ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 22.09.2005 n А55-2704/05-30 У налогового органа не имелось оснований не принимать представленные налогоплательщиком счета-фактуры в подтверждение налогового вычета в связи с отсутствием в них подписи главного бухгалтера, поскольку отсутствие подписей, как установлено судом, вызвано тем обстоятельством, что в организациях, выставивших данные счета-фактуры, отсутствует бухгалтер и бухгалтерский учет ведет лично руководитель.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 22 сентября 2005 года Дело N А55-2704/05-30

(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Акционерное проектно-строительное объединение "Гидромонтаж" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Самарской области (далее - Налоговая инспекция) от 24.01.2005 N 4442 о привлечении Общества к налоговой ответственности.
Решением от 19.04.2005, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 24.06.2005 Арбитражного суда Самарской области, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Налоговая инспекция просит отменить состоявшиеся судебные акты в связи с неправильным применением судебными инстанциями норм материального права, регулирующего вопросы применения налоговых вычетов и возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость (НДС).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав в судебном заседании представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, Налоговая инспекция провела камеральную проверку представленной Обществом уточненной налоговой декларации по НДС за сентябрь 2004 г. По результатам проверки налоговым органом принято решение от 24.01.2005 N 4442 о привлечении заявителя к налоговой ответственности за неполную уплату НДС с наложением штрафных санкций в сумме 39914 руб. 20 коп. Этим же решением налогоплательщику предложено уплатить в бюджет НДС в сумме 199571 руб. и пени в сумме 5931 руб. 48 коп.
Решение налогового органа мотивировано несоответствием требованиям п. п. 5 и 6 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации счетов-фактур, представленных Обществом в подтверждение налоговых вычетов.
Нарушение указанной статьи, как считает налоговый орган, состоит в отсутствии в ряде выставленных заявителем счетов-фактур номеров и дат составления платежно-расчетных документов, по которым поступили авансовые платежи; отсутствием в ряде счетов-фактур поставщиков реквизитов свидетельств об их государственной регистрации и подписей главного бухгалтера.
Не согласившись с решением налогового органа, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Признавая незаконным решение налогового органа, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 настоящего Кодекса, на установленные статьей налоговые вычеты, которым, в частности, подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 172 Налогового кодекса российской Федерации, налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. п. 3, 6 - 8 ст. 171 Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. п. 5 и 6 этой статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, до принятия налоговым органом оспариваемого решения Обществом были представлены надлежащим образом оформленные счета-фактуры, которые приняты не были.
В этой связи правомерен вывод суда о том, что представленные заявителем счета-фактуры в соответствии с требованиями ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации являются основанием для принятия к вычету НДС в сумме 69614 руб. 89 коп., уплаченных Обществом в бюджет с сумм авансовых платежей.
Признавая недействительным оспариваемое решение налогового органа, суды правомерно указали и на то, что в не принятых налоговым органом счетах-фактурах поставщиков (НДС на сумму 109428 руб. 17 коп.) имелись все предусмотренные ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации реквизиты, в том числе и реквизиты свидетельства о государственной регистрации предпринимателей-поставщиков, указанные на соответствующих оттисках печатей. Кроме того, в судебное заседание Общество представило исправленные счета-фактуры с указанием в них названных реквизитов не только на оттисках печатей, но и выделенных отдельной строкой.
Отсутствие в счетах-фактурах (НДС на сумму 20532 руб. 95 коп.) подписей главного бухгалтера, как установлено судом, вызвано тем обстоятельством, что в организациях, выставивших данные счета-фактуры отсутствует бухгалтер и бухгалтерский учет ведет лично руководитель, что соответствует Закону Российской Федерации от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Следовательно, данные счета-фактуры также правомерно признаны судом соответствующими ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации и у налогового органа не имелось оснований не принимать их в подтверждение налогового вычета.
Факт уплаты заявителем НДС с авансовых платежей и поставщикам товара судом установлен и не оспаривается налоговым органом.
Таким образом, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их отмены ил изменения не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19 апреля 2005 г. и Постановление апелляционной инстанции от 24 июня 2005 г. Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-2704/05-30 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 22.09.2005 n А55-2275/05-44 Арбитражный суд признал недействительным решение налогового органа о взыскании налоговых санкций за неполную уплату ЕСН, т.к. налогоплательщик обоснованно применил льготу, предусмотренную Налоговым кодексом РФ, в соответствии с которой от уплаты единого социального налога освобождаются общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, их региональные и местные отделения.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также