Расширенный поиск

Постановление Правительства Сахалинской области от 24.11.2017 № 544

 

правительство сахалинской области

постановление

от 24 ноября 2017 г. № 544

г. Южно-Сахалинск


О внесении изменений в государственную программу

Сахалинской области «Развитие образования в Сахалинской

области на 2014 - 2020 годы», утвержденную постановлением Правительства Сахалинской области от 28.06.2013 № 331

 


В целях приведения государственной программы Сахалинской области «Развитие образования в Сахалинской области на 2014 - 2020 годы» в соответствии с Законами Сахалинской области от 13.06.2017 № 45-ЗО и от 25.07.2017 № 74-ЗО «О внесении изменений в Закон Сахалинской области «Об областном бюджете Сахалинской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» Правительство Сахалинской области постановляет:

1.Внести изменения в государственную программу Сахалинской области «Развитие образования в Сахалинской области на 2014 - 2020 годы», утвержденную постановлением Правительства Сахалинской области от 28.06.2013 № 331 с учетом изменений, внесенных постановлениями Правительства Сахалинской области от 31.12.2013 № 812, от 16.10.2014 № 500, от 22.01.2015 № 13, от 25.09.2015 № 403, от 31.12.2015 № 588, от 07.06.2016 № 276, от 18.10.2016 № 515, от 30.12.2016 № 696, от  28.02.2017 № 78 (далее - государственная программа), изложив ее в новой редакции согласно приложению № 1 к настоящему постановлению.

2. Внести изменения в подпрограммы № 1 - 6 к государственной программе, изложив их в новой редакции согласно приложениям № 2 - 7 к настоящему постановлению соответственно.

3. Внести изменения в приложения № 1а, 2 - 5 к государственной программе, изложив их в новой редакции согласно приложениям № 8- 12 к настоящему постановлению соответственно.

4. Дополнить государственную программу приложениями № 6, 6а, изложив их в редакции согласно приложениям № 13, 14 к настоящему постановлению соответственно.

5. Внести изменения в приложение № 7 к государственной программе, изложив его в новой редакции согласно приложению № 15 к настоящему постановлению.

6. Приложение № 9к государственной программе считать приложением № 8 и изложить его в новой редакции согласно приложению № 16 к настоящему постановлению.

7. Приложение № 10к государственной программе считать приложением № 9 иизложить его в новой редакции согласно приложению № 17 к настоящему постановлению.

8. Приложения№ 7а, 8, 11 к государственной программеисключить.

9. Опубликовать настоящее постановление в газете «Губернские ведомости», на официальном сайте Губернатора и Правительства Сахалинской области, на «Официальном интернет-портале правовой информации».

Исполняющий обязанности председателя Правительства Сахалинской области

Д.В.Нестеров

 

 

приложение №1

к постановлению Правительства

Сахалинской области

от

24 ноября 2017 г.

544

 

«УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Сахалинской области

от

28 июня 2013 г.

331

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2020 ГОДЫ»

 

ПАСПОРТ

государственной программы Сахалинской области

 

 

Наименование государственной программы

«Развитие образования в Сахалинской области на
2014 - 2020 годы»

Ответственный исполнитель государственной программы

Министерство образования Сахалинской области

Соисполнители государственной программы

-

Участники государственной программы

Министерство образования Сахалинской области

Министерство здравоохранения Сахалинской области

Министерство культуры и архивного дела Сахалинской области

Министерство социальной защиты Сахалинской области

Министерство спорта и молодежной политики Сахалинской области

Министерство строительства Сахалинской области

Агентство по труду и занятости населения Сахалинской области

Органы местного самоуправления муниципальных образований Сахалинской области

Государственные учреждения, подведомственные министерству образования Сахалинской области

Подпрограммы государственной программы

Подпрограмма 1 «Повышение доступности и качества дошкольного образования».

Подпрограмма 2 «Повышение доступности и качества общего образования, в том числе в сельской местности».

Подпрограмма 3 «Повышение доступности и качества профессионального образования».

Подпрограмма 4 «Развитие системы воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Подпрограмма 5 «Развитие кадрового потенциала».

Подпрограмма 6 «Строительство, реконструкция общеобразовательных учреждений в Сахалинской области»

Цель государственной программы

Обеспечение доступности качественного образования, соответствующего инновационному социально-экономическому развитию Сахалинской области и современным требованиям общества

Задачи государственной программы

1. Обеспечение доступности и качества дошкольного образования в Сахалинской области.

2. Обеспечение доступности и качества общего образования, соответствующего требованиям развития экономики Сахалинской области, современным потребностям общества и каждого гражданина.

3. Обеспечение доступности и качества профессионального образования, соответствующего требованиям рынка труда Сахалинской области.

4. Создание условий для устойчивого развития системы воспитания и дополнительного образования детей, успешной социализации и эффективной самореализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развитие сети учреждений отдыха и оздоровления детей.

5. Создание условий для эффективного и динамичного развития кадрового потенциала системы образования Сахалинской области.

6. Создание современных комфортных условий для эффективного и безопасного обучения и воспитания детей с учетом современных требований энергоэффективности

Этапы и сроки реализации государственной программы

Срок реализации государственной программы:
2014 - 2020 годы.

Государственная программа будет реализована в два этапа:

первый этап: 2014 - 2016 годы;

второй этап: 2017 - 2020 годы

Объемы и источники финансирования государственной программы

Прогнозный объем финансового обеспечения составляет 117 699 496,4 тыс. рублей, в том числе:

а) по годам реализации:

2014 год – 18 200 830,9 тыс. рублей;

2015 год – 17 816 593,9 тыс. рублей;

2016 год – 16 270 937,5 тыс. рублей;

2017 год – 16 172 576,3 тыс. рублей;

2018 год – 12 498 259,8 тыс. рублей;

2019 год – 12 004 406,1 тыс. рублей;

2020 год – 24 735 891,9 тыс. рублей.

В том числе:

- средства областного бюджета – 116 813 947,6 тыс. рублей, в том числе:

2014 год – 17 701 152,3 тыс. рублей;

2015 год – 17 634 160,4 тыс. рублей;

2016 год – 16 232 509,0 тыс. рублей;

2017 год – 16 137 542,8 тыс. рублей;

2018 год – 12 482 458,9 тыс. рублей;

2019 год – 11 997 346,6 тыс. рублей;

2020 год – 24 628 775,6 тыс. рублей;

- средства федерального бюджета – 306 481,5 тыс. рублей, в том числе:

2014 год – 15 4924,8 тыс. рублей;

2015 год – 96 894,3 тыс. рублей;

2016 год – 18 275,2 тыс. рублей;

2017 год – 17 139,6 тыс. рублей;

2018 год – 6 674,2 тыс. рублей;

2019 год – 66 73,4 тыс. рублей;

2020 год – 5 900,0 тыс. рублей;

- средства местных бюджетов – 577 505,3 тыс. рублей,
в том числе:

2014 год – 344 001,8 тыс. рублей;

2015 год – 84 729,2 тыс. рублей;

2016 год – 20 153,3 тыс. рублей;

2017 год – 17 893,9 тыс. рублей;

2018 год – 9 126,7 тыс. рублей;

2019 год –384,1 тыс. рублей;

2020 год – 101 216,3 тыс. рублей;

- иные внебюджетные источники – 1 562,0 тыс. рублей:

2014 год - 752,0 тыс. рублей;

2015 год - 810,0 тыс. рублей;

б) в разрезе подпрограмм и целевых программ (средства областного бюджета):

- подпрограмма 1 «Повышение доступности и качества дошкольного образования» – 34 927 778,5 тыс. рублей;

- подпрограмма 2 «Повышение доступности и качества общего образования, в том числе в сельской местности» – 51 141 453,0 тыс. рублей;

- подпрограмма 3 «Повышение доступности и качества профессионального образования» – 11 999 571,8 тыс. рублей;

- подпрограмма 4 «Развитие системы воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» – 2 993 502,0 тыс. рублей;

- подпрограмма 5 «Развитие кадрового потенциала» – 4 136 017,5 тыс. рублей (в том числе реализуемая в период с 2012 по 2014 год ведомственная целевая программа Сахалинской области о государственной поддержке учителей общеобразовательных учреждений при ипотечном жилищном кредитовании - 7595,5 тыс. рублей);

- подпрограмма 6 «Строительство, реконструкция общеобразовательных учреждений в Сахалинской области» – 11 615 624,8 тыс. рублей

Целевые индикаторы государственной программы и их количественные значения

1. Доступность дошкольного образования (отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году,
к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году,
и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования) – 100%.

2. Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет (отношение численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, получающих дошкольное образование в текущем году,
и численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования) – 100%.

3. Удельный вес численности обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями (с учетом федеральных государственных образовательных стандартов), в общей численности обучающихся государственных и муниципальных общеобразовательных организаций – 63%.

4. Удельный вес численности населения в возрасте
5-18 лет, охваченного общим и профессиональным образованием, в общей численности населения в возрасте 5-18 лет – 99,95%.

5. Доля государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций – 80%.

6.Отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в
10 процентах школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10 процентах школ с худшими результатами единого государственного экзамена – 1,35%.

7. Удельный вес численности выпускников профессиональных образовательных организаций, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей численности выпускников профессиональных образовательных организаций очной формы обучения – 55%.

8. Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в общем числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – 14,1%.

9. Охват детей в возрасте от 5 до 18 лет программами дополнительного образования (удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования, в общей численности детей в возрасте от 5 до 18 лет) – 75%.

10. Удельный вес численности учителей в возрасте до
35 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций – 25%.

11. Количество социально ориентированных некоммерческих организаций, получивших доступ к предоставлению услуг в сфере образования, – 8 ед.

 

Раздел I. Характеристика текущего состояния, основных проблем
сферы реализации государственной программы и прогноз развития

Повышение доступности и качества регионального образования - одно из базовых направлений реализации государственной политики в сфере образования Сахалинской области.

Реализация в 2014-2016 годах основных мероприятий государственной программы позволила достичь в развитии отрасли системообразующих социальных, экономических и финансовых эффектов.

Вместе с тем совокупность новых вызовов и условий социально-экономического развития региона, новые стратегические ориентиры на ближайшие перспективы требуют корректировки основных показателей развития регионального образования до 2020 года, ресурсного обеспечения и содержания программных мероприятий, реализуемых в рамках государственной программы.

Для решения актуальных проблем и ответов на новые вызовы в региональном образовании необходимо дополнить акцентами модернизации и укрепления инфраструктуры образовательных организаций, достижением нового качества образовательных результатов, соответствующих инновационному социально-экономическому развитию Сахалинской области и современным требованиям общества.

В рамках приоритизации государственных программ Российской Федерации в социальной сфере Дальнего Востока (перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам Восточного экономического форума 04 сентября 2015 года от 17.09.2015 № Пр-1891) организована работа по формированию предложений, направленных на развитие образовательной сети, обеспечивающей доступность услуг дошкольного, общего и дополнительного образования, в том числе за счет средств областного бюджета.

Система образования Сахалинской области обеспечивает конституционные права граждан на общедоступное бесплатное образование в объемах, установленных действующим законодательством. В 2017 году на территории Сахалинской области осуществляют образовательную деятельность 430 государственных, муниципальных, федеральных образовательных учреждений различных типов и видов с контингентом обучающихся и воспитанников более 102 тыс. человек.

 

1. Система дошкольного образования

Реализация государственной программы в 2014-2016 годах позволила существенно повысить доступность граждан к качественному дошкольному образованию.

В целях обеспечения доступности дошкольного образования в Сахалинской областив период с 2014 по 2016 год было построено 13 новых детских садов, дополнительно введено 2460 мест для дошкольников. Данные меры позволили с 01 января 2016 года ликвидировать дефицит дошкольных мест для детей в возрасте с 3 до 7 лет.За 3 года реализации государственной программы для оснащения дополнительно созданных мест в дошкольных учреждениях приобретено 3400 единиц оборудования.

Вариативные формы дошкольного образования позволили увеличить число детей, охваченных в муниципальных образованиях Сахалинской области услугами дошкольного образования, в 3 раза.

За счет предоставления субсидии на осуществление деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере оказания услуг дошкольного образования и содержания детей дошкольного возраста с 2014 года увеличилась численность детей дошкольного возраста в негосударственном секторе на 41,4%. Принятымеры по развитию инклюзивного дошкольного образования.

С 01 января 2016 года во всех образовательных учреждениях Сахалинской области, реализующих программы дошкольного образования, введен федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

С целью обеспечения открытости процесса комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений продолжает успешно функционировать электронная система записи детей и комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений с использованием сети Интернет.

Во всех 18 муниципальных образованиях Сахалинской области оценка деятельности дошкольных организаций, их руководителей и основных категорий работников осуществляется на основании показателей эффективности деятельности.

На 01 января 2017 годадоступность дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет составляет 97%, для детей в возрасте от 3 до 7 лет - 100%.

Вместе с тем в дошкольном образовании Сахалинской области сохраняется ряд проблем, препятствующих оказанию доступных и качественных образовательных услуг населению:

- сохраняется дефицит мест в дошкольных образовательных организациях для детского населения в возрасте от 2месяцев до 3 лет;

- слабо развит сектор сопровождения раннего развития детей, особенно из числа детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

- недостаточно развит сектор предоставления негосударственных услуг;

- медленными темпами обновляются технологии и содержание дошкольного образования.

Решение большинства вышеуказанных проблем возможно за счет выполнения основных мероприятий государственной программы по следующим ключевым направлениям:

- развитие инфраструктуры дошкольных образовательных учреждений;

- развитие негосударственных и вариативных форм дошкольного образования;

- поддержка инноваций и инициатив педагогов в целях обновления технологий и содержания дошкольного образования.

 

2. Система общего образования

Развитие системы общего образования Сахалинской области осуществляется в соответствии с основными направлениями государственной политики.

Реализация в 2014-2016 годах областных долгосрочных целевых программ, государственной программы развития регионального образования, мероприятий приоритетного национального проекта «Образование», Комплекса мер по модернизации региональной системы общего образования в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», участие субъекта в других федеральных проектах позволили существенно повысить доступность и качество общего образования, создать условия для дальнейших системообразующих преобразований.

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения потребовало от системы образования Сахалинской области обеспечения комфортной образовательной среды для обучающихся и педагогических работников, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья школьников; высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества.

За период реализации подпрограммы с 2014 по 2016 годы в общем образовании произошли качественные изменения.

В целях совершенствования материально-технической базы образовательных организаций ежегодно за счет областного бюджета предусматриваются средства на проведение капитальных ремонтов и работ по благоустройству территории.

За счет реализации мероприятий подпрограммы приняты меры по обеспечению антитеррористической безопасности дошкольных образовательных, общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей. Во всех образовательных учреждениях Сахалинской области установлены системы видеонаблюдения.

В целях обеспечения доступности общего образования для детей, проживающих в отдаленных и изолированных территориях области, обновлен на 23 единицы парк школьных автобусов, выработавших свой ресурс, на 20 единиц увеличено число специальных маршрутов подвоза школьников к месту обучения. Ежедневно подвозится свыше 3,5 тысяч школьников, что на тысячу детей, подвозимых к месту обучения в 2016 году, больше, чем в 2013 году.

Продолжен процесс формирования в школах области современной учебно-материальной базы. В целях решения учебных задач, занятий спортом во внеучебное время организована работа по строительству на территории муниципальных образовательных организаций Сахалинской области стадионов, оснащению спортивных площадок сельских школ оборудованием.

В целях создания в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом за счет средств федерального и областного бюджетов приобретено спортивное оборудование для оснащения открытых плоскостных спортивных сооружений 68 сельских общеобразовательных организаций, приобретено спортивное оборудование.

Обеспечено совершенствование моделей дистанционного обучения, в том числе детей-инвалидов, обучающихся на дому, электронного управления учебно-воспитательным процессом. Доступ к сети Интернет имеют 100% общеобразовательных организаций.

Обучающиеся школ Сахалинской области за период реализации подпрограммы обеспечены бесплатными учебниками на 100%.

Большое внимание в Сахалинской области уделяется питанию детей. В дополнение в рацион школьного питания включено питьевое молоко, которое ежедневно получают около 32 тысяч школьников.

В рамках формирования новой модели общероссийской системы оценки качества осуществляется работа по внедрению в Сахалинской области независимых форм государственной (итоговой) аттестации выпускников основной и средней (полной) школы в форме ЕГЭ и ГИА-9, тестирования и диагностирования обучающихся начального общего и основного общего образования.

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования осуществляется как сетью государственных и муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и VIII вида, так и массовыми школами общего типа.

Сформирована и продолжает совершенствоваться система работы по выявлению детей, проявивших выдающиеся способности. Поддержка талантливых детей и молодежи осуществляется путем учреждения премий Сахалинской области в соответствии с Законом Сахалинской области от 05.07.2007 №75-ЗО и на основании постановления администрации Сахалинской области от 28.09.2007 №201-па «О премиях Сахалинской области для поддержки талантливой молодежи». За период с 2014 по 2016 год адресную поддержку получили около 1200 школьников и молодежи (победители и призеры различных конкурсных мероприятий) за успехи в области образовательной деятельности, культуры и спорта. Ежегодно в области проводится региональный этап Всероссийской олимпиады школьников не менее чем по 13 учебным предметам, в данном этапе олимпиады каждый год участвуют около 400 обучающихся-победителей и призеров муниципальных этапов.

Несмотря на положительные и динамичные результаты, достигнутые в общем образовании за 3 последних года, сохраняется ряд проблем, препятствующих оказанию доступных и качественных образовательных услуг населению:

- ограничение доступа детям к качественным услугам общего образования на отдельных муниципальных территориях;

- снижение потенциала образования как канала вертикальной социальной мобильности;

- недостаточное качество подготовки выпускников школ к освоению стандартов профессионального образования и работе в высокотехнологичной экономике.

Дальнейшее расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях по-прежнему сдерживается архитектурной недоступностью школ, отсутствием коррекционных общеобразовательных школ III, IV, V, VI видов, недостатком необходимых учебных материалов и крайняя дороговизна оборудования.

Сохраняется невысокий уровень удовлетворенности населения качеством предоставляемых образовательных услуг.

В среднесрочной перспективе в сфере общего образования будет:

- обеспечено дальнейшее развитие инфраструктуры государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений;

- усовершенствована система оценки качества образования и государственной аттестации учреждений образования. Для снижения дифференциации в качестве образования между группами школ будут реализованы адресные программы перевода в эффективный режим работы школ, показывающих низкие образовательные результаты;

- обеспечено развитие инклюзивного общего образования, включая создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Будет продолжено создание условий соответствующего психолого-медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

- обеспечено развитие регионального сегмента общенациональной системы выявления и поддержки молодых талантов. Будет продолжена модернизация системы интеллектуальных и творческих состязаний для одаренных детей, внедрение новых инструментов их выявления и поддержки, существенно расширяющие масштаб охвата и качество сопровождения детей данной категории, будет создан региональный центр поддержки одаренных детей;

- обеспечена поддержка и распространение лучших образцов педагогической практики, в том числе по работе с детьми с особыми образовательными потребностями;

- продолжено внедрение в образовательный процесс дистанционных образовательных технологий. Наряду с созданием базовых условий обучения, будет последовательно организовываться работа по формированию в школах современной информационной среды для преподавания (высокоскоростной доступ к сети Интернет, цифровые образовательные ресурсы нового поколения, современное экспериментальное оборудование и другие технические средства обучения) и управления (электронный документооборот).

 

3. Система профессионального образования

Реализация в 2014-2016 годах государственной программы позволила продолжить адаптацию системы профессионального образования к сложным условиям социальной трансформации.

Перечень рабочих профессий и специальностей среднего профессионального образования преимущественно ориентирован на потребности рынка труда области. Учебные заведения области готовят кадры для энергетики, нефтегазодобывающей отрасли, торговли и общественного питания, морского транспорта, строительства, выпускают банковских работников, экономистов, юристов, работников образования, здравоохранения, культуры и искусства и ряд других специалистов.

В целом политика в сфере профессионального образования области направлена на решение проблем подготовки кадров для ведущих отраслей экономики области. За последние три года на базе учреждений профессионального образования открыто 11 новых профессий и специальностей, необходимых для экономического развития нашей области. В рамках заключенного Меморандума Правительства Сахалинской области и компании «Флуор Дэниел Евразия Инк.» на базе Сахалинского строительного техникума и Сахалинского техникума механизации сельского хозяйства создано 2 многофункциональных центра прикладных квалификаций.

Организована работа по созданию системы социального партнерства и формированию института договорных обязательств в сфере подготовки квалифицированных кадров.

Решена задача по организации подготовки кадров инженерно-технического профиля для нефтегазодобывающей отрасли путем открытия Технического нефтегазового института при Сахалинском государственном университете при участии компании «Эксон Нефтегаз Лимитед» – оператора проекта «Сахалин-1».

Происходит обновление учебно-материальной базы образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Приоритетной задачей сферы профессионального образования Сахалинской области стала организация обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Максимально удовлетворена имеющаяся потребность инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в получении среднего профессионального образования и профессионального обучения, которое ведется по программам: «Документационное обеспечение и архивоведение», «Право и организация социального обеспечения», «Маляр», «Столяр строительный», «Повар», «Плотник», «Цветовод-декоратор», «Овощевод защищенного грунта», «Рабочий по комплексному обслуживанию зданий», «Кухонный рабочий», «Оператор электронного набора и верстки».

Команды сахалинских учреждений профобразования стали активными участниками национальных чемпионатов профессионального мастерства движения «Ворлдскилс России».

Несмотря на достигнутые за 2014-2016 годы в рамках реализации государственной программы положительные результаты, в сфере профессионального образования Сахалинской области сохраняется ряд проблем:

- несоответствие состояния материально-технической базы образовательных учреждений требованиям современных образовательных и производственных технологий;

- неразвитость сетевых форм реализации образовательных программ;

- отсутствие единой системы мониторинга качества подготовки кадров, в первую очередь по наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям;

- недостаточная привлекательность рабочих профессий среди населения, низкий уровень престижа среднего профессионального образования;

- невысокий уровень активности участия работодателей в процессе подготовки кадров;

- невысокий уровень доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья к образовательным ресурсам для получения профессионального образования.

Решение вышеуказанных проблем возможно за счет выполнения основных мероприятий государственной программы по следующим ключевым направлениям:

- совершенствование материально-технической базы образовательных учреждений в соответствии с требованиями современных производственных технологий, условий организации учебно-воспитательного процесса;

- повышение эффективности сети и конкурентоспособности организаций среднего профессионального образования, развитие форм сетевого взаимодействия через формирование и организацию деятельности многофункциональных центров прикладных квалификаций, ресурсных центров профессионального образования;

- совершенствование механизмом мониторинга качества деятельности профессиональных образовательных учреждений;

- поддержка студентов, осваивающих образовательные программы профессионального образования, направленные на подготовку кадров для приоритетных отраслей экономики;

- популяризация рабочих профессий.

 

4. Система воспитания, дополнительного образования

и социальной защиты детей

В системе образования Сахалинской области по состоянию на 01 января 2017 года функционируют 22 муниципальных и 1 государственное учреждения дополнительного образования детей в 13 муниципальных образованиях области, из них в сельской местности - 5 учреждений, в которых обучаются 15954 детей и подростков. Обучение в данных учреждениях образования осуществляется на бесплатной основе. В общеобразовательных учреждениях области по дополнительным образовательным программам обучаются 19716 детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет.

Всего в 23 учреждениях дополнительного образования Сахалинской области функционирует 967 объединений по техническому, естественнонаучному, физкультурно-спортивному, туристско-краеведческому, художественному, социально-педагогическому направленностям деятельности.

Учебно-воспитательный процесс в учреждениях дополнительного образования обеспечивают 404 педагогических работника, из них 260 человек имеют высшее образование.

Координационную деятельность по сетевому взаимодействию в сфере дополнительного образования и воспитания детей осуществляет государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Областной центр внешкольной воспитательной работы».

Принимаемые в Сахалинской области меры по развитию системы дополнительного образования позволили повысить долю детей в возрасте 5 - 18 лет, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, в общей численности детей этого возраста с 68% в 2014 году до 71,1% в 2016 году.

Несмотря на позитивные достижения в сфере развития дополнительного образования и воспитания обучающихся и воспитанников, сохраняются препятствия для дальнейшего развития сферы: несоответствие уровня оснащенности материально-технической базы учреждений дополнительного образования современным требованиям к обучению по программам дополнительного образования, в том числе естественнонаучной и технической направленностей; невысокий уровень квалификации педагогических кадров препятствуют развитию дополнительного образования, не сформирована инфраструктура поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, получающих доступ к предоставлению услуг в сфере дополнительного образования.

Решение данных проблем возможно через создание эффективной системы дополнительного образования детей, путем выполнения основных мероприятий настоящей подпрограммы и реализации в отрасли приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей».

Реализация основных мероприятий подпрограммы позволит охватить не менее 75% детей в возрасте от 5 до 18 лет качественным дополнительным образованием.

Расширение потенциала системы дополнительного образования детей в среднесрочной перспективе будет обеспечено за счет следующих приоритетных направлений:

- разработка, реализация программ (проектов) развития дополнительного образования детей, обеспечивающих их социализацию, занятость и оздоровление;

- развитие сетевых моделей реализации программ дополнительного образования образовательными организациями общего и дополнительного образования детей, учреждениями культуры и спорта;

- развитие программ дополнительного образования, реализуемых на базе организаций общего образования;

- внедрение эффективных организационно-финансовых механизмов, развитие инфраструктуры дополнительного образования детей;

- обеспечение перехода на нормативно-подушевое финансирование при реализации дополнительных образовательных программ;

- введение системы независимой оценки качества дополнительного образования детей;

- реализация проектов по созданию детских технопарков, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства.

В результате принятых мер по предупреждению социального сиротства удалось уменьшить численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в защите государства, ежегодно выявляемых органами системы профилактики.

Устройство детей на воспитание в семьи стимулируется мерами государственной социальной поддержки.

Невысокий уровень подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни должен повыситься за счет выполнения основных мероприятий настоящей подпрограммы по следующим ключевым направлениям:

- активизация деятельности по устройству на воспитание этой категории детей в семьи граждан;

- обеспечение своевременного психолого-педагогического сопровождения семей, взявших на воспитание детей;

- усиление реабилитационной работы с детьми в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

5. Кадры

В Сахалинской области в целом сформирован современный корпус педагогов и управленцев, новая профессиональная культура. В массовой практике широко распространяется опыт лидеров отрасли.

Уровень обеспеченности педагогическими кадрами составляет 88,3% (на начало реализации государственной программы - 86%).

В области реализуются меры, позволяющие обновить педагогические кадры, привлечь специалистов для работы в отрасль:

- выплата денежного пособия молодым специалистам;

- надбавка к должностному окладу, ставке заработной платы с учетом объема фактической педагогической нагрузки в размере 40% на первые
3 года работы молодого специалиста;

- меры поддержки педагогических работников и специалистов организаций, работающих на селе;

- ежемесячная денежная выплата работникам, имеющим государственные награды Российской Федерации, почетное звание «Заслуженный педагог Сахалинской области».

Ведется работа по привлечению новых кадров, в том числе через целевой прием и обучение.

Приоритетным направлением реализации подпрограммы является ежегодная поддержка учителей-новаторов, которая осуществляется через комплекс мероприятий, направленных на выявление и распространение лучших практик и технологий воспитания и обучения.

Одним из факторов, влияющих на привлечение и закрепление кадров в отрасли, является решение вопросов, направленных на обеспечение педагогических работников жильем. На региональном уровне вопросы предоставления, закрепления жилья за педагогическими работниками решаются с 2012 года.

Важным фактором, определяющим динамику обновления кадрового корпуса, является уровень заработной платы педагогов. Принятые в области меры по повышению заработной платы в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» позволили повысить уровень средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений. В 2016 году по сравнению с 2014 годом он вырос в среднем на 9,7%, в том числе: по учреждениям общего образования - на 8,0%, дошкольных образовательных учреждений - на 12,7%, дополнительного образования - на 12,4%, среднего профессионального образования - на 9,8%.

Удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие педагога в целях соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды в Сахалинской области обеспечивается ГБОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области».

Обучение слушателей осуществляется по дополнительным образовательным программам, как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно) в очной, очно-заочной, заочной формах. В период с 2014 по 2016 год на базе ГБОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области» повышение квалификации кадров и переподготовки прошли свыше 9 тысяч педагогических работников.

Несмотря на принимаемые в области меры по развитию кадрового потенциала, сохраняются проблемы, препятствующие динамичному росту кадрового состава отрасли: старение педагогических кадров, слабый приток молодых специалистов, неукомплектованность кадрами отдельных организаций. Особенно остро стоит проблема с обеспечением образовательных организаций учителями математики, начальных классов, русского языка и литературы, английского языка. Актуален вопрос обеспечения работников отрасли жильем.

Исследования качества образования в Сахалинской области, проведенные в период с 2014 по 2016 год, показывают, что существенной проблемой современного состояния образовательной сферы является очевидное противоречие между уровнем профессионализма педагогов и повышением требований к созданию средств учебного назначения. Таким образом, к вышеуказанным проблемам качественного состава педагогических и руководящих кадров отрасли дополняется проблема формирования профессиональной компетентности данного кадрового состава.

В целях решения проблем развития кадрового потенциала планируется обеспечить реализацию следующих основных направлений деятельности:

- развитие мер социальной поддержки педагогических работников, в том числе для закрепления остро востребованных специалистов;

- повышение профессионализма педагогического работника;

- применение механизма целевого приема и обучения;

- популяризация педагогической профессии;

- решение вопросов обеспечения работников отрасли служебным жильем.

6. Инфраструктура общего образования

Реализация в 2014-2016 годах мероприятий государственной программы обеспечила качественное обновление инфраструктуры общего образования: введена в эксплуатацию Гимназия № 3 на 800 мест в г.Южно-Сахалинске; завершены строительство комплекса «Школа-детский сад» в с.Пионеры Холмского района, работы по реконструкции системы водоснабжения и канализации с устройством местных очистных сооружений канализации МБОУ НОШ с.Поречье, строительство спортивного зала для Лицея «Надежда» в МО «Холмский городской округ», тира МБОУ СОШ № 2 г.Анива; заключены контракты: на строительство школы на 800 мест в г.Долинск, на выполнение строительно-монтажных работ 2-ой очереди строительства по объекту «Расширение и реконструкция школы № 1 до 1266 учащихся (с увеличением на 906 учащихся) в г.Анива» (блок III А, III Б, III В).

Вместе с тем, несмотря на принятые за последние 3 года меры по строительству, реконструкции и капитальному ремонту общеобразовательных учреждений, в вопросах обеспечения государственных гарантий доступности качественного образования в Сахалинской области сохраняются следующие проблемы:

- несоответствие материально-технической базы общеобразовательных учреждений области современным требованиям к обучению: комфортным и безопасным условиям обучения и воспитания детей, условиям введения новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;

- ограниченность общеобразовательных учреждений в возможностях организации всех видов учебной деятельности в одну смену;

- несовершенство условий для развития сети образовательных учреждений Сахалинской области и повышения качества образовательных услуг, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Создание современных комфортных и безопасных условий для эффективного и безопасного обучения и воспитания детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, будет обеспечиваться в рамках мероприятий настоящей подпрограммы, Программы, направленной на создание новых мест в общеобразовательных организациях Сахалинской области в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения, на 2016-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 15.02.2016 № 63, приоритетного проекта «Образование» по направлению «Создание современной образовательной среды для школьников.

 

Раздел II. Приоритеты и цели региональной политики в сфере реализации государственной программы, описание основных целей и задач государственной программы

 

2.1. Приоритеты региональной политики в сфере образования

Государственная программа Сахалинской области «Развитие образования в Сахалинской области на 2014-2020 годы» (далее - государственная программа) - это система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых функций и полномочий министерства образования Сахалинской области достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере образования Сахалинской области.

Государственная программа сформирована во взаимосвязи с Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 295).

Приоритеты государственной политики в сфере образования на период до 2020 года сформированы с учетом целей и задач, представленных в следующих правоустанавливающих документах и документах стратегического значения:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

- Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

- Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 295);

- Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 года № 497);

- Концепция демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2017 года № 1298-р);

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р);

- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 07 февраля 2008 года № Пр-212);

- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683);

- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2011 года № 2227-р);

- Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 07августа 2009 года № 1101-р);

- Национальная стратегия действий в интересах детей (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 года № 761);

- Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (утверждены Правительством Российской Федерации 14 мая 2015 года);

- План мероприятий («дорожная карта») по формированию и введению Национальной системы учительского роста (утвержден приказом Министерства образования и науки России от 26 июля 2017 года № 703);

- Программа социально-экономического развития Сахалинской области на 2011-2015 годы и на период до 2018 года (Закон Сахалинской области от 27 июля 2011 года № 85-ЗО);

- Стратегия социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года (утверждена постановлением Правительства Сахалинской области от 28 марта 2011 года № 99);

- Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года № 2094-р);

- План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в сфере образования Сахалинской области» (утвержден постановлением Правительства Сахалинской области от 25 апреля 2013 года № 213);

- Комплексный план мероприятий Сахалинской области по обеспечению поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление услуг в социальной сфере населению, на 2017-2019 годы (утвержден распоряжением Правительства Сахалинской области от 22 февраля 2017 года № 110-р).

Система образования в Сахалинской области - неотъемлемая часть образовательного пространства Российской Федерации, поэтому стратегия и направления ее развития определяются, с одной стороны, задачами социально-экономического развития области в контексте стратегии перехода экономики России на инновационную социально ориентированную модель развития, с другой стороны, стратегическими ориентирами государственной политики в области образования, особым образом реализующимися в условиях региона.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 28 марта 2011 года № 99, приоритетом государственной политики Сахалинской области в сфере образования является достижение современного качества образования, обеспечивающего реализацию актуальных и перспективных потребностей личности, общества и государства.

Основными приоритетами государственной политики в сфере образования Сахалинской области на среднесрочную перспективу должны стать:

- обеспечение доступности образования в Сахалинской области;

- повышение качества результатов образования на разных уровнях;

- развитие сферы непрерывного образования, включающей гибко организованные вариативные формы образования и социализации на протяжении всей жизни человека;

- модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности самих получателей образовательных услуг, включая обучающихся, их семьи, работодателей и местные сообщества, через вовлечение их как в управление образовательным процессом, так и непосредственно в образовательную деятельность;

- укрепление единства образовательного пространства области, что предполагает: выравнивание образовательных возможностей жителей острова независимо от района проживания, проведение единой политики в области содержания образования, оценки результатов образовательной деятельности, распространение лучших педагогических практик, моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество образования;

- осуществление мер, способствующих развитию современной системы дополнительного образования: вариативных воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей, форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность. Обновление материальной и методической базы учреждений дополнительного образования детей, соответствующих современных потребностям общества и страны;

- разработка и реализация мер по обеспечению доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в сфере образования.

 

2.2. Основные цели и задачи государственной программы

Цель и задачи государственной программы сформулированы с учетом документов федерального и регионального уровней, имеющих стратегическое значение для развития отрасли.

Для каждого уровня образования определены ключевые задачи и направления развития. Общим направлением деятельности по реализации государственной программы является совершенствование структуры и сети образовательных организаций, повышение доступности и качества регионального образования.

Цель государственной программы - обеспечение доступности качественного образования, соответствующего инновационному социально-экономическому развитию Сахалинской области и современным требованиям общества.

Достижение цели государственной программы обеспечивается решением задач государственной программы, определяющих конечный результат реализации основных мероприятий:

Задача 1. Обеспечение доступности и качества дошкольного образования в Сахалинской области.

Задача 2. Обеспечение доступности и качества общего образования, соответствующего требованиям развития экономики Сахалинской области, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Задача 3. Обеспечение доступности и качества профессионального образования, соответствующего требованиям рынка труда Сахалинской области.

Задача 4. Создание условий для устойчивого развития системы воспитания и дополнительного образования детей, успешной социализации и эффективной самореализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развитие сети учреждений отдыха и оздоровления детей.

Задача 5. Создание условий для эффективного и динамичного развития кадрового потенциала системы образования Сахалинской области.

Задача 6. Создание современных комфортных условий для эффективного и безопасного обучения и воспитания детей с учетом современных требований энергоэффективности.

Достижение цели государственной программы через реализацию задач, сформулированных в подпрограммах, позволит в Сахалинской области создавать и совершенствовать условия для современного качественного образования, обеспечивать реализацию актуальных и перспективных потребностей личности, общества и государства, а значит продолжать переход экономики области на инновационный путь развития, закрепление молодежи и специалистов на островах, решение актуальных для региона социально-экономических проблем.

В результате реализации основных мероприятий государственной программы в сфере дошкольного образования:

- продолжится работа по развитию инфраструктуры дошкольных образовательных учреждений, укреплению материально-технической базы учреждений; по оснащению дополнительно созданных мест для детей дошкольного возраста. Завершится обустройство муниципальных дошкольных образовательных организаций соответствующими объектами безопасности (установлено: ограждение территории, система видеонаблюдения, кнопки экстренного вызова полиции на объектах образования, расположенных в зоне действия пункта центра наблюдения);

- будет обеспечено развитие негосударственных и вариативных форм дошкольного образования, организована служба ранней помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья;

- будут поддержаны инновационные образовательные технологии и практики.

В результате принятых мер доступность дошкольного образования к 2020 году составит 100%. Численность детей, посещающих частные дошкольные образовательные организации, к 2020 году составит 1,4% от общей численности детей дошкольных образовательных организаций. Все воспитанники дошкольных образовательных организаций в возрасте от 2 месяцев до 7 лет и старше будут охвачены образовательными программами, соответствующими федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

В среднесрочной перспективе в сфере общего образования будет:

- обеспечено дальнейшее развитие инфраструктуры государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений;

- усовершенствована система оценки качества образования и государственной аттестации учреждений образования;

- обеспечено развитие инклюзивного общего образования, включая создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся;

- обеспечено дальнейшее совершенствование регионального сегмента общенациональной системы выявления и поддержки молодых талантов, создание при Региональном центре оценки качества образования регионального центра поддержки одаренных детей;

- обеспечена поддержка и распространение лучших образцов педагогической практики, в том числе по работе с детьми с особыми образовательными потребностями;

- продолжено внедрение в образовательный процесс дистанционных образовательных технологий.

В результате реализации программных мероприятий к 2020 году в сфере общего образования:

- удельный вес численности обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями (с учетом федеральных государственных образовательных стандартов), в общей численности обучающихся государственных и муниципальных общеобразовательных организаций составит 63%;

- доля государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций составит 80%.

Дальнейшие векторы развития среднего профессионального образования в Сахалинской области будут направлены на построение современной системы подготовки рабочих кадров и формирование прикладных компетенций.

Создание эффективной системы профессионального образования, обеспечивающей экономику региона высококвалифицированными специалистами и рабочими кадрами будет обеспечиваться в рамках настоящей государственной программы и, в том числе, за счет реализации в отрасли приоритетного проекта «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров для экономики Сахалинской области» («Рабочие кадры для Сахалинской области»).

Для вовлечения работодателей в обновление материально-технической базы профессиональных образовательных организаций, разработку и реализацию образовательных программ будут внедрены практико-ориентированные (в том числе, дуальная) модели обучения, будут развиваться практики подготовки на основе договоров целевого обучения, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций и предприятий, в том числе за счет введения новых моделей управления образовательной организацией, проведения отраслевых чемпионатов профессионального мастерства.

Новые Федеральные государственные образовательные стандарты среднего специального образования (далее - ФГОС СПО) по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям будут апробироваться в 3-х специализированных центрах компетенций, являющихся координационными и экспериментальными площадками региона.

К 2020 году планируется достичь следующих результатов:

- увеличится доля выпускников профессиональных образовательных организаций, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей численности выпускников профессиональных образовательных организаций очной формы обучения до 55%;

- увеличится доля обучающихся профессиональных образовательных организаций, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели, до 40%;

- увеличится до 75% охват средним профессиональным образованием обучающихся из категории лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- увеличится доля выпускников общеобразовательных учреждений, поступивших на программы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, в общем количестве выпускников до 50%.

За счет реализованных мероприятий в сфере дополнительного образования будет обеспечено повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования; обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества; увеличение численности детей и молодежи, охваченных дополнительным образованием, в том числе обеспечено увеличение доли детей и молодежи, посещающих программы технической направленности, занимающихся в спортивных секциях и участвующих в мероприятиях по патриотическому воспитанию. Будет сформирована инфраструктура поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций с целью получения ими доступа к предоставлению услуг в сфере дополнительного образования.

В области опеки и попечительства несовершеннолетних будет продолжено устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан, что приведет к уменьшению численности детей, стоящих на учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

По итогам реализации программных мероприятий, направленных на развитие кадрового потенциала, до 2020 года планируется повысить:

- уровень укомплектованности учреждений образования Сахалинской области педагогическими кадрами до 90%;

- удельный вес педагогических и руководящих работников учреждений образования, прошедших в течение последних трех лет повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общей численности педагогических и руководящих работников учреждений образования до 85%.

Будет обеспечено дальнейшее развитие мер социальной поддержки педагогических работников, в том числе путем выделения служебного жилья.

В целях обеспечения развития инфраструктуры существующих и создания новых общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям к обучению, в рамках реализации мероприятий государственной программы планируется обеспечить модернизацию существующей инфраструктуры общего образования посредством строительства и реконструкции зданий школ, пристроя к зданиям школ, оптимизации загруженности школ за счет эффективного использования имеющихся помещений. По итогам реализации программных мероприятий:

- обучающиеся 1-4 классов школ Сахалинской области перейдут на обучение в одну смену, существующий односменный режим обучения в общеобразовательных организациях Сахалинской области будет сохранен на достигнутом к 2017 году уровне;

- будут расширены возможности для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;

- будет увеличено количество обучающихся, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с современными требованиями.

В рамках реализации государственной программы до 2020 года планируется строительство 20 новых школ, в том числе реконструкция 4 существующих школ для организации образовательного процесса в соответствии с требованиями СанПиН и ФГОС, будет создано более 8 тысяч новых мест.

Число мест в общеобразовательных организациях Сахалинской области, введенных путем оптимизации загруженности школ за счет эффективного использования имеющихся помещений, составит 1215 ед.

В 2017-2020 годах будут сконцентрированы усилия на создание в сфере регионального образования условий для развития конкуренции на социально значимых рынках социальных услуг по направлениям:

- дошкольное образование;

- дополнительное образование детей;

- психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.

Будет обеспечен доступ социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СОНКО) к следующим бюджетным услугам по вышеуказанным направлениям:

- присмотр и уход за детьми дошкольного возраста, в том числе в возрасте до 3-х лет;

- организация предоставления услуг дополнительного образования детей, в том числе технической направленности;

- организация в образовательных учреждениях консультационных центров (пунктов), службы ранней помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Будет создана инфраструктура поддержки, включающая в себя в том числе: нормативно правовую, финансовую, имущественную, консультативную и другие виды поддержки, повышение квалификации и переподготовку субъектов СОНКО.

В результате принятых мер в 2017 году:

- доля негосударственных организаций в общем количестве организаций, оказывающих образовательные услуги в сфере дошкольного образования и дополнительного образования детей, составит 7,1%;

- доля средств бюджета Сахалинской области, выделяемых негосударственным организациям на предоставление образовательных услуг, в общем объеме средств бюджета, выделяемых на предоставление государственных услуг в сфере образования,составит 3,4%.

К 2020 году в сфере образования будет сформирована инфраструктура поддержки СОНКО, что позволит увеличить не менее чем в 4 раза количество социально ориентированных некоммерческих организаций, получивших доступ к предоставлению услуг в сфере образования.

 

Раздел III. Перечень мероприятий государственной программы

Достижение цели и решение задач государственной программы осуществляются путем скоординированного выполнения комплекса взаимосвязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам основных мероприятий. Основные мероприятия государственной программы включены в шесть подпрограмм. Четыре из них соответствуют уровням образования и предусматривают комплексы мер, направленных на расширение доступности, повышение качества и эффективности образовательных услуг в дошкольном, общем, среднем профессиональном образовании, дополнительном образовании детей. Пятая подпрограмма содержит комплекс действий системного характера, направленных на развитие кадрового потенциала региональной системы образования. Шестая подпрограмма направлена на развитие инфраструктуры образовательных учреждений, создание современных комфортных условий для эффективного и безопасного обучения и воспитания детей.

Современная модель образования определяет следующую систему мероприятий по основным направлениям развития образования в Сахалинской области на период 2014-2020 годов.

Подпрограмма № 1 «Повышение доступности и качества дошкольного образования» включает 3 основных мероприятия, реализация которых направлена на формирование региональной сети образовательных организаций, оптимальной для доступности услуг дошкольного образования, в том числе детей в возрасте от 2-х месяцев до 3-х лет, создание конкурентной среды в сфере дошкольного образования, обеспечение доступа социально ориентированных некоммерческих организаций к оказанию социальных услуг, разработку и внедрение механизмов обеспечения высокого качества дошкольного образования, внедрение инновационных, в том числе информационных, педагогических технологий.

Подпрограмма № 2 «Повышение доступности и качества общего образования, в том числе в сельской местности» включает 6 основных мероприятий, реализация которых позволит обеспечить развитие региональной сети общеобразовательных организаций, оптимальной для предоставления доступных и качественных услуг и эффективного использования ресурсов общего образования, разработку и внедрение механизмов обеспечения высокого качества общего образования, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.

Подпрограмма № 3 «Повышение доступности и качества профессионального образования» включает 5 основных мероприятий, направленных на реализацию основных образовательных программ среднего профессионального образования в отраслях: образование, культура, здравоохранение, развитие учебно-материальной базы профессиональных образовательных организаций с учетом современных требований энергоэффективности, формирование сети многофункциональных центров прикладных квалификаций на базе профессиональных образовательных организаций, создание и внедрение автоматизированных систем контроля за качеством профессионального образования, создание системы обучения граждан с ограниченными возможностями здоровья, условий для личностного совершенствования обучающихся, развитие воспитательной системы и дополнительного образования обучающихся, реализация мероприятий молодежной политики в системе профессионального образования.

Подпрограмма № 4 «Развитие системы воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» включает 6 основных мероприятий, направленных на организацию предоставления дополнительного образования в государственных образовательных учреждениях, реализацию социальных прав и гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развитие и модернизацию сети, содержания и технологий обучения и воспитания в учреждениях дополнительного образования, отдыха и оздоровления детей, предоставление психолого-педагогической помощи семье и детям, организацию предоставления социально ориентированными некоммерческими организациями услуг дополнительного образования детей, в том числе технической направленности.

Подпрограмма № 5 «Развитие кадрового потенциала» включает 5 основных мероприятий, реализация которых будет обеспечивать социальную поддержку и стимулирование труда педагогических работников Сахалинской области, совершенствование системы непрерывного образования и подготовки профессиональных педагогических кадров, осуществление дополнительного профессионального образования, повышение престижа педагогической профессии, формирование позитивного образа современного учителя, обеспечение педагогических работников учреждений образования Сахалинской области служебным жильем.

Подпрограмма № 6 «Строительство, реконструкция общеобразовательных учреждений в Сахалинской области» включает 1 основное мероприятие, направленное на софинансирование расходов муниципальных образований на создание новых мест в общеобразовательных учреждениях в соответствии с современными строительными нормами и правилами, пожарными требованиями и санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, оптимизацию загруженности школ.


Информация по документу
Читайте также