З А К О Н
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О закрытом административно-территориальном
образовании
Настоящий Закон устанавливает правовой статус закрытого
административно-территориального образования, регулирует
особенности местного самоуправления, определяет меры по социальной
защите граждан, проживающих и работающих в нем, и их права.
Статья 1. Общие положения
1. Закрытым административно-территориальным образованием
признается имеющее органы местного самоуправления территориальное
образование, в пределах которого расположены промышленные
предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации
оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других
материалов, военные и иные объекты (далее - предприятия и (или)
объекты), для которых необходим особый режим безопасного
функционирования и охраны государственной тайны, включающий
специальные условия проживания граждан.
2. Закрытое административно-территориальное обоснование
является административно-территориальной единицей.
Территория и границы закрытого
административно-территориального образования определяются исходя из
особого режима безопасного функционирования предприятий и (или)
объектов, а также с учетом потребностей развития населенных
пунктов.
Границы закрытого административно-территориального образования
могут не совпадать с границами республик в составе Российской
Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей,
районов.
В ведение органов местного самоуправления закрытого
административно-территориального образования передаются другие
населенные пункты, расположенные на его территории.
Населенные пункты, расположенные в закрытом
административно-территориальном образовании, имеют официальные
географические названия и вносятся в соответствующие
картографические и иные документы, за исключением случаев,
специально устанавливаемых Президиумом Верховного Совета Российской
Федерации.
3. Закрытое административно-территориальное образование
находится в ведении федеральных органов государственной власти и
управления по вопросам:
установления административной подчиненности, границ указанного
образования и земель, отводимых предприятиям и (или) объектам;
определения полномочий органов государственной власти и
управления республик в составе Российской Федерации, автономной
области, автономных округов, краев, областей в отношении указанного
образования;
введения и обеспечения особого режима безопасного
функционирования предприятий и (или) объектов, включающего
специальные условия проживания граждан.
4. Правовые акты федеральных органов государственной власти и
управления, органов государственной власти и управления республик в
составе Российской Федерации, автономной области, автономных
округов, краев, областей, равно как и решения органов военного
управления (начальников гарнизонов, командиров войсковых частей и
соединений, командующих объединениями) действуют в отношении
закрытого административно-территориального образования, если они не
противоречат настоящему Закону.
5. Права граждан, проживающих или работающих в закрытом
административно-территориальном образовании, не могут быть
ограничены иначе, как на основании законов Российской Федерации.
Статья 2. Порядок создания, упразднения закрытого
административно-территориального образования
и изменения его границ
1. Решение о создании закрытого
административно-территориального образования с установлением его
административной подчиненности принимается Верховным Советом
Российской Федерации по представлению Правительства Российской
Федерации в случаях, когда иные меры не могут обеспечить безопасное
функционирование предприятий и (или) объектов.
В представлении Правительства Российской Федерации о создании
закрытого административно-территориального образования должны
содержаться предложения:
о необходимости создания указанного образования;
об охранных, защитных и санитарных зонах в его пределах;
об источниках финансирования, о способах, силах и средствах
охраны, а также противопожарной охраны;
о мерах по обеспечению защиты граждан в случаях аварий на
предприятиях и (или) объектах;
иные предложения по вопросам, относящимся к ведению
федеральных органов государственной власти и управления.
Предложения об установлении административной подчиненности,
границ и отводе земель создаваемого закрытого
административно-территориального образования вносятся
Правительством Российской Федерации по согласованию с органами
государственной власти и управления республик в составе Российской
Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей,
в ведении которых находятся соответствующие территории.
2. Упразднение закрытого административно-территориального
образования, а также изменение его границ производятся решением
Верховного Совета Российской Федерации по представлению
Правительства Российской Федерации, согласованному с органами
государственной власти и управления республик в составе Российской
Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей,
в ведении которых находятся соответствующие территории.
При принятии решения об упразднении закрытого
административно-территориального образования с учетом предложений
соответствующих органов государственной власти и управления,
органов местного самоуправления определяются этапность и сроки
снятия особого режима безопасного функционирования предприятий и
(или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан,
а также изменения административно-территориального деления, виды и
размеры материальной и иной поддержки государством населения на
период реорганизации указанного образования.
Статья 3. Особый режим безопасного функционирования
предприятий и (или) объектов в закрытом
административно-территориальном образовании
1. Особый режим безопасного функционирования предприятий и
(или) объектов в закрытом административно-территориальном
образовании включает:
установление контролируемых и (или) запретных зон по границе и
(или) в пределах указанного образования;
ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на
его территории;
ограничения на полеты летательных аппаратов над его
территорией.
2. Решение об определении и введении особого режима в
отношении конкретного закрытого административно-территориального
образования принимается Президиумом Верховного Совета Российской
Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Обеспечение особого режима осуществляется в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации.
3. Иные особенности, имеющие значение для безопасных
проживания и работы граждан в закрытом
административно-территориальном образовании, могут устанавливаться
органами государственного управления и местным Советом народных
депутатов в пределах их компетенции.
4. Граждане, проживающие, работающие и вновь прибывающие в
закрытое административно-территориальное образование, должны быть
ознакомлены с условиями особого режима и ответственностью за его
нарушение.
Ответственность граждан за нарушение особого режима
устанавливается законодательством Российской Федерации.
Статья 4. Органы местного самоуправления закрытого
административно-территориального образования
1. Порядок образования, организация и компетенция органов
местного самоуправления закрытого административно-территориального
образования определяются законодательством о местном самоуправлении
с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
2. В случае, когда органами местного самоуправления закрытого
административно-территориального образования являются поселковый
Совет народных депутатов и поселковая администрация, они наделяются
правами городского Совета народных депутатов и городской
администрации.
3. Органы местного самоуправления закрытого
административно-территориального образования:
координируют деятельность предприятий и (или) объектов,
подразделений охраны, милиции, гражданской обороны и иных служб при
угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
разрабатывают схемы оповещения и эвакуации населения в случаях
аварий на предприятиях и (или) объектах либо при их угрозе. В
случае возникновения опасности для жизни и здоровья населения
закрытого административно-территориального образования в результате
аварии на предприятии и (или) объекте глава местной администрации
совместно с руководителями предприятия и (или) объекта осуществляет
меры по спасению и охране жизни и здоровья людей, защите их прав,
сохранению материальных ценностей, а при необходимости до начала
работы соответствующих органов, образуемых Правительством
Российской Федерации, принимает решение об эвакуации населения;
участвуют в определении пропускного режима в закрытом
административно-территориальном образовании, за исключением
режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в
границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон. По
согласованию с органами Министерства безопасности Российской
Федерации председатель местного Совета народных депутатов и глава
местной администрации имеют право разрешать въезд граждан в
закрытое административно-территориальное образование, за
исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов,
находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных
зон;
осуществляют контроль за санитарно-эпидемиологическим,
радиационным и экологическим состоянием территории закрытого
административно-территориального образования, за исключением
режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в
границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон, которые
подлежат ведению уполномоченных на то государственных контрольных и
надзорных органов. Органы местного самоуправления информируются о
результатах проверок;
вносят предложения в соответствующие органы государственного и
военного управления о проведении инспекционных проверок по
соблюдению особого режима и обеспечению достаточных мер для защиты
населения закрытого административно-территориального образования от
воздействия радиоактивных и других материалов, представляющих
повышенную опасность.
4. Взаимоотношения органов местного самоуправления закрытого
административно-территориального образования с предприятиями,
учреждениями и организациями, не входящими в состав муниципальной
собственности, а также с органами государственной власти и
управления устанавливаются в соответствии с законодательством.
Местная администрация закрытого
административно-территориального образования выступает заказчиком
на строительство и ремонт жилья, объектов социальной
инфраструктуры, в том числе на основе долевого участия предприятий,
учреждений и организаций.
Порядок осуществляемого по категории специальных расходов
централизованного материально-технического обеспечения программ
социально-экономического развития закрытого
административно-территориального образования, а также
централизованного снабжения населения продовольствием и
промышленными товарами устанавливается Правительством Российской
Федерации.
Статья 5. Формирование бюджета закрытого
административно-территориального образования
1. Формирование бюджета закрытого
административно-территориального образования осуществляется в
порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, с
учетом следующих особенностей:
в доходы бюджета закрытого административно-территориального
образования зачисляются все налоги и другие поступления с его
территории;
дефицит бюджета закрытого административно-территориального
образования покрывается субсидиями, субвенциями и дотациями из
средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством
Российской Федерации.
При утверждении федерального бюджета Верховный Совет
Российской Федерации по представлению Правительства Российской
Федерации принимает решение о перераспределении планируемого
превышения доходов бюджета закрытого
административно-территориального образования над его расходами с
учетом установленной для данного образования бюджетной
обеспеченности населения. Средства превышения доходов бюджета над
его расходами направляются на финансирование государственных и
региональных экологических и социальных программ по преодолению
последствий деятельности предприятий и (или) объектов.
Перераспределению не подлежат средства превышения доходов
бюджета над его расходами, полученные дополнительно в ходе
исполнения бюджета в результате перевыполнения доходов или экономии
в расходах.
2. Осуществление в закрытом административно-территориальном
образовании за счет ассигнований из федерального бюджета
строительства предприятий и (или) объектов, а также их
реконструкции с сохранением оборонной направленности производства
влечет за собой обязательность отчисления части ассигнований
органам местного самоуправления.
Средства в размере не менее 10 процентов от затрат на
производственное строительство сверх предусмотренных в соответствии
с действующими нормативами в сводных сметных затратах единовременно
либо частями по срокам строительства направляются в распоряжение
органов местного самоуправления на социально-экономическое развитие
соответствующей территории.
3. При финансировании государственного заказа предприятий и
(или) объектов производятся отчисления во внебюджетные фонды
органов местного самоуправления закрытого
административно-территориального образования, формируемые для
дополнительных ассигнований на программы в области экологии и
охраны здоровья населения, в размере 1 процента от объема
финансирования.
Статья 6. Особенности землепользования в закрытом
административно-территориальном образовании
1. Земли закрытого административно-территориального
образования в соответствии с их основным целевым назначением могут
включать в себя земли населенных пунктов (городов, поселков и
сельских населенных пунктов), земли промышленности, обороны и иные
земли, предусмотренные земельным законодательством Российской
Федерации.
2. Земли, занимаемые предприятиями и (или) объектами,
находятся в федеральной собственности.
3. Земли закрытого административно-территориального
образования находятся в ведении органов местного самоуправления
данного образования.
4. В закрытом административно-территориальном образовании в
соответствии с законодательством Российской Федерации по
согласованию с местным Советом народных депутатов может
устанавливаться особый режим использования земель.
5. Органы государственной власти и управления принимают меры
по предоставлению земельных участков в ведение органов местного
самоуправления закрытого административно-территориального
образования для удовлетворения потребностей населения в развитии
садоводства, огородничества, сельскохозяйственного производства,
жилищного и дачного строительства за пределами указанного
образования.
Статья 7. Социальные гарантии и компенсации гражданам,
проживающим и работающим в закрытом
административно-территориальном образовании
1. Проживание и работа граждан в условиях особого режима
закрытого административно-территориального образования подлежат
общей социальной компенсации.
Общая социальная компенсация включает повышенный уровень
бюджетной обеспеченности населения, меры социальной защиты, льготы
в оплате труда, государственном страховании и гарантии занятости.
Меры общей социальной компенсации устанавливаются
законодательством Российской Федерации, а также решениями
Правительства Российской Федерации.
2. Если согласно условиям особого режима закрытого
административно-территориального образования в нем ограничено
дальнейшее проживание граждан, утративших производственную,
служебную связь с предприятиями и (или) объектами, то вопросы их
переселения и обеспечения жильем решаются по согласованию с ними
соответствующими предприятием, объектом, министерством или
ведомством, в том числе за счет средств, выделяемых Правительством
Российской Федерации на эти цели, с последующей передачей этих
средств в порядке долевого участия на строительство органам
государственной власти и управления, органам местного
самоуправления в местах предполагаемого расселения.
Граждане, переезжающие на другое место жительства и сдавшие
принадлежавшее им жилье в муниципальную собственность, получают
компенсацию в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством
Российской Федерации, либо обеспечиваются жильем по установленным
нормам на новом месте жительства.
3. Граждане, проживающие и работающие в закрытом
административно-территориальном образовании, подлежат обязательному
бесплатному государственному страхованию на случай причинения
ущерба их жизни, здоровью и имуществу из-за радиационного или иного
воздействия при аварии на предприятиях и (или) объектах.
4. За работниками предприятий и (или) объектов,
высвобождаемыми в связи с осуществлением мероприятий по сокращению
численности или штата, а также при реорганизации или ликвидации
предприятий и (или) объектов, сохраняются на период трудоустройства
(но не более чем на шесть месяцев) средняя заработная плата с
учетом месячного выходного пособия и непрерывный трудовой стаж.
Высвобождаемым работникам предоставляются другие льготы и
компенсации в соответствии с законодательством.
5. В случае ликвидации предприятий и (или) объектов,
уменьшения объемов или перепрофилирования производства, влекущих за
собой сокращение штата, высвобождаемые работники имеют право на
досрочный (но не ранее чем за два года) выход на пенсию.
Президент Российской Федерации Б. ЕЛЬЦИН
Москва, Дом Советов России
14 июля 1992 года
N 3297-I