ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 11-Г02-7 от 24.05.2002 О признании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан О взимании платы за проезд автотранспорта по автодорожному мосту через реку Волга от 19.07.1997 n 572 противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления судебного решения в законную силу.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 мая 2002 года
Дело N 11-Г02-7
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Василевской В.П.,
Потапенко С.В.
рассмотрела в судебном заседании от 24 мая 2002 г. дело по заявлению прокурора Республики Татарстан и Е. о признании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан "О взимании платы за проезд автотранспорта по автодорожному мосту через реку Волга" от 19 июля 1997 года N 572 противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению по кассационной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 5 марта 2002 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Потапенко С.В., объяснения представителей Кабинета Министров Республики Татарстан Маматовой Г.А. и Хайдарова С.А., поддержавших доводы частной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 572 от 19 июля 1997 года "О взимании платы за проезд автотранспорта по автодорожному мосту через реку Волга", указав в обоснование заявления, что данное постановление противоречит требованиям федерального законодательства и подлежит отмене.
В Верховный Суд Республики Татарстан также обратился Е. с заявлением о признании недействительным этого же постановления Кабинета Министров РТ.
Представители Кабинета Министров Республики Татарстан Маматова Г.А., Минуллина А.Г. и Хайдаров С.А. с заявлением прокурора Республики Татарстан и Е. не согласились, пояснив, что федеральная автомобильная дорога М-7 "Волга" на участке Тюрлема - Казань проходит через населенные пункты: Нижние Вязовые - Зеленодольск - Казань. Участок автомобильной дороги Горький - Казань от с. Покровка до с. Новая Тура, где и расположен автодорожный мост через реку Волга, является автомобильной дорогой республиканского значения, и данный объект - мост через реку Волга - является республиканской собственностью, в связи с чем указанное постановление требованиям федерального законодательства не противоречит.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 5 марта 2002 г. заявления прокурора Республики Татарстан и Е. удовлетворены. Суд признал постановление Кабинета Министров Республики Татарстан "О взимании платы за проезд автотранспорта по автодорожному мосту через реку Волга" от 19 июля 1997 года N 572 в редакции постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 апреля 1999 года N 190, от 31 декабря 1998 года N 815, от 17 сентября 1997 года N 712 противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня издания.
В кассационной жалобе, поданной Кабинетом Министров Республики Татарстан, поставлен вопрос об отмене решения и об отказе в удовлетворении требований заявителей по тем основаниям, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, суд неправильно применил материальный закон, финансирование и содержание автодорожного моста производит Республика Татарстан.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения, постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона.
В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 27 июня 1998 года N 728 "О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации" решение об эксплуатации на платной основе автомобильных дорог или расположенных на них мостов, путепроводов и тоннелей (далее именуются - дорожные объекты) принимается преимущественно в отношении тех из них, строительство которых только начинается или которые находятся в стадии незавершенного строительства (реконструкции). При этом решение в отношении федеральных автомобильных дорог принимает Правительство Российской Федерации, а в отношении автомобильных дорог, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 года N 973 "Об утверждении Временных правил организации эксплуатации на платной основе федеральных автомобильных дорог и дорожных объектов и Временных правил определения стоимости проезда по платным автомобильным дорогам и дорожным объектам и использования взимаемых за проезд средств" правила организации эксплуатации на платной основе автомобильных дорог и дорожных объектов, относящихся к собственности субъектов Российской Федерации, правила определения стоимости проезда по таким автомобильным дорогам и дорожным объектам и использования взимаемых за проезд средств устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 июля 1997 года N 572 "О взимании платы за проезд автотранспорта по автодорожному мосту через реку Волга" введено с 1 августа 1997 года взимание платы за проезд автотранспорта по автодорожному мосту через реку Волга и утверждено Положение о взимании платы за проезд автотранспорта по автодорожному мосту через реку Волга.
Как видно из материалов дела, данный автодорожный мост был принят в эксплуатацию на основании решения Государственной приемочной комиссии Министерства автомобильных дорог от 23 января 1989 года. В соответствии с п. п. 1, 2 акта Государственной приемочной комиссии (л.д. 46) мостовой переход через реку Волга находится на участке автомобильной дороги Горький - Казань от села Покровка до села Новая Тура, данная автомобильная дорога республиканского значения 1-й технической категории, строительство мостового перехода произведено на основании титульного списка вновь начинаемой стройки, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 24 октября 1980 года N 520.
В соответствии с Перечнем федеральных дорог в РСФСР, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1991 года N 62, с последующими изменениями и дополнениями, федеральная автомобильная дорога М-7 "Волга" обозначена: от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы, подъезды к городам Владимир, Иваново, Чебоксары, Ижевск и Пермь.
Как усматривается из Атласа автомобильных дорог, составленного в установленном порядке (л.д. 59), федеральная автомобильная дорога М-7 "Волга" на участке Тюрлема - Казань проходит через населенные пункты: Нижние Вязовые (где имеется переправа) - Зеленодольск - Казань. Такой маршрут данной федеральной автомобильной дороги в настоящее время является действующим. Участок автомобильной дороги Горький - Казань от села Покровка до села Новая Тура, где и расположен автодорожный мост через реку Волга, не определен каким-либо нормативным актом как федеральная автомобильная дорога М-7 "Волга". Об этом указано и в ответе Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации (л.д. 182), согласно которому в период 1991 - 2000 гг. управление федеральными автомобильными дорогами, проходящими по территории Республики Татарстан, осуществлялось Правительством Республики Татарстан, регистрация федеральных автомобильных дорог в Министерстве имущественных и земельных отношений продолжается. Однако Кабинет Министров РТ не предоставил суду доказательств того, что автодорожный мост и участок автомобильной дороги от села Покровка до села Новая Тура является собственностью Республики Татарстан. Поэтому суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на момент рассмотрения дела автодорожный мост через реку Волга, расположенный на участке автомобильной дороги Нижний Новгород - Казань от села Покровка до села Новая Тура, не является собственностью Республики Татарстан. Поэтому у Кабинета Министров Республики Татарстан не имелось полномочий на принятие решения об эксплуатации на платной основе данного автодорожного моста.
Выводы суда первой инстанции мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам, и оснований для признания их неправильными не установлено. Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в кассационной жалобе, являются необоснованными.
Вместе с тем в соответствии с абзацем вторым пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону" в редакции постановлений Пленума от 21 декабря 1993 г. N 11 и от 25 октября 1996 г. N 10, с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Пленума от 25 мая 2000 г. N 19 и от 24 апреля 2002 г. N 8, при удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному закону закона субъекта Российской Федерации либо заявления о признании противоречащим закону иного нормативного правового акта в резолютивной части решения должно быть указано на это, а также на то, что закон субъекта Российской Федерации или иной нормативный правовой акт считаются недействующими со дня вступления решения в законную силу (ч. 3 ст. 239.8 ГПК РСФСР). В связи с этим решение суда подлежит изменению с указанием на то, что оспоренный нормативный правовой акт не подлежит применению со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 5 марта 2002 г. изменить, указав, что постановление Кабинета Министров Республики Татарстан "О взимании платы за проезд автотранспорта по автодорожному мосту через реку Волга" от 19 июля 1997 года N 572 в редакции постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 апреля 1999 года N 190, от 31 декабря 1998 года N 815, от 17 сентября 1997 года N 712 не подлежит применению со дня вступления решения в законную силу.
В остальной части это же решение оставить без изменения, а частную жалобу Кабинета Министров Республики Татарстан - без удовлетворения.

[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 5-В02пр-133 от 24.05.2002] Исковые требования в части признания недействительным ордера на право занятия жилого помещения удовлетворены правомерно, так как жилая площадь предоставлена не по факту проживания и не является свободной.  »
Общая судебная практика »
Читайте также