ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n КАС02-136 от 30.05.2002 В удовлетворении жалобы на пункт 3.2 Инструкции о порядке назначения лекарственных средств и выписывания рецептов на них, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 23.08.1999 n 328, отказано, поскольку оспариваемое положение принято Министерством в пределах имеющихся полномочий и права заявителя на льготное обеспечение лекарственными средствами по утвержденному формуляру не нарушает.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 мая 2002 г. N КАС02-136
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Нечаева В.И.,
Анохина В.Д.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 30 мая 2002 г. гражданское дело по жалобе К. на пункт 3.2 Инструкции о порядке назначения лекарственных средств и выписывания рецептов на них, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 23 августа 1999 г. N 328 по кассационной жалобе Министерства здравоохранения РФ на решение Верховного Суда РФ от 10 января 2002 г., которым жалоба К. удовлетворена.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения представителя Министерства здравоохранения РФ Шеенко О.Н., поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Масаловой Л.Ф., полагавшей решение Верховного Суда РФ подлежащим отмене, Кассационная коллегия
установила:
приказом Министерства здравоохранения РФ от 23 августа 1999 г. N 328 утверждена Инструкция о порядке назначения лекарственных средств и выписывания рецептов на них.
К. обратилась в Верховный Суд РФ с жалобой на п. 3.2 данной Инструкции, предусматривающий, что самостоятельно лечащим врачом поликлиники выписываются льготные рецепты на лекарственные средства в соответствии со стандартами и в рамках территориального формуляра, за исключением случаев назначения: ...
В обоснование заявленного требования К. сослалась на то, что ограничение права лечащего врача выписывать самостоятельно льготные рецепты лишь на лекарственные средства в рамках территориального (субъекта Российской Федерации) формуляра (перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств как составной части минимального ассортимента лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи) ограничивает право самой заявительницы по льготному обеспечению любыми лекарственными средствами на основании рецепта, выписанного лечащим врачом самостоятельно.
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Министерство здравоохранения РФ ставит вопрос об отмене судебного решения, ссылаясь на ошибочность вывода суда о превышении Министерством полномочий по изданию оспоренного положения п. 3.2 Инструкции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия находит решение Верховного Суда РФ подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как правильно указал суд в своем решении, федеральный закон уполномочил Правительство РФ устанавливать порядок социальной защиты граждан Российской Федерации, льготного или бесплатного обеспечения отдельных категорий граждан РФ лекарственными средствами (ст. 6 Федерального закона "О лекарственных средствах").
Во исполнение ст. 32 Федерального закона "О лекарственных средствах", а также в целях упорядочения льготного обеспечения граждан лекарственными средствами и рационального использования государственных ассигнований, направляемых на эти цели, Правительство РФ 8 апреля 1999 г. приняло Постановление N 393 "О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными средствами", которым:
1. Министерство здравоохранения РФ обязано:
а) разработать и утвердить по согласованию с Министерством экономики РФ и Министерством финансов РФ минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, наличие которого обязательно для аптечных учреждений, предусмотрев в нем в качестве составной части перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств;
б) осуществлять с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях минимального ассортимента лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи;
в) разработать и утвердить:
порядок выписки рецептов на лекарственные средства гражданам, обратившимся за медицинской помощью в амбулаторно-поликлиническое учреждение независимо от его организационно-правовой формы, имея в виду, что назначение лекарственных средств, норма их отпуска и выписка рецептов осуществляются лечащим врачом исходя из тяжести, характера заболевания и стандартов его диагностики и лечения;
порядок отпуска лекарственных средств в аптечных учреждениях, предусмотрев в нем правила замены лекарственного средства, на которое выписан рецепт, в случае его отсутствия.
2. Льготным категориям граждан, имеющих право при амбулаторном лечении на бесплатное обеспечение лекарственными средствами или на 50-процентную скидку в их оплате, рецепты выписываются:
- на лекарственные средства, входящие в минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, - единолично лечащим врачом...
- на лекарственные средства, не входящие в минимальный ассортимент, а также на наркотические, психотропные, сильнодействующие средства, специальные лекарственные средства (противоопухолевые, противотуберкулезные, противодиабетические, иммунодепрессанты) - лечащим врачом на основании решения клинико-экспертной комиссии поликлинического учреждения или врачами соответствующих специализированных лечебно-профилактических учреждений (диспансеров).
В отдельных случаях, связанных с необходимостью предоставления срочной медицинской помощи, назначение лекарственных средств и выписка рецептов возможны единолично лечащим врачом без предварительного согласования с клинико-экспертной комиссией поликлинического учреждения.
Таким образом, Постановлением Правительства РФ предусмотрено, что по общему правилу лечащий врач единолично (самостоятельно) вправе выписывать рецепты льготным категориям граждан лишь на лекарственные средства, входящие в минимальный ассортимент лекарственных средств, утверждаемый именно Минздравом РФ, уполномоченным также разрабатывать и утверждать порядок выписки рецептов на лекарственные средства гражданам.
Уже по изложенным мотивам необоснованным является довод К. о том, что она якобы вправе бесплатно получать любое лекарственное средство без какого-либо ограничения его ассортимента по рецепту, выписанному лечащим врачом самостоятельно (единолично), а также и довод о том, что положение этого пункта якобы необоснованно ограничивает ассортимент лекарственных средств, рецепт на которые вправе выписывать лечащий врач самостоятельно, рамками территориального формуляра, не предусмотренного ни в Федеральном законе, ни в Постановлении Правительства РФ. Поэтому (по мнению суда первой инстанции) Министерство здравоохранения РФ тем самым вышло за пределы прав, установленных законом.
Приведенный вывод суда является ошибочным, поскольку сделан без учета других положений оспоренной Инструкции.
Так, согласно абзацу 2 п. 1.3 Инструкции соответствующие территориальные формуляры для обеспечения граждан, имеющих льготный статус, утверждаются органом управления здравоохранения субъекта РФ по согласованию с территориальным фондом обязательного медицинского страхования на основании базовых формуляров лекарственных средств.
Согласно абзацу 3 пункта 1.3 Инструкции территориальный формуляр составляется на основании и по номенклатуре не менее формуляра, утвержденного Минздравом России в качестве базового.
Как указано выше, в соответствии с законодательством перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (базовый формуляр), являющийся составной частью минимального ассортимента лекарственных средств, утверждается Министерством здравоохранения РФ.
Поскольку территориальный формуляр, в рамках которого лечащий врач самостоятельно вправе выписывать льготные рецепты на лекарственные средства, не может быть составлен по номенклатуре менее формуляра, утвержденного Минздравом России в качестве базового, оснований для признания незаконным пункта 3.2 Инструкции в связи с отсутствием упоминания (установления) такого документа в Федеральном законе и Постановлении Правительства РФ у Верховного Суда РФ не имелось.
Что касается формуляра лекарственных средств для льготных категорий жителей Санкт-Петербурга на 2001 г. (который К. считает также незаконным), то в случае, если он был составлен по номенклатуре менее базового формуляра, утверждаемого Минздравом России, заявительница могла обжаловать его в Санкт-Петербургский городской суд (формуляр утвержден распоряжением губернатора г. Санкт-Петербурга).
Признавая незаконным п. 3.2 Инструкции, суд первой инстанции сослался также на то, что Министерством здравоохранения РФ в установленном порядке не исполнено поручение Правительства РФ по разработке и утверждению минимального ассортимента лекарственных средств и Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.
Однако такое утверждение суда также ошибочно.
Приказом от 26 января 2000 г. N 30 Министерство здравоохранения РФ утвердило Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, указав в п. 4.1 этого приказа на то, что ассортимент лекарственных средств должен быть не менее данного Перечня.
Именно этот приказ Минздрава России указан в качестве основы при утверждении формуляра лекарственных средств для льготных категорий жителей Санкт-Петербурга на 2001 г.
По изложенным мотивам решение Верховного Суда РФ не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся материалов, а при разрешении возникшего спора суд неправильно применил нормы материального закона, Кассационная коллегия находит возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение об отказе в удовлетворении жалобы К.
Руководствуясь п. 4 ст. 305, п. 4 ст. 306 и п. 3 ст. 307 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия Верховного Суда РФ
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 10 января 2002 г. отменить.
Вынести новое решение, которым К. отказать в удовлетворении жалобы на п. 3.2 Инструкции о порядке назначения лекарственных средств и выписывания рецептов на них, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 23 августа 1999 г. N 328.

[ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛСУДА от 29.05.2002] Подделка статистических карточек не образует состава преступления, предусмотренного ст. 292 УК РФ.  »
Общая судебная практика »
Читайте также