Расширенный поиск

Постановление Администрации Алтайского края от 30.03.2011 № 154

 

 

 

 

                    АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

 

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

30.03.2011                                            N 154

 

 

                              г.Барнаул

 

 

Об    утверждении  Программы
модернизации здравоохранения
Алтайского края на 2011-2012
годы

 

       (В редакции Постановления Администрации Алтайского края

                       от 17.08.2011 г. N 456;

                         от 18.11.2011 № 670)

 

 

     В целях  реализации  государственной политики  в  области  охраны
здоровья граждан, обеспечения проведения мероприятий, направленных  на
модернизацию здравоохранения Алтайского края, постановляю:
     1. Утвердить прилагаемую Программу  модернизации  здравоохранения
Алтайского края на 2011-2012 годы.
     2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить  на
заместителя Губернатора Алтайского края Бессарабова Д.В.

 

 

Губернатор Алтайского края                                 А.Б. Карлин

 

 


 

                                         Приложение
                                         к постановлению Администрации
                                         Алтайского края
                                         от 30.03.2011 N 154

 

      ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА
                            2011-2012 ГОДЫ

 

    ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

 

|——————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|     Наименование |Программа модернизации здравоохранения Алтайского                                                |
|программы         |                         края на 2011-2012 годы.                                                 |
|——————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|     Наименование |     Главное управление  Алтайского края по здравоохранению и                                    |
|уполномоченного   |     фармацевтической деятельности                                                               |
|органа            |                                                                                                 |
|исполнительной    |                                                                                                 |
|власти субъекта   |                                                                                                 |
|Российской        |                                                                                                 |
|Федерации         |                                                                                                 |
|——————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Основание для     |Федеральный закон от "29"ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном                              |
|разработки        |медицинском страховании  в Российской Федерации"                                                 |
|программы         |                                                                                                 |
|——————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Срок реализации   |2011-2012 годы.                                                                                  |
|программы         |                                                                                                 |
|——————————————————|————————————————————————|——————————|—————————————————————————————————————————————————————————————|
|Объемы и          |Наименование задачи     |  ВСЕГО   |в т.ч. средства (в тыс. рублей)                              |
|источники         |                        |          |———————————|———————————————————|—————————————————————————————|
|финансирования    |                        |          |ФФОМС      |Консолидированного |           ТФОМС             |
|программы         |                        |          |           | бюджета субъекта  |                             |
|                  |                        |          |           |        РФ         |                             |
|                  |————————————————————————|——————————|———————————|———————————————————|—————————————————————————————|
|                  |                         2011 год                                                                |
|                  |————————————————————————|——————————|———————————|———————————————————|—————————————————————————————|
|                  |     1. Укрепление      |2339691,5 |2183024,5  |    156 667,0      |             0               |
|                  |материально-технической |          |           |                   |                             |
|                  |базы медицинских        |          |           |                   |                             |
|                  |учреждений              |          |           |                   |                             |
|                  |————————————————————————|——————————|———————————|———————————————————|—————————————————————————————|
|                  |2. Внедрение            |171146,3  |157860,3   |     13286,0       |             0               |
|                  |современных             |          |           |                   |                             |
|                  |информационных систем в |          |           |                   |                             |
|                  |здравоохранение         |          |           |                   |                             |
|                  |————————————————————————|——————————|———————————|———————————————————|—————————————————————————————|
|                  |3. Внедрение стандартов |1197208,5 |816321,2   |     88093,8       |          292793,5           |
|                  |медицинской помощи,     |          |           |                   |                             |
|                  |повышение доступности   |          |           |                   |                             |
|                  |амбулаторной            |          |           |                   |                             |
|                  |медицинской помощи, в   |          |           |                   |                             |
|                  |том числе               |          |           |                   |                             |
|                  |предоставляемой         |          |           |                   |                             |
|                  |врачами-специалистами   |          |           |                   |                             |
     (Строка  в  редакции  Постановления Администрации Алтайского края

от 17.08.2011 г. N 456)
|                  |————————————————————————|——————————|———————————|———————————————————|—————————————————————————————|
|                  |                         2012 год                                                                |
|                  |————————————————————————|——————————|———————————|———————————————————|—————————————————————————————|
|                  |    1. Укрепление       |1373753,1 |1319853,1  |     53900.0       |             0               |
|                  |материально-технической |          |           |                   |                             |
|                  |базы медицинских        |          |           |                   |                             |
|                  |учреждений              |          |           |                   |                             |
|                  |————————————————————————|——————————|———————————|———————————————————|—————————————————————————————|
|                  |2. Внедрение            |174088,3  |161588,3   |     12500,0       |             0               |
|                  |современных             |          |           |                   |                             |
|                  |информационных систем в |          |           |                   |                             |
|                  |здравоохранение         |          |           |                   |                             |
|                  |————————————————————————|——————————|———————————|———————————————————|—————————————————————————————|
|                  |3.3. Внедрение          |3094482,5 |1750324.6  |     518651,1      |          825506,8           |
|                  |стандартов медицинской  |          |           |                   |                             |
|                  |помощи, повышение       |          |           |                   |                             |
|                  |доступности             |          |           |                   |                             |
|                  |амбулаторной            |          |           |                   |                             |
|                  |медицинской помощи, в   |          |           |                   |                             |
|                  |том числе               |          |           |                   |                             |
|                  |предоставляемой         |          |           |                   |                             |
|                  |врачами-специалистами   |          |           |                   |                             |
     (Строка  в  редакции  Постановления Администрации Алтайского края

от 17.08.2011 г. N 456)
|——————————————————|————————————————————————|——————————|———————————|———————————————————|—————————————————————————————|                                     

 

        Основные показатели реализации программы модернизации
                   здравоохранения Алтайского края

 

    |——————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|————————————|——————————————————————————————————————————————————|
    |N п/п |Наименование индикатора                   |        Единица измерения          |2009 г      |Целевые значения индикатора                       |
    |      |                                          |                                   |            |————————————|——————————————————|——————————————————|
    |      |                                          |                                   |(по         |2010 г. (по |2011 г. (по       |2012 г. (по       |
    |      |                                          |                                   |состоянию   |состоянию   |состоянию на      |состоянию на      |
    |      |                                          |                                   |на          |на          |01.01.2012)       |01.01.2013)       |
    |      |                                          |                                   |01.01.2010) |01.01.2011) |                  |                  |
    |——————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|————————————|————————————|——————————————————|——————————————————|
    |  1   |2                                         |                3                  |4           |5           |6                 |7                 |
    |——————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|————————————|————————————|——————————————————|——————————————————|
    |1. Показатели медицинской результативности                                                                                                           |
    |——————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|————————————|————————————|——————————————————|——————————————————|
    | 1.1  |Младенческая смертность                   |    на 1000 родившихся живыми      |9,00        |9,5         |9                 |9.5               |
    |——————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|————————————|————————————|——————————————————|——————————————————|
    | 1.2  |Смертность населения в трудоспособном     |       на 10 тыс. населения        |63.70       |62.1        |62.0              |60.14             |
    |      |возрасте                                  |                                   |            |            |                  |                  |
    |——————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|————————————|————————————|——————————————————|——————————————————|
    |1.3.  |Смертность населения в трудоспособном     |      на 100 тыс. населения        |181,20      |192,00      |187,50            |182,00            |
    |      |возрасте от болезней системы              |                                   |            |            |                  |                  |
    |      |кровообращения                            |                                   |            |            |                  |                  |
    |——————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|————————————|————————————|——————————————————|——————————————————|
    |1.4.  |Смертность населения в трудоспособном     |      на 100 тыс. населения        |94.70       |94,10       |93,00             |90,21             |
    |      |возрасте от злокачественных               |                                   |            |            |                  |                  |
    |      |новообразований                           |                                   |            |            |                  |                  |
    |——————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|————————————|————————————|——————————————————|——————————————————|
    |1.5.  |Смертность населения в трудоспособном     |      на 100 тыс. населения        |27,1        |22.8        |22,5              |21,0              |
    |      |возрасте от травм                         |                                   |            |            |                  |                  |
    |——————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|————————————|————————————|——————————————————|——————————————————|
    |1.6.  |Смертность в течение года с момента       |      на 100 тыс. населения        |11,00       |10,80       |10.70             |9.6               |
    |      |установления диагноза злокачественного    |                                   |            |            |                  |                  |
    |      |новообразования                           |                                   |            |            |                  |                  |
    |——————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|————————————|————————————|——————————————————|——————————————————|
    |1.7.  |Доля детей 1 и 2 групп здоровья,          |                %                  |84.30       |84,30       |84.40             |84,50             |
    |      |обучающихся в общеобразовательных         |                                   |            |            |                  |                  |
    |      |учреждениях                               |                                   |            |            |                  |                  |
    |——————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|————————————|————————————|——————————————————|——————————————————|
    |1.8.  |Пятилетняя выживаемость больных со        |                %                  |52.00       |53.00       |54,00             |55,8              |
    |      |злокачественными новообразованиями с      |                                   |            |            |                  |                  |
    |      |момента установления диагноза             |                                   |            |            |                  |                  |
    |——————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|————————————|————————————|——————————————————|——————————————————|
    |1.9.  |Пятилетняя выживаемость лиц, перенесших   |                %                  |82          |83          |84                |86.1              |
    |      |острый инфаркт миокарда с момента         |                                   |            |            |                  |                  |
    |      |установления диагноза                     |                                   |            |            |                  |                  |
    |——————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|————————————|————————————|——————————————————|——————————————————|
    |1.10. |Удовлетворенность населения медицинской   |                %                  |68.52       |75.00       |78.00             |80,00             |
    |      |помощью                                   |                                   |            |            |                  |                  |
    |——————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|————————————|————————————|——————————————————|——————————————————|
    |1.11. |Удовлетворенность потребности населения в |                %                  |66.00       |73.00       |76.00             |80.00             |
    |      |высокотехнологичной медицинской помощи    |                                   |            |            |                  |                  |
    |——————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|————————————|————————————|——————————————————|——————————————————|

 

     2. Показатели доступности медицинской помощи и эффективности
                использования ресурсов здравоохранения

 

    |——————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|————————————|————————————|——————————————————|——————————————————|
    |2.1.  |Среднегодовая занятость койки в           |               дней                |334.00      |335.00      |335.00            |335.00            |
    |      |государственных (муниципальных)           |                                   |            |            |                  |                  |
    |      |учреждениях здравоохранения               |                                   |            |            |                  |                  |
    |——————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|————————————|————————————|——————————————————|——————————————————|
    |2.2.  |     Размер страховых взносов на          |рублей в расчете на 1 чел.         |2098,00     |2104,00     |2301.00           |2301,00           |
    |      |обязательное медицинское страхование      |                                   |            |            |                  |                  |
    |      |неработающего населения                   |                                   |            |            |                  |                  |
    |——————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|————————————|————————————|——————————————————|——————————————————|
    |2.3.  |Размер дефицита территориальной программы |                %                  |38,60       |40.50       |38,10             |37.60             |
    |      |государственных гарантий оказания         |                                   |            |            |                  |                  |
    |      |гражданам Российской Федерации бесплатной |                                   |            |            |                  |                  |
    |      |медицинской помощи                        |                                   |            |            |                  |                  |
    |——————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|————————————|————————————|——————————————————|——————————————————|
    |2.4.* |Размер дефицита обеспеченности врачебными |                %                  |28.10       |28,10       |29.80             |28.60             |
    |      |кадрами - всего                           |                                   |            |            |                  |                  |
    |——————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|————————————|————————————|——————————————————|——————————————————|

 

     ——————————————————————————————————————
     * Мероприятия  по ликвидации дефицита кадров смотри раздел II п.1
стр.20

 

|———————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|—————————————|—————————————|——————————————————|——————————————————| 
|2.5.   |Размер дефицита обеспеченности врачебными |%                                  |       25,70 |       25.70 |            32,10 |            30.10 |
|       |кадрами, оказывающими   амбулаторную      |                                   |             |             |                  |                  |
|       |медицинскую помощь                        |                                   |             |             |                  |                  |
|———————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|—————————————|—————————————|——————————————————|——————————————————| 
|2.6.   |Размер дефицита обеспеченности врачебными |%                                  |       30,90 |       30,90 |            26,50 |            26.50 |
|       |кадрами, оказывающими   стационарную      |                                   |             |             |                  |                  |
|       |медицинскую помощь                        |                                   |             |             |                  |                  |
|———————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|—————————————|—————————————|——————————————————|——————————————————| 
|2.7.*  |Размер дефицита обеспеченности врачебными |%                                  |       52.96 |        53.5 |             44,8 |             43.7 |
|       |кадрами, оказывающими   скорую            |                                   |             |             |                  |                  |
|       |медицинскую помощь                        |                                   |             |             |                  |                  |
|———————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|—————————————|—————————————|——————————————————|——————————————————| 
|2.8.   |Среднемесячная номинальная заработная     |рублей                             |       11632 |       12870 |            13763 |            15316 |
|       |плата медицинских работников              |                                   |             |             |                  |                  |
|———————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|—————————————|—————————————|——————————————————|——————————————————| 
|2.9.   |Фондовооруженность медицинским            |руб. в расчете на одного врача     |      576600 |      670301 |           770657 |           797585 |
|       |оборудованием учреждений здравоохранения  |                                   |             |             |                  |                  |
|———————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|—————————————|—————————————|——————————————————|——————————————————| 
|2.10.  |Фондооснащенность медицинским             |руб. на 1м" площади зданий и       |        1366 |        1612 |             1882 |             1978 |
|       |оборудованием учреждений здравоохранения  |сооружений                         |             |             |                  |                  |
|———————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|—————————————|—————————————|——————————————————|——————————————————| 
|2.11.  |Количество зданий учреждений              |%                                  |       18,30 |        6.80 |            13,90 |            20.60 |
|       |здравоохранения, прошедших капитальный    |                                   |             |             |                  |                  |
|       |ремонт из числа нуждающихся в нем         |                                   |             |             |                  |                  |
|———————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|—————————————|—————————————|——————————————————|——————————————————| 
|2.12.  |     Количество учреждений                |единиц                             |0            |4            |12                |35                |
|       |здравоохранения, материально-техническое  |                                   |             |             |                  |                  |
|       |оснащение которых приведено в             |                                   |             |             |                  |                  |
|       |соответствие с порядками оказания         |                                   |             |             |                  |                  |
|       |медицинской помощи                        |                                   |             |             |                  |                  |
|———————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|—————————————|—————————————|——————————————————|——————————————————| 
|2.13.  |Количество пациентов, у которых ведутся   |%                                  |        27.4 |       45.00 |            50,00 |            60.00 |
|       |электронные медицинские карты             |                                   |             |             |                  |                  |
|———————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|—————————————|—————————————|——————————————————|——————————————————| 
|2.14.  |     Количество государственных           |%                                  |        4.50 |        6.00 |            12.56 |            67,34 |
|       |(муниципальных) учреждений                |                                   |             |             |                  |                  |
|       |здравоохранения, осуществляющих           |                                   |             |             |                  |                  |
|       |автоматизированную запись на прием к      |                                   |             |             |                  |                  |
|       |врачу с использованием сети Интернет и    |                                   |             |             |                  |                  |
|       |информационно-справочных сенсорных        |                                   |             |             |                  |                  |
|       |терминалов (инфоматов) к  общему          |                                   |             |             |                  |                  |
|       |количеству государственных                |                                   |             |             |                  |                  |
|       |(муниципальных) учреждений                |                                   |             |             |                  |                  |
|       |здравоохранения                           |                                   |             |             |                  |                  |
|———————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|—————————————|—————————————|——————————————————|——————————————————| 
|2.15.  |     Количество государственных           |%                                  |           0 |           0 |                0 |             78.0 |
|       |(муниципальных) учреждений                |                                   |             |             |                  |                  |
|       |здравоохранения, использующих электронный |                                   |             |             |                  |                  |
|       |документооборот при обмене медицинской    |                                   |             |             |                  |                  |
|       |информацией, от общего количества         |                                   |             |             |                  |                  |
|       |государственных (муниципальных)           |                                   |             |             |                  |                  |
|       |учреждений                                |                                   |             |             |                  |                  |
|———————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|—————————————|—————————————|——————————————————|——————————————————| 
|2.16.  |     Количество врачей-специалистов,      |%                                  |           0 |           0 |             3281 |             5149 |
|       |оказывающих амбулаторную помощь, которым  |                                   |             |             |                  |                  |
|       |были осуществлены денежные выплаты        |                                   |             |             |                  |                  |
|       |стимулирующего характера                  |                                   |             |             |                  |                  |
|———————|——————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|—————————————|—————————————|——————————————————|——————————————————| 

 

    I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
                        программными методами

 

     Программа представляет  собой  комплекс  социально-экономических,
организационных   и  других   мероприятий,   увязанных  по   ресурсам,
исполнителям,  срокам  реализации   и  направленных  на   модернизацию
здравоохранения в Алтайском крае.
     Программа разработана в соответствии с:
     1. Федеральным законом  N  326-Ф3  "Об  обязательном  медицинском
страховании в Российской Федерации";
     2. Законом Алтайского  края  от  2  июля  2008  г.  N  61-ЗС  "Об
утверждении  краевой  целевой  программы  "Профилактика преступлений и
иных правонарушений в Алтайском крае" на 2009-2012 годы";
     3. Законом  Алтайского  края  от  5 декабря 2008 г.  N 128-ЗС "Об
утверждении    краевой    целевой    программы    "Комплексные    меры
противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в
Алтайском крае" на 2009-2013 годы";
     4. Постановлением  Администрации  Алтайского края от 15.09.2010 N
404  "Об  утверждении  краевой  целевой   программы   "Демографическое
развитие Алтайского края" на 2010-2015 годы";
     5. Постановлением Администрации Алтайского края от 8 декабря 2010
г. N 540 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Формирование
и пропаганда здорового образа жизни среди населения  Алтайского  края"
на 2011-2013 годы";
     6. Постановлением Администрации Алтайского  края  от  31  декабря
2010г. N 597 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Здоровое
поколение" на 2011-2013 годы";
     7. Постановлением Администрации Алтайского края от 24.02.2011г. N
86 "Об утверждении территориальной программы государственных  гарантий
оказания  гражданам Российской Федерации на территории Алтайского края
бесплатной медицинской помощи в 2011 году".
     В финансовое  обеспечение Программы модернизации включены расходы
за  счет  средств  краевых  целевых  программ,  утвержденных   Законом
Алтайского  края  от  29.12.2006г. N 153-ЗС  "Об  утверждении  краевых
целевых программ в области здравоохранения на 2007-2011 годы":
     1. "Предупреждение  заболеваний  социального характера и борьба с
ними";
     2. "Важнейшие направления развития специализированной медицинской
помощи";
     3. "Организация   сервисного   обслуживания,   восстановление   и
приобретение  медицинской  техники  для   учреждений   здравоохранения
Алтайского края";
     4."Переподготовка и    повышение     квалификации     медицинских
работников".
     Реализация выше указанных краевых целевых программ завершается  в
текущем году.  С 2012 г.  постановлением Администрации Алтайского края
запланировано   утверждение   ведомственных   целевых   программ    по
обозначенным направлениям на 2012-2014 гг.
     Реализация Программы  направлена  на решение  следующих  основных
задач:
     1. Укрепление    материально-технической     базы     медицинских
учреждений.
     2. Внедрение современных информационных систем в здравоохранение.
     3. Внедрение стандартов оказания медицинской помощи.
     Проект Программы обсуждался:
     - на  краевых  депутатских слушаниях 22.06.2010 г.  (рекомендации
прилагаются);
     - на  заседании  комитета  Алтайского  краевого  законодательного
Собрания  по  здравоохранению  и   науке   25.08.2010   г.   (протокол
прилагается);
     - на рабочем совещании с руководителями муниципальных  учреждений
здравоохранения   по   вопросам  формирования  региональной  программы
модернизации 02.09.2010 г. (протокол прилагается);
     - на  V  общероссийском  медицинском Форуме "Медицина за качество
жизни" 10. 09. 2010 г. (декларация прилагается).
     - на   заседании   Совета  по  науке,  наукоемким  технологиям  и
инновационному развитию при Алтайском краевом законодательном Собрании
22.09. 2010 г. (протокол прилагается);
     - на пленуме Алтайской краевой общественной организации профсоюза
работников здравоохранения РФ 06.10.2010г.(постановление прилагается).

 

 

  1. Анализ  социально-экономической  и  демографической ситуации и
        состояния системы здравоохранения в 2005-2009 годах и
   предварительным данным на 2010 год, прогноз на 2011 и 2012 годы.

 

    1.1 Административно-территориальные, социально-экономические и
               медико-демографические особенности края

 

     Алтайский край - крупный аграрно-промышленный регион, входящий  в
Сибирский  федеральный  округ,  расположен  на  юго-востоке   Западной
Сибири.  Протяженность территории  края  в меридиональном  направлении
составляет 500  км,  в широтном  направлении  - 560  км.  На западе  и
юго-западе  край граничит  с  Республикой  Казахстан,  на севере  -  с
Новосибирской областью, на  северо-востоке с Кемеровской областью,  на
юго-востоке с Республикой Алтай.
     По состоянию на 01. 01. 2010 г. численность населения  Алтайского
края составила  2490714 чел., из  них на  селе проживает 1160397  чел,
(46,6%),  в городе  -  1330317  чел.  (53,4%). Удельный  вес  сельских
жителей в  крае существенно  выше, чем  в среднем  по РФ  (27%) и  СФО
(29,2%).
     Площадь территории  края  составляет  168  тыс.   км,   плотность
населения  14,9  чел.  на  1  км..  В состав Алтайского края входят 72
административно-территориальные единицы:  60 административных районов,
10  городов  краевого и 2 города районного подчинения.  Кроме того,  в
крае 6 рабочих поселков,  721 сельская администрация и  1600  сельских
населенных  пунктов,  значительную  долю  сельских  населенных пунктов
составляют малые села.  Кроме того,  в крае 6  рабочих  поселков,  721
сельская   администрация   и   1600   сельских   населенных   пунктов.
Значительную долю сельских населенных пунктов составляют малые села: в
341  селе (21,3%) численность населения составляет до 100 чел.;  в 624
селах (38,9%) - от 101 до 500 чел.;  в 320 селах (20%) - от 501  до  1
тыс.  чел.;  в 204 селах (12,8%) - от 1 до 2-х тыс.  чел.  и лишь в 92
селах (5,8%) численность населения превышает 2000 тыс. чел. В 19 селах
население  отсутствует.  Средняя  площадь  сельского района составляет
3900 км,  средняя численность населения  18200  человек,  при  средней
плотности   расселения  -  4,7  чел./км  .  Среднее  расстояние  между
районными центрами составляет 67 км,  средняя удаленность  районов  от
краевого  центра  267,5  км.  Протяженность автомобильных дорог общего
пользования с твердым покрытием составляет 14588 км.,  густота - 86,83
км   на  1000  км,  из  них  доля  дорог,  не  отвечающая  нормативным
требованиям, составляет 59,5%.
     На здоровье  населения  края  негативное  влияние  оказывает  ряд
экологических факторов, в том числе специфических для нашего региона.
     Для края  характерен  резко  континентальный  климат  со средними
температурами от (+26 +28 град С) летом до (-20 -24 град С)  зимой,  а
так  же  экстремальными  летними  температурами  (+40  +41  град  С) и
абсолютным зимним минимумом,  достигающим (-50-55 град С).  Для многих
административно-территориальных     образований     края    характерен
неблагоприятный качественный  состав  воды  с  повышенным  количеством
сухого  остатка  (более  1500 мг/л ),  повышенной жесткостью (более 14
мэкв/л) воды и превышением ПДК по содержанию железа, марганца, свинца,
мышьяка.
     Специфическим для   края   источником   является    радиоактивное
загрязнение  окружающей  среды, обусловленное  серией  мощных  ядерных
взрывов на  Семипалатинском полигоне. В  настоящее время  концентрация
долгоживущих  изотопов в  воде  не  превышает допустимого  уровня,  но
влияние этого  фактора по-прежнему  высоко из-за  развития не  столько
соматических  нарушений,   сколько   из-за  "генетического   эффекта",
проявляющегося  в последующих  поколениях.  Так же  специфическим  для
края,   является   комплекс   факторов,   вызывающих   неблагоприятное
воздействие   на  здоровье   населения   края  и   окружающую   среду,
обусловленных  падением  фрагментов вторых  ступеней  ракет-носителей,
запускаемых  с  космодрома   "Байконур".  В  зоне  этого   воздействия
находится,  частично,  5  муниципальных  районов,  занимающих  до   4%
территории края.
     На уровни  общественного  здоровья существенное влияние оказывает
неблагоприятная возрастная структура населения, с более высокой, чем в
среднем  по  СФО,  долей  лиц  старших возрастов,  в том числе за счет
миграционного оттока молодежи,  преимущественно сельской,  в  соседние
регионы  и  возвращающихся  на  прежнее  место жительство в пенсионном
возрасте.  По данным на 01.01.  2010 г.  удельный вес населения старше
трудоспособного  возраста  составил  в  крае  21,6%  (СФО - 19,1%),  а
демографическая нагрузка лицами нетрудоспособных возрастов на  1  тыс.
лиц  трудоспособного  возраста  составила 608 чел.  (по СФО - 570).  В
сравнении с 2005 г.  доля населения  старше  трудоспособного  возраста
увеличилась на 1,68%  (с 19,94%  в 2005 г., до 21,62% в 2010 г.), доля
населения  моложе  трудоспособного  возраста   снизилась   на   0,39%.
Демографическая   нагрузка   на   трудоспособное  население  детьми  и
стариками возросла за указанный период на 5,6%.

 

                1.2 Медико-демографические показатели

 

     Уровень общей смертности в 2009 г. в крае (1434,5) был выше,  чем
в РФ (1416,8) на 1,2% и СФО (1392,3) на 3,0%. Более высокие показатели
общей смертности в крае отмечались и от ряда наиболее значимых  причин
смерти:
     - от болезней системы кровообращения превышение РФ на 0,36%,  СФО
- на 13,5%;
     - от новообразований превышение РФ - на 5,0%, СФО - на 5,0%;
     - от туберкулеза превышение РФ в 1,7 раза, СФО - на 3,9%;
     - от болезней органов дыхания превышение РФ - на 39,3%,  СФО - на
12,7%.
     Необходимо отметить,   что   более   высокий   показатель   общей
смертности  в определенной  степени  обусловлен возрастной  структурой
населения края,  что  наглядно видно  при сравнении  стандартизованных
показателей и уровней смертности трудоспособного населения. По  данным
2009 г. стандартизованный показатель общей смертности в крае  составил
1247,5, что  выше  уровня РФ  (1235,1)  на 1,0%,  но  ниже уровня  СФО
(1342,0)  на  7,0%. Показатель  смертности  населения  трудоспособного
возраста в крае (628,8) ниже уровня РФ (639,0) на 1,6%, а СФО  (713,2)
на 11,8%.
     Динамика смертности в крае имеет позитивный характер. В сравнении
с 2005 г. показатель  общей смертности снизился на  14,4% (с 1666,6  в
2005 г. до 1434,5 в 2009 г.), а показатель смертности  трудоспособного
населения - на 22,0% (с 822,8 в 2005 г. до 635,5 в 2009 г.).
     Вместе с тем, эту динамику нельзя оценивать как стойкую, так  как
по предварительным данным в  2010 г. отмечается рост показателя  общей
смертности на 1,8% (1460,5).
     Лидирующее положение  в  структуре  общей  смертности  продолжают
занимать болезни системы кровообращения (БСК). В 2009 г. удельный  вес
БСК в структуре  общей смертности составил 56,1%  и 28,7% в  структуре
смертности трудоспособного  возраста (II-е ранговое  место). К  уровню
2005 г. показатель общей смертности от БСК снизился на 11,1% (с  903,1
в 2005 г., до 803,9 в  2009 г.), в трудоспособном возрасте - на  18,5%
(с 224,7 в 2005 г., до 183,2 в 2009 г.).
     По предварительным  данным  в  2010 г.  отмечается снижение общей
смертности от БСК на 5,6%  (758,9),  от острого инфаркта  миокарда  на
4,0%  (до 31,4) и от острых цереброваскулярных заболеваний (инсультов)
- снижение на 13,3% (до 98,7).
     Новообразования, в  том  числе  и злокачественные,  занимают II-е
ранговое  место  в  структуре  общей  (15,0%)  и  III-е  в   структуре
преждевременной  (15,0%)  смертности населения края.  К уровню 2005 г.
показатель общей смертности от злокачественных  новообразований  вырос
на  1,3%    212,6 в 2005 г.,  до 215,3 в 2009 г.),  в трудоспособном
возрасте - на 0,4%  (с 94,3  в  2005  г.,  до  94,7  в  2009  г.).  По
предварительным  данным в 2010 г.  общая смертность от злокачественных
новообразований возросла на 2,2% (до 220,1).
     Несчастные случаи,  травмы   и  отравления  (насильственные   или
внешние  причины)  занимают  III  ранговое  место  в  структуре  общей
смертности населения края (удельный вес  в 2009 г. составил 12,1%),  и
являются  ведущей   причиной   смертности  трудоспособного   населения
(33,1%). Показатель  смертности  от насильственных  причин  в 2009  г.
составил 173,2 и превышал показатель РФ (158,3) на 9,4%. К уровню 2005
г. показатель общей смертности от внешних причин снизился в 1,46  раза
(с 253,7 в 2005 г., до 173,2 в 2009 г.), преждевременной смертности  в
1,44 раза (с 298,5 в 2005 г., до 207,3 в 2009 г.).
     В сравнении с 2005 г. произошло значительное снижение  смертности
от  основных  внешних  причин.  На  32,6%,  снизилась  смертность   от
транспортных травм (с  26,7 в  2005 г. до  18,0 в  2009 г.), что  ниже
показателя  РФ 2009  г.  (21,2)  на  15,0%. Смертность  от  отравлений
алкоголем снизилась в 2,3 раза (с 43,5  в 2005 г. до 19,2 в 2009  г.),
но  превышает  показатель  РФ  2009 г.  (15,0)  на  28,0%.  Показатель
смертности от самоубийств снизился на 4,8% (с 43,8 в 2005 г. до 41,7 в
2009 г.), но превышает  показатель РФ 2009 г.  (26,5) в 1,57 раза.  По
предварительным данным в  2010 г. общая  смертность от данного  класса
снизилась на 2,0%  (до 169,7),  в том числе  от транспортных травм  на
0,6%  (до  18,0), от  суицидов  на  11,9%  (до 36,7).  Таким  образом,
несмотря  на  значительное  снижение смертности  от  основных  внешних
причин смерти, показатели края в 2009 г. существенно превышают  данные
по РФ.
     Болезни органов дыхания занимают в структуре общей смертности  IV
ранговое место, их доля составила 5,5%. Показатель смертности составил
78,3 (РФ в  2009 г.  - 56,0, превышение  на 39,8%).  К уровню 2005  г.
показатель смертности снизился на 25,5% (с  104,7 в 2005 г. до 78,0  в
2009 г.). По  предварительным данным в 2010  г. отмечается рост  общей
смертности от этого класса заболеваний на 1,4% (до79,4).
     V ранговое место занимают болезни органов  пищеварения,  удельный
вес   этого   класса  в  структуре  общей  смертности  составил  3,1%.
Показатель составил 44,8 (РФ в 2009 г.  -  62,7,  ниже  на  28,5%).  В
сравнении с 2005 г.  показатель смертности снизился на 9,9%  (с 49,7 в
2005 г.  до 44,8 в  2009г.).  По  предварительным  данным  в  2010  г.
отмечается рост общей смертности от этой причины на 10,5% (49,5).
     VI ранговое место занимают инфекционные и  паразитарные  болезни.
Их доля составила 2,5%. Показатель смертности составил 35,8 (РФ в 2009
г.  24,0,  превышение на 41,2%).  В сравнении  с  2005  г.  показатель
снизился  на  22,2%    46,0 в 2005 г.,  до 35,8 в 2009 г.).  Ведущей
нозологией, определяющей смертность в этом классе, является туберкулез
<23>.  По  предварительным  данным в 2010 г.  рост общей смертности от
инфекционных и паразитарных болезней составил 7,5%  (до 38,5),  в  том
числе от туберкулеза на 4,9% (до 30,2).

 

     _____________________________
     <23> Показатели и динамика смертности от  туберкулеза  описаны  в
блоке социально-значимых заболеваний.

 

 

     Смертность населения  трудоспособного  возраста  (преждевременная
смертность) в 2009 г.  к уровню 2005 г.  снизилась на 23,6% (с 822,8 в
2005 г.,  до 628,8 в 2009 г.).  Показатель преждевременной  смертности
ниже  показателя РФ (639,0) на 1,6%.  По предварительным данным в 2010
г. отмечается снижение преждевременной смертности на 0,4% (до 620,7)
     Ведущей причиной  смертности населения  трудоспособного  возраста
являются несчастные случаи, травмы, отравления (33,1% от всех причин).
Показатель составил 207,0 (РФ 188,1, превышение на 10,0%). В сравнении
с 2005 г. показатель смертности снизился на 30,6% (с 298,5 в 2005  г.,
до 207,0  в 2009г.). По  предварительным данным  в 2010 г.  отмечается
снижение преждевременной смертности от данного класса причин смерти на
9,3% (до 187,7).
     II ранговое место занимают болезни системы кровообращения  (28,7%
от всех причин). Показатель составил 181,2 (РФ 200,7, ниже на 9,7%). В
сравнении с 2005 г. показатель смертности снизился на 19,3% (с 224,7 в
2005  г.,  до  181,2  в  2009г.).  По предварительным данным в 2010 г.
отмечается рост преждевременной смертности от  данного  класса  причин
смерти на 1,6% (до 184,1).
     III ранговое  место  занимают   злокачественные   новообразования
(15,0%  от всех причин). Показатель составил 93,7 (РФ 85,3, превышение
на 9,8%). В сравнении с 2005 г. показатель смертности снизился на 1,9%
(с 95,5 в 2005 г., до 93,7 в 2009г.). По предварительным данным в 2010
г.  отмечается  рост  преждевременной  смертности  от  злокачественных
новообразований на 0,5% (до 94,2).
     IV ранговое место занимают инфекционные  и  паразитарные  болезни
(7,1%  от всех причин).  Показатель составил 44,8 (РФ 31,5, превышение
на 42,2%).  В сравнении с 2005 г.  показатель смертности  снизился  на
22,6%  (с 58,5 в 2005 г.,  до 45,3 в 2009г.).  Как и в структуре общей
смертности,  ведущей  причиной  смерти  в  данном   классе,   является
туберкулез.  По  предварительным  данным  в  2010  г.  отмечается рост
преждевременной смертности от инфекционных и паразитарных болезней  на
6,4% (до 48,2), в том числе от туберкулеза на 4,6% (до 38,2).
     V ранговое место в структуре смертности населения трудоспособного
возраста  занимают  болезни  органов  дыхания  (5,1%  от всех причин).
Показатель составил 31,7 (РФ 33,2,  ниже на 4,5%).  В сравнении с 2005
г.  показатель смертности снизился на 35,9% (с 49,5 в 2005 г., до 31,7
в 2009 г.).  По предварительным данным в 2010 г.  отмечается  снижение
преждевременной смертности от болезней органов дыхания на 9,1% (28,8).
     VI ранговое место занимают болезни органов пищеварения  (4,4%  от
всех причин).  Показатель составил 27,9 (РФ 48,9,  ниже в 1,7 раза). В
сравнении с 2005 г.  показатель смертности снизился на 22,7% (с 36,1 в
2005  г.,  до  27,9  в  2009г.).  По  предварительным данным в 2010 г.
отмечается рост преждевременной смертности от  данного  класса  причин
смерти на 19,0% (до 33,2).
     В сравнении с  2005г.  уровень  младенческой  смертности  в  крае
снизился  на  21,7%.  Достигнутый  в 2009 г.  показатель (9,0<4>) ниже
среднего по СФО (9,1),  но  значительно  выше,  чем  в  РФ  (8,1).  По
показателю младенческой смертности в 2009г.  край занимал 6-е ранговое
место среди  субъектов  СФО.  По  предварительным  данным  в  2010  г.
показатель  младенческой  смертности  вырос  на  9,2%  (с 8,7 до 9,5).
Негативным  фактом  является  существенное   (на   26,2%)   превышение
показателя  младенческой  смертности  в  сельской местности (10,6) над
показателем в городе (8,4).
     В структуре  младенческой  смертности  ведущее  место  занимают -
болезни и состояния,  возникающие  в  перинатальном  периоде  (59,2%),
показатель составил 53,1 <5>,  что выше показателя по РФ 2008г. (47,3)
на 12,3%.  Врожденные аномалии развития занимают II ранговое  место  в
структуре  младенческой  смертности (21,3%  всех умерших),  показатель
составил 19,1, что ниже показателя по РФ в 2008г. (24,5) на 22%.
     Уровень смертности детей от 0 до 4 лет за 5 лет сократился на 14%
и составил в  2010 году  248,7 (2005 год  - 295,2  100 тыс.  населения
соответствующего возраста). В структуре смертности 1-е ранговое  место
принадлежит   смертности   от   отдельных   состояний,   возникших   в
перинатальном периоде,  на долю  которых  приходится 40%  , на  втором
месте  врожденные аномалии  -21,7%,  на третьем  -  внешние причины  -
12,3%. Среди причин смертности от заболеваний преобладают инфекционные
и паразитарные  заболевания  -6,0%, болезни  органов  дыхания -  3,4%.
Сложившаяся  структура детской  смертности  свидетельствует о  наличии
резервов для ее снижения.
     Показатель смертности детей от 0 до  17 лет с 2005 года  снизился
на 11,5% и составил в  2010 году 98,8 (2005  год - 111,89 на 100  тыс.
населения соответствующего  возраста). В  структуре смертности  первое
ранговое  место   принадлежит  смертности   от  отдельных   состояний,
возникших в перинатальном периоде,  на долю которых приходится  27,5%,
на втором месте  внешние причины -27,2%,  на третьем месте  врожденные
аномалии - 16,7%.
     Среди смертности от заболеваний лидируют болезни нервной  системы
- 6,47%, болезни органов дыхания - 5,76%.
     Показатель перинатальной смертности в 2010 г. составил 8,4%о, что
выше показателя РФ - 7,81%о и СФО - 7, 68%о. К уровню 2005 г. (9,39%о)
произошло снижение показателя  на 10,5%.  Уровень ранней  неонатальной
смертности в 2010 году снизился по сравнению с 2005 годом на 21,7%,  а
мертворождаемости  на 0,2% и соответственно составили 3,6%о (в 2005 г.
- 4,6%о), и 4,8%о (2005г. - 4,79%о).
     В крае остается высоким уровень материнской смертности. В 2010 г.
показатель  составил 29,2 <6> что выше уровня 2005г.  (37,9),  на 23%.
Умерло 9 женщин.  Изменилась структура причин материнской  смертности,
если  в  период с 1999 по 2004 гг.  лидирующие позиции занимали прямые
акушерские осложнения и аборты (до 70%  случаев), то в настоящее время
преобладающей     причиной     материнской     смертности     является
экстрагенитальная патология и тромбоэмболии.

 

     _________________________
     <4> Показатели  младенческой  смертности  рассчитаны  на 1 тысячу
живорожденных
     <5> на 1000 родившихся живыми
     <6> на 100 тыс. родившихся живыми

 

     Позитивным фактом в демографической обстановке края является рост
рождаемости, отмечаемый с  2007 г.  В сравнении с  2005 г.  показатель
рождаемости в  2009 г.  вырос на  20,3% и  составил 12,4%о,  (по РФ  -
12,4%о, по СФО 14,0%о). По предварительным данным в 2010 г. показатель
составил 12,4, что соответствует  уровню 2009 г. (число родившихся  на
74  меньше,   чем  в   2009   г.).  Об   истинном  росте   рождаемости
свидетельствует   значительное   (на  23,4%)   увеличение   суммарного
коэффициента рождаемости с 1,250  (в 2005 г.),  до 1,542 (в 2009  г.).
Вместе  с  тем,   достигнутый  показатель  по-прежнему   характеризует
суженный тип воспроизводства населения.
     Рост рождаемости и  существенное  снижение смертности  в 2009  г.
способствовали   улучшению   показателя,   результирующего    процессы
естественного  движения.  Показатель естественного  прироста,  имеющий
отрицательное значение с 1992  г, в 2009г.  вырос на 29,6% и  составил
-1,9 на  1  тыс. нас.    2008 г.  - 2,7).  По  РФ данный  показатель
составил (-  1,8), по  СФО (+0,1 на  1 тыс.  нас). По  предварительным
данным  в 2010  г.  за счет  роста  смертности и  некоторого  снижения
рождаемости,  показатель  естественного  прироста  снизился  до  -2,2.
Превышение числа  умерших над  родившимися  в 2009  г. составило  4868
чел.,  что,  наряду  с миграционной  убылью,  способствовало  снижению
численности  населения  края  на  6,1  тыс.  чел.  К  уровню  2005  г.
численность населения сократилась на 74,9 тыс. чел.
     Существенное снижение  смертности   в   2009  г.   способствовало
увеличению  продолжительности   жизни  населения  края.   В  2009   г.
показатель ожидаемой  продолжительности жизни при  рождении для  обеих
полов, в сравнении с 2005 годом вырос на 3,78 лет и составил 68,5  лет
(в 2005  г. -64,72), для  мужчин рост  составил 4,31 года  (показатель
2009 г. - 62,7 лет), у женщин рост составил 2,63 года (показатель 2009
г. - 74,4 года).
     Таким образом,  можно отметить,  что  в последние  5  лет в  крае
наметились  позитивные   тенденции  в  виде   снижения  темпов   роста
заболеваемости, роста рождаемости и снижения смертности.
     Вместе с   тем,   на  демографические   показатели   существенное
негативное влияние продолжает оказывать динамика возрастной  структуры
населения. Снижение числа женщин фертильного возраста (на 16,3  тысячи
к концу  2009  г.), сокращение  численности населения  трудоспособного
возраста  (на 16,8  тысячи  человек),  увеличение когорты  лиц  старше
трудоспособного  возраста  (на  14,3  тысячи  человек)  проявилось   в
ухудшении  демографических показателей  2010  г. Смертность  населения
края   от   социально-значимых  заболеваний   продолжает   существенно
превышать средние показатели  по РФ. Прогноз  РОССТа на 2011-2012  гг.
свидетельствует о дальнейшем росте численности лиц старших возрастов и
ее доли в общей численности  населения, а так же снижении  численности
женщин фертильного возраста.

 

                1.3 Заболеваемость взрослого населения

 

     Весь комплекс  приведенных  факторов  и,  в  наибольшей  степени,
специфических для края техногенных воздействий, обусловил  значительно
более высокий, чем в РФ и СФО уровень заболеваемости но важнейшими ви-
дам патологий. По  данным 2009  г. показатель  общей заболеваемости  в
крае (249083,5) превышает средний по РФ (160724,6) и СФО (169590,0)  в
целом в 1,5 раза.
     Наиболее значимое превышение показателей общей заболеваемости <7>
населения края  в  сравнении с  показателями РФ  и  СФО отмечается  по
следующим классам заболеваний:
     - по болезням органов пищеварения - РФ в 2,8 раза  и  СФО  в  2,2
раза;
     - по болезням эндокринной системы - РФ и СФО более чем в 2 раза;
     - по болезням крови и кроветворных органов - РФ и СФО в 1,9 раза;
     - по болезням мочеполовой системы - РФ в 1,98 раза,  СФО - в  1,8
раза;
     - по  болезням  системы кровообращения - РФ в 1,96 раза,  СФО - в
1,82 раза;
     - по болезням костно-мышечной и соединительной ткани - РФ  в  1,7
раза, СФО - в 1,57 раза;


Информация по документу
Читайте также