ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 13.09.2005 n А65-13768/04-СА1-37 Арбитражный суд признал, что предприятие, осуществляющее содержание и обслуживание лифтового хозяйства, не вправе претендовать на освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость, однако учитывая, что налогоплательщик применил данную льготу, руководствуясь разъяснениями уполномоченного государственного органа, признал незаконным привлечение налогоплательщика к ответственности.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 13 сентября 2005 года Дело N А65-13768/04-СА1-37

(извлечение)
Муниципальное унитарное предприятие "Казлифтсервис" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району г. Казани (далее - ответчик) о признании недействительным решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 22.06.2004 N 03/571.
Суд, в порядке ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на основании Приказа Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Республике Татарстан N 1 от 25.11.2004, произвел замену заявителя на его процессуального правопреемника - на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 6 по Республике Татарстан.
Решением суда первой инстанции от 25.02.2005 заявление удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.05.2005 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Налоговая инспекция указывает на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций положений ст. 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ и применение ее этими судами в противоречие с Постановлением Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.09.2003 N 3436/03.
Кроме того, заявитель является организацией-наймодателем, предоставляющей в пользование жилые помещения, выручку получает от реализации услуг по обслуживанию и ремонту лифтового хозяйства, в результате чего заявитель являлся плательщиком налога на добавленную стоимость на основании п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заседании суда объявлялся перерыв до 13.09.2005 9 час. 50 мин.
Кассационная инстанция, проверив в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, изучив доводы кассационной жалобы, заслушав мнения представителей сторон, находит судебные акты подлежащими отмене в части.
Как видно из материалов дела, предприятие представило в Инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость за февраль 2004 г., в которой, руководствуясь Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.12.2002 N 761, исключило из налоговой базы 3097023 руб., полагая, что в отношении реализации услуг населению, связанных с пользованием лифтами, применяется льгота, предусмотренная ст. 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ.
Решением Инспекции от 22.06.2004 N 03/574 предприятие привлечено к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 105434,8 руб., взыскания налога на добавленную стоимость в сумме 527174,29 руб. и пени в размере 7404 руб.
В период с 01.01.2001 до 01.01.2004 в силу указанной нормы закона от обложения налогом на добавленную стоимость освобождалась реализация услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых за счет целевых расходов в домах жилищно-строительных кооперативов, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях (за исключением использования жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду).
Предоставление гражданам (нанимателям) во владение и пользование жилых помещений осуществляет собственник или управомоченное им лицо (наймодатель). Наниматель осуществляет оплату жилья в соответствии с договором найма жилого помещения. Сбор платы за жилье и коммунальные услуги производится собственником домовладения или уполномоченной им организацией через расчетно-кассовые центры.
Предприятие, осуществляющее содержание и обслуживание лифтового хозяйства, не вступает в правоотношения с гражданами, заключающими договоры найма жилых помещений, а обеспечивает содержание общего имущества дома.
Обслуживание лифтового хозяйства относится к коммунальным услугам, оплата которых населением осуществляется помимо платы за жилое помещение.
Соответствующие правоотношения регулировались гл. 35 Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищным кодексом РСФСР, Законом Российской Федерации от 24.12.92 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.99 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения".
Поэтому предприятие не может претендовать на освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость.
В силу ст. 143 и п. 1 ст. 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация налогоплательщиками на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг).
Исходя из изложенного представляется, что у судов первой и апелляционной инстанций не было оснований для вывода об освобождении от обложения налогом на добавленную стоимость выполняемых работ и оказываемых предприятием услуг в связи с эксплуатацией населением лифтов в жилищном фонде.
Кассационная инстанция считает, что наличие в Постановлении Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.12.2002 N 761 положения об освобождении от налогообложения пользования лифтами в жилых домах является обстоятельством, которое в соответствии со ст. 109 Кодекса исключает привлечение налогоплательщика к ответственности, так как отсутствует вина в совершении налогового правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.02.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 13.05.2005 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-13768/04-СА1-37 отменить в части признания недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району г. Казани N 03/571 от 22.06.2004 о взыскании налога на добавленную стоимость в сумме 527174,29 руб. и пени в размере 7404 руб.
В удовлетворении заявленных требований в этой части отказать.
Кассационную жалобу удовлетворить частично.
В остальной части обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 13.09.2005 n А57-8907/02-26 Арбитражный суд признал недействительным требование об уплате налогов, т.к. обжалуемый ненормативный акт налогового органа не отвечал всем требованиям, предъявляемым к нему налоговым законодательством как к документу, на основании которого впоследствии производится бесспорное взыскание недоимки.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также