ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 22.09.2005 n А55-11026/04-15 Арбитражный суд удовлетворил иск субъекта Российской Федерации о признании права собственности на объект недвижимости, т.к. истцом соблюдены все требования по формированию государственной собственности субъекта Российской Федерации, а представленные доказательства исключают факт использования муниципальным образованием здания мастерской в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 22 сентября 2005 года Дело N А55-11026/04-15

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом города Самары, г. Самара,
на решение от 22 февраля 2005 г. и Постановление апелляционной инстанции от 6 мая 2005 г. Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-11026/04-15
по иску Департамента имущественных отношений Самарской области, г. Самара, к Территориальному управлению Министерства имущественных отношений Самарской области, Комитету по управлению имуществом Самарской области о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Территориальному управлению Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Самарской области, Комитету по управлению имуществом города Самары о признании права собственности Самарской области на нежилое здание общей площадью 433,6 кв. м, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Береговая,12.
Иск мотивирован теми обстоятельствами, что с 1991 г. Территориальному производственному объединению отведен земельный участок под строительство мастерской по производству компактных установок, которое с 1993 г. находилось на балансе Департамента по строительству администрации области, а впоследствии передано ГУП Самарской области "Эксон".
Решением суда первой инстанции от 22.02.2005 иск удовлетворен, признано право собственности на нежилое здание за субъектом Российской Федерации.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.05.2005 решение оставлено без изменения.
Судебные инстанции, признавая состоятельность требований Министерства, исходили из того, что спорный объект возводился и использовался за счет средств Самарской области, выпиской из реестра также подтверждается факт отнесения здания к собственности субъекта Российской Федерации, при этом Муниципальное образование ошибочно не учитывает того, что по данному адресу имеется иное здание (прачечная), которое принадлежит г. Самаре и не может отождествляться с другой самостоятельной постройкой (мастерской).
В кассационной жалобе Комитета по управлению имуществом города Самары, поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, предлагается судебные акты отменить, мотивируя ошибочным неприменением к спорным отношениям приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1, в силу которого к объектам муниципальной собственности относятся жилищно-эксплуатационные предприятия.
В отзыве на жалобу Департамент имущественных отношений Самарской области считает что доводы, изложенные в ней, не основаны на правильной оценке имеющихся в деле доказательств.
В судебном заседании представитель Департамента просил судебные акты оставить без изменения.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, отзыве на нее и выступлениях представителя стороны, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что судебные акты подлежат оставлению в силе по следующим основаниям.
По решению Исполнительного комитета Куйбышевского городского Совета народных депутатов от 23.08.91 N 628 Территориальному производственному объединению жилищно-коммунального хозяйства областного исполнительного комитета отведен земельный участок общей площадью 0,42 га и дано разрешение на проектирование и строительство мастерской по производству установок для очистки стоков.
По Постановлению Администрации Самарской области от 09.06.92 N 161 принято решение о реорганизации Куйбышевского территориального ПО ЖКХ в предприятие "Самараоблжилкомхоз".
Постановлением Администрации города Самары от 07.04.93 N 656 Территориальному производственному объединению (ГП "Самараоблжилкомхоз") предоставлен земельный участок площадью 0,1549 га, фактически занимаемый зданием мастерской.
Пунктом 1.6 названного Постановления Муниципальному предприятию "Самарабани" также был предоставлен земельный участок общей площадью 0,2613 га, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Береговая,12.
Впоследствии в составе Департамента по строительству, архитектуре, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству области на базе имущества предприятия ГП "Самараоблжилкомхоз" создано Управление жилищно-коммунального хозяйства, о чем свидетельствует Постановление Администрации Самарской области от 29.07.93 N 246.
По договору на использование имущества от 09.01.2004 N 330 здание мастерской было передано в хозяйственное ведение ГУП Самарской области "Эксон", которое использует его в соответствии с уставными задачами и целью создания предприятия.
Согласно выписке из реестра областной собственности от 20.01.2004 N 12-17/898 здание ремонтно-механической мастерской (реестровый номер N 06310334000744) находится в составе объектов собственности субъекта Российской Федерации.
ФГУП "Ростехинвентаризация" также на основании инвентарного дела письмом от 01.11.2004 N 01-11-21269 подтвердило отнесение здания мастерской к областному имуществу.
Данные обстоятельства и явились основанием для обращения Департамента с настоящим иском.
Принимая судебные решения о признании права собственности за Самарской областью, суды обоснованно исходили из следующего.
Из представленных документальных доказательств следует, что в период 1991 - 1993 гг. в Промышленном районе по улице Береговой,12 г. Самары произведено строительство объектов, в том числе: здания прачечной N 3, мастерской по производству компактных установок, гаража на пять боксов и системы коммуникации.
Согласно представленному техническому паспорту на объект недвижимости по состоянию на 25.12.2003 здание склада (год постройки 1991), общей площадью 433,6 кв. м, является самостоятельной постройкой и расположено на выделенном под строительство земельном участке, в том числе необходимого для использования объекта.
На основании представленной выписки из реестра муниципальной собственности от 01.12.2004 N б/н следует, что Муниципальному образованию город Самара принадлежит здание прачечной (реестровый номер 009600), которое расположено по тому же адресу - г. Самара, ул. Береговая,12.
Судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что Комитет ошибочно отождествляет разные объекты недвижимости, расположенные по одному адресу.
Здание прачечной является самостоятельным объектом недвижимости, под которое отдельно выделялся земельный участок общей площадью 0,2613 га, используемый МП "Самарабани" (прачечная N 3).
Нахождение объектов недвижимости по одному адресу не исключает их индивидуальных признаков и, соответственно, различные формы собственности.
Таким образом, Комитет по управлению имуществом города Самары не доказал возникновение права муниципальной собственности на спорное здание мастерской.
Удовлетворяя исковые требования, правомерно отмечены и те факты, что спорный объект использовался только структурами Самарской области и созданными ею государственными предприятиями для выполнения задач с учетом специальной правоспособности.
Доводы Комитета со ссылкой на приложение N 3 к Постановлению Верховного суда Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации и муниципальную собственность" не могут быть приняты во внимание.
Согласно Положению об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и Порядку составления и утверждения объектов, утвержденных распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.92 N 114-рп, для передачи объектов в муниципальную собственность Комитеты разрабатывают перечень объектов, при этом осуществляя проверку соответствия перечня объектов требованиям, установленным приложением N 3 к Постановлению Верховного суда Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1.
Пунктами 11 - 13 Порядка оформления прав собственности установлено, что муниципальное имущество подлежит пообъектной регистрации в соответствующем реестре муниципальной собственности.
Из представленной Комитетом выписки из реестра следует, что спорное здание мастерской не определялось как объект муниципальной собственности и не включалось в перечень объектов, подлежащих передаче в состав муниципального образования.
Данные обстоятельства исключают возникновение права муниципальной собственности на здание - мастерская по производству компактных установок.
При этом в отношении спорного объекта Самарской областью соблюдены все требования по формированию государственной собственности субъекта Российской Федерации.
Из анализа приложения N 3 к Постановлению Верховного суда Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "Объекты, относящиеся к муниципальной собственности" следует, что жилищно-эксплуатационные предприятия, обслуживающие объекты, перечисленные в названном приложении и расположенные на территориях, находящихся в ведении городского Совета народных депутатов, относятся к муниципальной собственности.
Представленные доказательства об использовании объекта предприятиями Самарской области исключают тот факт, что здание мастерской могло когда-либо использоваться муниципальным образованием в сфере жилищно-коммунального хозяйства для обслуживания объектов, принадлежащих г. Самаре.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены судебных актов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛА:
решение суда первой инстанции от 22.02.2005, Постановление апелляционной инстанции от 06.05.2005 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-11026/04-15 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 22.09.2005 n А55-1081/2005-30 Поскольку сумма налога на добавленную стоимость была выделена в первичных документах, довод налогового органа о невыделении отдельной строкой сумм НДС в актах взаимозачетов истца со своими поставщиками не принят судом в качестве основания для отказа в применении вычета, тем более что в ходе проверки истцом представлялся и акт взаимозачета с выделенной суммой НДС.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также