ИНФОРМАЦИЯ (В. Боброва) (Российская юстиция, 2002, n 6) Деятельность конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации в 2001 году

СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2001 ГОДУ
Анализ работы конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации в 2001 году позволяет сделать вывод об их значительном вкладе в укрепление законности, обеспечение защиты прав и свобод граждан, очищение правового пространства от нелегитимных актов. Более 450 обращений о проверке конституционности или соответствия уставу законов и иных нормативных актов органов государственной власти и местного самоуправления субъектов Федерации поступило в эти суды в течение года.
По итогам рассмотрения их вынесено более 40 постановлений и 73 определения. Положения 27 законов субъектов Федерации и иных нормативных актов признаны не соответствующими конституции (уставу). Еще в 10 случаях подтверждена неконституционность оспариваемых положений нормативных актов, аналогичных признанным ранее судами, в том числе и Конституционным Судом РФ, не соответствующими Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации.
Интенсивность работы действующих судов различна, о чем свидетельствуют следующие данные.
Конституционным Судом Республики Адыгея по делам, рассмотренным в 2001 году, вынесено 5 постановлений, 2 определения и дано заключение по запросу Президента Республики Адыгея по проекту конституционного закона Республики Адыгея "О поправках к разделу I Конституции Республики Адыгея". Определением от 31 июля 2001 г. гражданину А. Безрукову отказано в принятии к рассмотрению жалобы о проверке соответствия Конституции Республики Адыгея отдельных положений ч. 2 ст. 3 Закона Республики Адыгея "О налоге с продаж", поскольку Конституционным Судом РФ по предмету обращения ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу. Определением от 22 июня 2001 г. Конституционный Суд прекратил производство по делу о проверке конституционности отдельных положений Указа Президента Республики Адыгея от 28 февраля 1997 г. "О мерах по повышению роли глав администраций городов и районов Республики Адыгея в системе органов исполнительной власти Республики Адыгея" по запросу Прокурора Республики в связи с тем, что Президентом Республики Адыгея в период рассмотрения дела был издан новый Указ, которым оспариваемый Указ был признан утратившим силу. Постановлениями Конституционного Суда признан не соответствующим Конституции Республики ряд положений законов Республики "О местном самоуправлении", "Об администрации города, района", "О выборах Президента Республики Адыгея". При рассмотрении дела по спору о компетенции между Советами народных депутатов местного самоуправления Хатукайского сельского округа и Красногвардейского района по вопросу формирования бюджета муниципального образования Конституционный Суд указал на превышение полномочий Совета народных депутатов района в налоговой сфере и необходимость отмены отдельных положений постановления Совета народных депутатов Красногвардейского района "О бюджете Красногвардейского района на 2001 год", выходящих за пределы его компетенции.
Конституционным Судом Республики Башкортостан в 2001 году рассмотрено 1 дело о толковании отдельных положений республиканской Конституции в связи с запросом Государственного Собрания Республики Башкортостан. В постановлении Конституционного Суда от 28 декабря 2001 г. дано толкование положениям более 50 статей республиканской Конституции, применение которых теперь возможно только в том конституционном смысле, который определен Конституционным Судом Республики Башкортостан.
Конституционным Судом Республики Бурятия в 2001 году рассмотрено 8 дел, по которым вынесено 5 определений и 3 постановления. Определениями по 3 делам прекращено их рассмотрение по различным основаниям. Так, дело о проверке конституционности Указа Президента Республики Бурятия "О реформе жилищно - коммунального хозяйства в Республике Бурятия" по запросу депутата республиканского Народного Хурала, Председателя Народного Хурала М. Семенова прекращено из-за отсутствия нормативного содержания в оспариваемом акте. Дело по запросу Прокурора Республики о проверке соответствия Конституции Республики Бурятия абз. 17 ст. 3 Закона Республики Бурятия "О налоге с продаж" прекращено в связи с тем, что к началу рассмотрения дела Конституционным Судом оспариваемое положение Закона было отменено, и его применением не были нарушены конституционные права и свободы граждан. Дело о проверке соответствия Конституции Республики Бурятия постановления Правительства Республики "Об упорядочении заготовки, хранения и транспортировки кожевенного сырья и шерсти в Республике Бурятия" прекращено в связи с отзывом заявителями - индивидуальными предпринимателями своего обращения. В 2 случаях Конституционный Суд вынес определения об отказе в принятии к рассмотрению обращений в связи с их неподведомственностью. Дважды Конституционный Суд рассматривал споры о компетенции между Президентом Республики Бурятия и республиканским Народным Хуралом в связи с изданием последним постановлений о назначении отчета и отчете Правительства Республики о ходе реализации республиканской программы реформирования жилищно - коммунального хозяйства. В обоих случаях Конституционный Суд в постановлениях по этим делам указал на превышение компетенции со стороны Народного Хурала, что повлекло утрату юридической силы принятых им документов. Кроме того, постановлением Конституционного Суда от 25 октября 2001 г. признаны не соответствующими Конституции Республики некоторые нормы Закона "О порядке назначения на должность и освобождения от должности начальника Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Республике Бурятия".
В Конституционный Суд Республики Дагестан в 2001 году поступило 19 обращений. По 3 вынесены определения об отказе в принятии из-за неподведомственности Суду поставленных в обращениях вопросов. Постановлением Конституционного Суда от 26 декабря 2001 г. по запросу депутата республиканского Народного Собрания М. Гайдарова о проверке конституционности отдельных положений Устава муниципального образования "Карабудахкентский район" ряд из них признан не соответствующим Конституции Республики Дагестан.
В Конституционный Суд Кабардино - Балкарской Республики в 2001 году поступило 11 обращений. 9 из них отклонены как не соответствующие требованиям, по 2 вынесены определения. В частности, определением от 18 мая 2001 г. Конституционным Судом прекращено производство по делу о проверке конституционности Закона Кабардино - Балкарской Республики "О признании недействующими и не подлежащими применению отдельных норм Конституции Кабардино - Балкарской Республики" в связи с тем, что запрос заявителей Союза коммерческих организаций Кабардино - Балкарской Республики Бизнес - клуб "Нальчик" не отвечал критериям допустимости обращения.
В Конституционный Суд Республики Карелия в 2001 году поступило 25 обращений и ходатайств. 7 из них рассмотрено с вынесением постановлений, по 16 вынесены определения о принятии к рассмотрению либо отказе из-за неподведомственности. Кроме того, производство по делу о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия ст. 7 Закона Республики "О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия" приостановлено в связи с обращением в Конституционный Суд РФ по вопросу о проверке конституционности положений Федерального закона "О дорожных фондах в Российской Федерации". По 2 делам постановлениями подтверждена конституционность оспариваемых положений законов Республики Карелия "О республиканском бюджете на 2000 год" и "О государственной службе Республики Карелия". Конституционность Закона "О республиканском бюджете на 2001 год" проверялась и подтверждена постановлением Конституционного Суда по порядку его принятия. Не соответствующими Конституции Республики признаны некоторые положения законов Республики "О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия", "О референдуме в Республике Карелия", "О республиканском бюджете на 2000 год", "О нотариате", постановления Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия "Об утверждении количества должностей нотариусов в нотариальных округах Республики Карелия".
В Конституционный Суд Республики Коми в 2001 году поступило 40 обращений, из которых 4 рассмотрено с вынесением постановлений, по 6 вынесены определения. В 3 случаях определениями Конституционного Суда отказано в принятии к рассмотрению жалоб граждан в связи с неподведомственностью поставленных в них вопросов и с тем, что жалобы не отвечали критериям допустимости, предусмотренным Законом "О Конституционном Суде Республики Коми". Определением от 27 июня 2001 г. по жалобе гражданки Т. Орловой о проверке конституционности постановлений главы администрации муниципального образования "Город Ухта" от 13 апреля 1999 г., от 24 апреля 2000 г. (с изм. и доп. от 19 июня 2000 г.) Конституционный Суд Республики признал ее не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Суда в связи с тем, что аналогичные оспариваемым положения были уже признаны им не соответствующими Конституции Республики постановлением от 22 января 2001 г., которое сохраняет свою силу. На основании этого Конституционный Суд указал, что дело гражданки Т. Орловой подлежит пересмотру в обычном порядке. Кроме того, постановлениями Конституционного Суда признаны неконституционными ряд положений Указа Главы Республики Коми от 29 июня 1999 г. "О создании Лицензионной палаты при Главе Республики Коми", Положения о порядке переселения из районов Крайнего Севера граждан, проживающих на территории муниципального образования "Город Инта" с подчиненными ему территориями, утвержденного решением сессии Совета муниципального образования "Город Инта", приказ министра здравоохранения Республики Коми от 19 мая 1999 г. и постановление Главы администрации муниципального образования "Город Сыктывкар" "Об упорядочении пассажирских перевозок автомобильным транспортом в г. Сыктывкаре".
В Конституционный Суд Республики Марий Эл в 2001 году поступило 16 обращений. По ним вынесено 7 определений и постановление от 9 июля 2001 г., которым некоторые положения Приложений 2 и 3 к Закону Республики Марий Эл от 6 марта 1992 г. "О плате за землю" (в ред. Закона Республики Марий Эл от 31 декабря 1997 г.) признаны не соответствующими Конституции Республики. Определением от 21 июня 2001 г. Конституционный Суд отказал в принятии к рассмотрению жалобы о проверке конституционности норм Закона "О выборах в Республике Марий Эл" и Устава муниципального образования "Мари - Турекский район Республики Марий Эл" в связи с тем, что они содержали нормы, аналогичные признанным Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ. При этом Суд указал, что оспариваемые нормы названных актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами и подлежат отмене в установленном порядке. В 6 других случаях определениями Конституционного Суда отказано в принятии обращений в связи с неподведомственностью поставленного вопроса.
Конституционным Судом Республики Саха (Якутия) по рассмотренным в 2001 году делам принято 6 постановлений и 3 определения, которыми отказано в принятии обращений к рассмотрению. В их числе и ходатайство народного депутата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) С. Виноградова о толковании ст. 67 республиканской Конституции, в рассмотрении которого определением от 5 октября 2001 г. отказано в связи с отсутствием неопределенности в понимании этой нормы Конституции. Постановление Конституционного Суда от 19 марта 2001 г. принято по толкованию норм Конституции Республики Саха (Якутия). В 2 случаях Конституционный Суд признал оспариваемые нормы не соответствующими Конституции Республики. Среди них положения Регламента Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и приложения к постановлению Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) "О проекте Закона Республики Саха (Якутия) "О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)".
Конституционным Судом Республики Татарстан в 2001 году рассмотрено 8 дел, по которым принято 7 определений и постановление от 25 мая 2001 г. Этим постановлением Конституционный Суд выявил конституционно - правовой смысл постановления Кабинета Министров Республики Татарстан "О введении повременной системы оплаты услуг местной телефонной связи" и указал, что любое иное его истолкование в правоприменительной практике исключается. Кроме того, в Конституционный Суд в 2001 году поступило 33 письменных и 14 устных обращений, которые после изучения не были приняты к дальнейшему производству, поскольку не соответствовали требованиям Закона "О Конституционном Суде Республики Татарстан". Часть из них направлена Конституционным Судом для разрешения поставленных в них вопросов по подведомственности в другие органы государственной власти. По 3 обращениям вынесены определения о прекращении производства по делу. Так, определением от 16 мая 2001 г. Конституционный Суд прекратил производство по проверке конституционности постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 апреля 2000 г. "Об организации отдыха, оздоровления, занятости детей и молодежи в 2000 году" в связи с тем, что в период рассмотрения дела оспариваемый акт утратил силу, и запрос был отозван заявителем. Двумя определениями от 28 ноября 2001 г. Конституционный Суд прекратил производство по делам о толковании некоторых норм республиканской Конституции в связи с тем, что они уже были признаны Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ. В обоих случаях с запросами о толковании обращалась в Суд Комиссия Государственного Совета Республики Татарстан по вопросам законодательства, законности, регламента и депутатской этики. Определением Конституционного Суда от 25 декабря 2001 г. прекращено производство дела по жалобе гражданина В. Сухова о проверке конституционности положений постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 сентября 1996 г. "О порядке реализации отдельных льгот, установленных Федеральным законом "О ветеранах", другими нормативными актами Российской Федерации и Республики Татарстан" в связи с тем, что по предмету обращения уже имелось постановление Конституционного Суда Республики от 25 мая 2001 г., сохраняющее свою силу. Определением от 4 октября 2001 г. Конституционный Суд отказал гражданину В. Сухову в официальном разъяснении вынесенного им постановления от 25 мая 2001 г. по делу о проверке конституционности постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 августа 2000 г. "О введении повременной системы оплаты услуг местной телефонной связи", поскольку поставленные в обращении вопросы разрешены в названном постановлении. Определения от 16 и 19 марта 2001 г. приняты Конституционным Судом в связи с решением вопросов о принятии к рассмотрению запроса и жалобы. При этом в одном случае было изложено особое мнение судьи Конституционного Суда. Кроме того, Конституционный Суд обращался с заявлением

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 75-Г02-9 от 23.05.2002 Дело по иску и встречному иску о взыскании алиментов на детей направлено для рассмотрения в кассационном порядке в суд другого субъекта РФ, поскольку ответчик по делу является заместителем председателя верховного суда республики.  »
Общая судебная практика »
Читайте также