопросы проведем правовой анализ актов налоговых и судебных органов по данному делу.
1. Являются ли выделенные сотруднику Управления денежные средства по федеральной программе "Жилище" компенсационной выплатой или материальной выгодой физического лица.
По мнению Инспекции, выплаченная работнику из федерального бюджета сумма 350000 рублей на приобретение жилого помещения должна рассматриваться как материальная выгода и подлежать обложению НДФЛ.
Инспекция полагала, что сотрудник Управления не подпадает под категорию граждан, которым может быть предоставлена субсидия из федерального бюджета, по следующим основаниям.
При перечислении денежных средств в счет частичной оплаты приобретаемой квартиры Управление не учитывало установленный пунктами 6 - 8, 10 - 13 Положения "О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство и приобретение жилья", утвержденного Постановлением Правительства N 937 порядок выплаты субсидии, а также ряд обстоятельств, от которых зависит размер предоставляемой субсидии.
Следует обратить внимание, что оспариваемое решение Инспекции основано на правовой позиции Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации, изложенной в письме от 2 августа 2004 г. N 03-05-01-05/1.
В этом письме отмечается, что федеральная программа "Жилище" предусматривает необходимость обеспечения жильем отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации или иными нормативными правовыми актами федерального уровня. Однако в категорию лиц, которым могут быть предоставлены безвозмездные субсидии на строительство или приобретение жилья, государственные служащие не включены. На основании этого сделан вывод, что денежные средства, выделенные из федерального бюджета, но не удостоверенные свидетельством о предоставлении безвозмездной жилищной субсидии, следует рассматривать в качестве дохода, подлежащего обложению НДФЛ.
С таким доводом налоговых органов трудно согласиться.
Что касается законности решения суда первой инстанции, то следует отметить, что судом, по нашему мнению, не применены нормы материального права, подлежащие применению.
Обратимся к части 3 статьи 40 Конституции РФ, которой гарантировано, что определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Исходя из положений статьи 115 Конституции Российской Федерации Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивая их исполнение.
Согласно статье 13 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" от 17.12.1997 N 2-ФКЗ Правительство РФ формирует целевые программы, обеспечивает их реализацию.
В целях создания системы государственной поддержки граждан в решении жилищной проблемы Правительство РФ утвердило федеральную программу "Жилище", в которой определены задачи, в числе которых - обеспечение жильем в наиболее эффективной форме за счет средств федерального бюджета

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n КАС05-322 от 19.07.2005 В удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 1.1, 2.1, 2.3 и 3.1 Положения Центрального банка РФ от 19.08.2004 n 262-П Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, пунктов 2 и 8 Приложения 1 и пункта 7 Приложения 4 к данному Положению отказано правомерно, так как оспариваемый акт принят Центральным банком РФ в соответствии с имеющимися у него полномочиями.  »
Общая судебная практика »
Читайте также