З А К О Н
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О закрытом административно-территориальном
образовании
(В редакции федеральных законов от 28.11.96 г. N 144-ФЗ;
от 31.07.98 г. N 144-ФЗ; от 02.04.99 г. N 67-ФЗ)
Настоящий Закон устанавливает правовой статус закрытого
административно-территориального образования, регулирует
особенности местного самоуправления, определяет меры по социальной
защите граждан, проживающих и (или) работающих в нем, и их права.
(В редакции Федерального закона от 28.11.96 г. N 144-ФЗ)
Статья 1. Общие положения
1. Закрытым административно-территориальным образованием
признается имеющее органы местного самоуправления территориальное
образование, в пределах которого расположены промышленные
предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации
оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других
материалов, военные и иные объекты (далее - предприятия и (или)
объекты), для которых устанавливается особый режим безопасного
функционирования и охраны государственной тайны, включающий
специальные условия проживания граждан. (В редакции Федерального
закона от 28.11.96 г. N 144-ФЗ)
2. Закрытое административно-территориальное обоснование
является административно-территориальной единицей.
Территория и границы закрытого
административно-территориального образования определяются исходя из
особого режима безопасного функционирования предприятий и (или)
объектов, а также с учетом потребностей развития населенных
пунктов.
Границы закрытого административно-территориального образования
могут не совпадать с границами субъектов Российской Федерации и
районов, входящих в их состав. (В редакции Федерального закона
от 28.11.96 г. N 144-ФЗ)
В ведение органов местного самоуправления закрытого
административно-территориального образования передаются другие
населенные пункты, расположенные на его территории.
Населенные пункты, расположенные в закрытом
административно-территориальном образовании, имеют официальные
географические названия и вносятся в соответствующие
картографические и иные документы, за исключением случаев,
специально устанавливаемых Правительством Российской Федерации. (В
редакции Федерального закона от 28.11.96 г. N 144-ФЗ)
В случае установления вредного воздействия предприятий и (или)
объектов, расположенных в закрытых административно-территориальных
образованиях, на территории, прилегающие к границам закрытого
административно-территориального образования, этим территориям в
соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской
Федерации, присваивается статус зоны воздействия. (Абзац дополнен -
Федеральный закон от 28.11.96 г. N 144-ФЗ)
Перечень зон воздействия, их границы, режим землепользования,
экологические мероприятия, социальные гарантии и компенсации
гражданам, проживающим на этих территориях, определяются в
соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской
Федерации. (Абзац дополнен - Федеральный закон
от 28.11.96 г. N 144-ФЗ)
3. Закрытое административно-территориальное образование
находится в ведении федеральных органов государственной власти по
вопросам: (В редакции Федерального закона от 28.11.96 г. N 144-ФЗ)
установления административной подчиненности, границ указанного
образования и земель, отводимых предприятиям и (или) объектам;
определения полномочий органов государственной власти
субъектов Российской Федерации в отношении указанного образования;
(В редакции Федерального закона от 28.11.96 г. N 144-ФЗ)
обеспечения особого режима безопасного функционирования
предприятий и (или) объектов, включающего специальные условия
проживания граждан, охраны общественного порядка и обеспечения
противопожарной безопасности. (В редакции Федерального закона
от 28.11.96 г. N 144-ФЗ)
Решения по указанным вопросам принимаются Правительством
Российской Федерации. (Абзац дополнен - Федеральный закон
от 28.11.96 г. N 144-ФЗ)
4. Федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации, а также нормативные правовые акты
органов местного самоуправления действуют в отношении закрытого
административно-территориального образования с учетом особенностей,
устанавливаемых настоящим Законом. (В редакции Федерального закона
от 28.11.96 г. N 144-ФЗ)
5. Права граждан, проживающих или работающих в закрытом
административно-территориальном образовании, не могут быть
ограничены иначе, как на основании законов Российской Федерации.
Статья 2. Порядок создания, упразднения закрытого
административно-территориального образования
и изменения его границ
1. Решение о создании (об упразднении) закрытого
административно-территориального образования принимается
Президентом Российской Федерации.
Предложение о создании (об упразднении) закрытого
административно-территориального образования вносится
Правительством Российской Федерации.
Предложения об установлении административной подчиненности, об
определении границ и об отводе земель создаваемого (упраздняемого)
закрытого административно-территориального образования вносятся
Правительством Российской Федерации по согласованию с органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, в ведении
которых находятся соответствующие территории.
Изменение границ закрытого административно-территориального
образования производится в порядке, установленном настоящей
статьей.
(Пункт в редакции Федерального закона от 28.11.96 г. N 144-ФЗ)
2. (Абзац первый исключен - Федеральный закон
от 28.11.96 г. N 144-ФЗ)
При принятии решения об упразднении закрытого
административно-территориального образования с учетом предложений
соответствующих органов государственной власти, органов местного
самоуправления определяются этапность и сроки снятия особого режима
безопасного функционирования предприятий и (или) объектов,
включающего специальные условия проживания граждан, а также
изменения административно-территориального деления, виды и размеры
материальной и иной поддержки государством населения на период
реорганизации указанного образования. (В редакции Федерального
закона от 28.11.96 г. N 144-ФЗ)
Статья 3. Особый режим безопасного функционирования
предприятий и (или) объектов в закрытом
административно-территориальном образовании
1. Особый режим безопасного функционирования предприятий и
(или) объектов в закрытом административно-территориальном
образовании включает:
установление контролируемых и (или) запретных зон по границе и
(или) в пределах указанного образования;
ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на
его территории;
ограничения на полеты летательных аппаратов над его
территорией;
ограничения на право ведения хозяйственной и
предпринимательской деятельности, владения, пользования и
распоряжения землей, природными ресурсами, недвижимым имуществом,
вытекающие из ограничений на въезд и (или) постоянное проживание.
(Абзац дополнен - Федеральный закон от 28.11.96 г. N 144-ФЗ)
2. Решение об обеспечении особого режима в отношении
конкретного закрытого административно-территориального образования
принимается Правительством Российской Федерации. (В редакции
Федерального закона от 28.11.96 г. N 144-ФЗ)
Обеспечение особого режима осуществляется в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации.
3. Иные особенности, имеющие значение для безопасных работы и
проживания граждан в закрытом административно-территориальном
образовании и зонах воздействия, могут устанавливаться федеральными
органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в
пределах их полномочий. (В редакции Федерального закона
от 28.11.96 г. N 144-ФЗ)
4. Граждане, проживающие, работающие и вновь прибывающие в
закрытое административно-территориальное образование, должны быть
ознакомлены с условиями особого режима и ответственностью за его
нарушение.
Ответственность граждан за нарушение особого режима
устанавливается законодательством Российской Федерации.
Статья 4. Органы местного самоуправления закрытого
административно-территориального образования
1. Порядок образования, организация и компетенция органов
местного самоуправления закрытого административно-территориального
образования определяются законодательством о местном самоуправлении
с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
(Пункт 2 исключен - Федеральный закон от 28.11.96 г. N 144-ФЗ)
2. Органы местного самоуправления закрытого
административно-территориального образования:
координируют деятельность предприятий и (или) объектов,
подразделений охраны, милиции, гражданской обороны и иных служб при
угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
разрабатывают схемы оповещения и эвакуации населения в случаях
аварий на предприятиях и (или) объектах либо при их угрозе. В
случае возникновения опасности для жизни и здоровья населения
закрытого административно-территориального образования в результате
аварии на предприятии и (или) объекте глава местной администрации
совместно с руководителями предприятия и (или) объекта осуществляет
меры по спасению и охране жизни и здоровья людей, защите их прав,
сохранению материальных ценностей, а при необходимости до начала
работы соответствующих органов, образуемых Правительством
Российской Федерации, принимает решение об эвакуации населения;
участвуют совместно с руководителями предприятий и (или)
объектов, по роду деятельности которых созданы закрытые
административно-территориальные образования, и органами федеральной
службы безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством
Российской Федерации, в определении пропускного режима в закрытом
административно-территориальном образовании, за исключением
режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в
границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон; (В
редакции Федерального закона от 28.11.96 г. N 144-ФЗ)
по согласованию с органами федеральной службы безопасности
имеют право давать разрешение на въезд граждан в закрытое
административно-территориальное образование и выезд из него, за
исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов,
находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных
зон;(Новый абзац пятый дополнен - Федеральный закон
от 28.11.96 г. N 144-ФЗ)
осуществляют контроль за санитарно-эпидемиологическим,
радиационным и экологическим состоянием территории закрытого
административно-территориального образования, за исключением
режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в
границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон, которые
подлежат ведению уполномоченных на то государственных контрольных и
надзорных органов. Органы местного самоуправления информируются о
результатах проверок;
вносят предложения в соответствующие органы государственного и
военного управления о проведении инспекционных проверок по
соблюдению особого режима и обеспечению достаточных мер для защиты
населения закрытого административно-территориального образования от
воздействия радиоактивных и других материалов, представляющих
повышенную опасность;
выступают заказчиком на строительство и ремонт жилья, объектов
социальной инфраструктуры, в том числе на основе долевого участия
юридических лиц, расположенных на его территории. (Абзац дополнен
- Федеральный закон от 28.11.96 г. N 144-ФЗ)
(Абзац первый пункта 4 исключен - Федеральный закон
от 28.11.96 г. N 144-ФЗ)
(Абзац второй пункта 4 исключен - Федеральный закон
от 28.11.96 г. N 144-ФЗ)
3. Порядок осуществляемого по категории специальных расходов
централизованного материально-технического обеспечения программ
социально-экономического развития закрытого
административно-территориального образования, а также
централизованного снабжения населения продовольствием и
промышленными товарами устанавливается Правительством Российской
Федерации.
(Пункты 3 и 4 считать соответственно пунктами 2 и 3 в редакции
Федерального закона от 28.11.96 г. N 144-ФЗ)
Статья 5. Формирование бюджета закрытого
административно-территориального образования
1. Формирование бюджета закрытого
административно-территориального образования осуществляется в
порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, с
учетом следующих особенностей:
в доходы бюджета закрытого административно-территориального
образования зачисляются все налоги и другие поступления с его
территории;
дополнительные льготы по налогам и сборам предоставляются
соответствующими органами местного самоуправления организациям,
зарегистрированным в качестве налогоплательщиков в налоговых
органах закрытых административно-территориальных образований, в
соответствии с настоящим Законом. Право на получение указанных
льгот имеют организации, имеющие не менее 90 процентов основных
средств и осуществляющие не менее 70 процентов своей деятельности
на территориях соответствующих закрытых
административно-территориальных образований (в том числе не менее
70 процентов среднесписочной численности работников таких
организаций должны составлять лица, постоянно проживающие на
территории соответствующего закрытого
административно-территориального образования, и не менее 70
процентов фонда оплаты труда должно выплачиваться работникам,
постоянно проживающим на территории соответствующего закрытого
административно-территориального образования). (В редакции
Федерального закона от 02.04.99 г. N 67-ФЗ)
дефицит бюджета закрытого административно-территориального
образования покрывается субсидиями, субвенциями и дотациями из
средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством
Российской Федерации. Статьи федерального бюджета,
предусматривающие выделение указанных средств, являются защищенными
статьями. (В редакции Федерального закона от 28.11.96 г. N 144-ФЗ)
Решение о перераспределении планируемого превышения доходов
бюджета закрытого административно-территориального образования над
его расходами принимается по представлению Правительства Российской
Федерации при принятии федерального закона о федеральном бюджете на
очередной год. Средства превышения доходов бюджета над его
расходами направляются на финансирование государственных и
региональных экологических и социальных программ по преодолению
последствий деятельности предприятий и (или) объектов. (В редакции
Федерального закона от 28.11.96 г. N 144-ФЗ)
Перераспределению не подлежат средства превышения доходов
бюджета над его расходами, полученные дополнительно в ходе
исполнения бюджета в результате перевыполнения доходов или экономии
в расходах.
2. Осуществление в закрытом административно-территориальном
образовании за счет ассигнований из федерального бюджета
строительства предприятий и (или) объектов, а также их
реконструкции с сохранением оборонной направленности производства
влечет за собой обязательность отчисления части ассигнований
органам местного самоуправления.
Средства в размере не менее 10 процентов от затрат на
производственное строительство сверх предусмотренных в соответствии
с действующими нормативами в сводных сметных затратах единовременно
либо частями по срокам строительства перечисляются предприятиями и
(или) объектами в распоряжение органов местного самоуправления на
социально-экономическое развитие соответствующей территории. (В
редакции Федерального закона от 28.11.96 г. N 144-ФЗ)
3. При финансировании государственного оборонного заказа
предприятия и (или) объекты, выполняющие государственный оборонный
заказ, производят отчисления в бюджет закрытого
административно-территориального образования для дополнительного
финансирования программ в области экологии и здравоохранения в
размере 1 процента от объема финансирования, включаемые в стоимость
государственного оборонного заказа. (В редакции Федерального закона
от 28.11.96 г. N 144-ФЗ)
4. На производителей сельскохозяйственной продукции,
снабжающих население закрытого административно-территориального
образования, распространяются меры государственной поддержки,
предусмотренные для сельскохозяйственных товаропроизводителей
агропромышленного комплекса. (Пункт дополнен - Федеральный закон
от 28.11.96 г. N 144-ФЗ)
Статья 6. Особенности землепользования в закрытом
административно-территориальном образовании
1. Земли закрытого административно-территориального
образования в соответствии с их основным целевым назначением могут
включать в себя земли населенных пунктов (городов, поселков и
сельских населенных пунктов), земли промышленности, обороны и иные
земли, предусмотренные земельным законодательством Российской
Федерации.
2. Земли, занимаемые предприятиями и (или) объектами, по роду
деятельности которых созданы закрытые
административно-территориальные образования, находятся в
федеральной собственности и передаются в постоянное (бессрочное)
пользование этим предприятиям и (или) объектам.
Решения об отнесении иных земель, включая зоны безопасности и
санитарно-защитные зоны, к землям федеральной собственности на
территории конкретного закрытого административно-территориального
образования принимаются Правительством Российской Федерации по
согласованию с органами государственной власти субъектов Российской
Федерации и органами местного самоуправления закрытого
административно-территориального образования. Управление этими
землями осуществляется Правительством Российской Федерации.
(Пункт в редакции Федерального закона от 28.11.96 г. N 144-ФЗ)
3. Земли закрытого административно-территориального
образования, за исключением земель, находящихся в федеральной
собственности, находятся в ведении органов местного самоуправления
данного образования. (В редакции Федерального закона
от 28.11.96 г. N 144-ФЗ)
4. В закрытом административно-территориальном образовании в
соответствии с законодательством Российской Федерации по
согласованию с органами местного самоуправления может
устанавливаться особый режим использования земель. (В редакции
Федерального закона от 28.11.96 г. N 144-ФЗ)
5. Органы государственной власти субъектов Российской
Федерации принимают меры по предоставлению земельных участков в
ведение органов местного самоуправления закрытого
административно-территориального образования для удовлетворения
потребностей населения в развитии садоводства, огородничества,
сельскохозяйственного производства, жилищного и дачного
строительства за пределами указанного образования. (В редакции
Федерального закона от 28.11.96 г. N 144-ФЗ)
Статья 7. Социальные гарантии и компенсации гражданам,
проживающим или работающим в закрытом
административно-территориальном образовании
(В редакции Федерального закона от 28.11.96 г. N 144-ФЗ)
1. Проживание или работа граждан в условиях особого режима
закрытого административно-территориального образования подлежат
общей социальной компенсации. (В редакции Федерального закона
от 28.11.96 г. N 144-ФЗ)
Общая социальная компенсация включает повышенный уровень
бюджетной обеспеченности населения, меры социальной защиты, льготы
в оплате труда, государственном страховании и гарантии занятости.
Меры общей социальной компенсации устанавливаются федеральными
законами, а также решениями Правительства Российской Федерации. (В
редакции Федерального закона от 28.11.96 г. N 144-ФЗ)
2. Если согласно условиям особого режима закрытого
административно-территориального образования в нем ограничено
дальнейшее проживание граждан, утративших производственную,
служебную связь с предприятиями и (или) объектами, то вопросы их
переселения и обеспечения жильем решаются по согласованию с ними
соответствующими предприятием, объектом, министерством или
ведомством, в том числе за счет средств, выделяемых Правительством
Российской Федерации на эти цели, с последующей передачей этих
средств в порядке долевого участия на строительство органам
местного самоуправления в местах предполагаемого расселения. (В
редакции Федерального закона от 28.11.96 г. N 144-ФЗ)
Граждане, переезжающие на другое место жительства, получают
компенсацию за сданное ими в федеральную или муниципальную
собственность жилье по сложившимся в данном регионе ценам за один
квадратный метр жилой площади либо обеспечиваются жильем по
установленным нормам на новом месте жительства в порядке,
устанавливаемом Правительством Российской Федерации. (В редакции
Федерального закона от 28.11.96 г. N 144-ФЗ)
3. Граждане, проживающие или работающие в закрытом
административно-территориальном образовании, подлежат обязательному
бесплатному государственному страхованию на случай причинения
ущерба их жизни, здоровью и имуществу из-за радиационного или иного
воздействия при аварии на предприятиях и (или) объектах. (В
редакции Федерального закона от 28.11.96 г. N 144-ФЗ)
4. За работниками предприятий и (или) объектов, других
юридических лиц, расположенных на территории закрытого
административно-территориального образования, высвобождаемыми в
связи с реорганизацией или ликвидацией указанных организаций, а
также при сокращении численности или штата указанных работников,
сохраняются на период трудоустройства (но не более чем на шесть
месяцев) средняя заработная плата с учетом месячного выходного
пособия и непрерывный трудовой стаж. (В редакции Федерального
закона от 28.11.96 г. N 144-ФЗ)
Высвобождаемым работникам предоставляются другие льготы и
компенсации в соответствии с законодательством.
5. В случае ликвидации предприятий и (или) объектов, а также
других юридических лиц, расположенных на территории закрытого
административно-территориального образования, уменьшения объемов
или перепрофилирования производства, влекущих за собой сокращение
штата, высвобождаемые работники имеют право на досрочный (но не
ранее чем за два года) выход на пенсию. (В редакции Федерального
закона от 28.11.96 г. N 144-ФЗ)
Статья 8. Об особенностях приватизации, совершения иных
сделок с недвижимым имуществом, находящимся
на территории закрытого
административно-территориального образования
1. К участию в приватизации недвижимого имущества, являющегося
государственной или муниципальной собственностью и находящегося на
территории закрытого административно-территориального образования,
и совершению сделок с ним допускаются граждане Российской
Федерации, постоянно проживающие на данной территории, и
юридические лица, расположенные и зарегистрированные на данной
территории.
2. Участие граждан и юридических лиц, не указанных в пункте 1
настоящей статьи, в совершении сделок, предусмотренных этим
пунктом, допускается по решению органов местного самоуправления
закрытого административно-территориального образования,
согласованному с органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти,
в ведении которых находятся предприятия и (или) объекты, по роду
деятельности которых создано закрытое
административно-территориальное образование.
3. Граждане, приватизировавшие занимаемые ими жилые помещения,
и собственники жилых домов, находящихся на территории закрытого
административно-территориального образования, вправе продавать,
сдавать в аренду эти помещения и дома и совершать с ними иные
сделки с гражданами, постоянно проживающими или работающими на
территории закрытого административно-территориального образования,
или юридическими лицами, расположенными и зарегистрированными на
данной территории, а также с гражданами Российской Федерации,
получившими разрешение на постоянное проживание на территории
закрытого административно-территориального образования.
4. Создание на территории закрытого
административно-территориального образования организаций с
иностранными инвестициями допускается по решению органов местного
самоуправления, согласованному с Правительством Российской
Федерации.
(Статья дополнена - Федеральный закон от 28.11.96 г. N 144-ФЗ)
Президент Российской Федерации Б. ЕЛЬЦИН
Москва, Дом Советов России
14 июля 1992 года
N 3297-I