ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 16.08.2005 n А12-3172/05-С13 Арбитражный суд правомерно удовлетворил иск о взыскании убытков, причиненных предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг в соответствии с Законом О ветеранах, за счет казны субъекта Российской Федерации, поскольку Законом установлено, что расходы на оплату коммунальных услуг, независимо от вида жилищного фонда, возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 16 августа 2005 года Дело N А12-3172/05-С13

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Главного финансово-казначейского управления администрации Волгоградской области, г. Волгоград, ответчика по делу,
на решение от 11.05.2005 (в редакции определения от 20.05.2005) Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-3172/05-С13
по иску Открытого акционерного общества "Волгоградоблэлектро" в лице филиала "Михайловские межрайонные электрические сети", г. Михайловка Волгоградской области, к Главному финансово-казначейскому управлению администрации Волгоградской области, г. Волгоград, с участием третьих лиц: Администрации города Михайловки Волгоградской области, Территориального управления по городу Михайловке Главного финансово-казначейского управления администрации Волгоградской области, Отдела социальной защиты населения администрации города Михайловки Волгоградской области, Администрации Волгоградской области, Министерства финансов в лице Управления федерального казначейства по Волгоградской области, г. Волгоград, о взыскании 1784930 руб. 99 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Волгоградоблэлектро" в лице филиала "Михайловские межрайонные электрические сети" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области к Главному финансово-казначейскому управлению администрации Волгоградской области о взыскании 1784930 руб. 99 коп. убытков, образовавшихся по состоянию на 31.12.2004 вследствие неполучения причитающейся из бюджета Волгоградской области доли от стоимости электрической энергии, поставленной гражданам, имеющим льготы, предусмотренные Федеральным законом "О ветеранах".
Исковые требования обусловлены тем, что Акционерное общество, являясь энергоснабжающей организацией, предоставляло льготы особой категории граждан по оплате стоимости электроэнергии, где выпадающие доходы предприятия должны возмещаться за счет средств казны области, однако уполномоченным государственным органом компенсационные выплаты не производятся.
В качестве третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Администрация города Михайловки, Территориальное управление по городу Михайловке Финансового управления администрации Волгоградской области, Отдел социальной защиты населения Волгоградской области, Администрация Волгоградской области и Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Волгоградской области.
Решением суда первой инстанции от 11.05.2005 иск удовлетворен.
Определением суда от 20.05.2005 исправлена опечатка в резолютивной части решения.
Принимая решение, судебная инстанция исходила из доказанности факта оказания услуг, при этом объем доходов, который должен возмещаться за счет средств бюджета, не оспаривается государственным органом, кроме этого, не приняты во внимание доводы финансового управления области о недопустимости возмещении данных убытков за счет средств казны Российской Федерации.
В кассационной жалобе ГФК Управления администрации Волгоградской области (далее - Финансовое управление), поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, судебное решение предлагается отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемое решение подлежит оставлению в силе.
Открытое акционерное общество "Волгоградоблэлектро" в лице Михайловских межрайонных электрических сетей, осуществляющее деятельность на рынке энергоснабжения, производило поставку электроэнергии, в том числе льготным категориям потребителей - ветеранам и инвалидам, проживающим в городе Михайловке Волгоградской области.
Фактическое оказание услуг по энергоснабжению льготной категории потребителей в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" в течение 2004 г. подтверждено соответствующими списками и квитанциями.
В результате предоставления ветеранам данной категории услуг по льготной цене у Акционерного общества образовались выпадающие доходы (расходы) в сумме 1784930 руб. 99 коп.
Отдел социальной защиты населения администрации г. Михайловки письмом от 17.12.2004 N 2895 отказал в подписании актов сверок, направленных энергоснабжающей организацией для согласования объема понесенных расходов.
Письмом от 26.01.2005 N 05.37.2002 Территориальное управление ГФКУ администрации Волгоградской области сообщило о выделении из областного бюджета 3199 тыс. руб. на возмещение расходов, связанных с предоставлением в 2004 г. льгот по реализации Федерального закона "О ветеранах".
Данные обстоятельства и явились основанием для обращения ОАО "Волгоградоблэлектро" с настоящим иском.
Федеральный закон "О ветеранах" от 12.01.95 N 5-ФЗ (с изменениями от 23.12.2003, 9, 19, 29 июня, 22 августа и 29 декабря 2004 г.) устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
В этих целях согласно ст. ст. 14, 15, 21 - 23 Федерального закона "О ветеранах" ветеранам предоставляются льготы по оплате в размере 50% коммунальных услуг (в том числе электрической энергии) в пределах нормативов потребления указанных услуг, ветеранам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Подпунктом "б" п. 2 ч. 1 ст. 10 названного Закона установлено, что расходы на оплату коммунальных услуг, независимо от вида жилищного фонда, возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статьей 55 Закона Волгоградской области "Об областном бюджете на 2004 г." от 10.12.2003 N 897-ОД предусмотрена передача средств из областного бюджета в бюджеты муниципальных образований в рамках межбюджетных отношений в сумме 573036,76 тыс. руб. на реализацию, в том числе, и Федерального закона "О ветеранах" в сумме 244600 тыс. руб.
Согласно приложению N 20 к Закону Волгоградской области для города Михайловки расходы на реализацию Федерального закона "О ветеранах" составляют 3199 тыс. руб.
Правовое регулирование компенсационных выплат, оказывающее услуги лицам, позволяет отнести правоотношения, возникшие между последним и производящим выплаты госорганом, к публичным.
Реализация правомочий участников публичных отношений подлежит регулированию нормами гражданского и бюджетного законодательства.
Таким образом, право требования возмещения от государства понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот не может быть связано с фактом недостаточного бюджетного финансирования. Обязанность государства по возмещению расходов Акционерному обществу в данном конкретном случае обусловлена самим фактом предоставления таких льгот определенным категориям граждан, где прекращение обязательств со стороны государства возникает путем его исполнения.
С учетом того, что органы социального обеспечения отказались произвести сверку расчетов по объему выпадающих расходов, суд первой инстанции обоснованно исследовал все первичные документы, которые свидетельствуют о том, что лица, обладающие правом на оказанную льготу, проживающие в городе Михайловке, производили оплату поставленной им электроэнергии по установленным тарифам в размере 50% от стоимости фактического потребления.
Относимость данных граждан к льготной категории и объем неполученных доходов ОАО "Волгоградоблэлектро" подтверждены имеющимися в деле реестрами льготников, квитанциями по оплате электроэнергии и не оспариваются Отделом социальной защиты и Финансовым управлением области.
Доводы Главного финансового казначейского управления о том, что компенсация данных средств не может производиться за счет казны Волгоградской области, не могут быть приняты во внимание.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца за счет казны Волгоградской области в лице финансового органа - ГФКУ администрации Волгоградской области - исходил из прямого указания, содержащегося в ст. 10 Федерального закона "О ветеранах", а также положений ст. ст. 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме этого, заявителем кассационной жалобы не учтено, что судебная инстанция не вправе давать оценку взаимоотношениям бюджетов различного уровня.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного решения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.05.2005 (в редакции определения от 20.05.2005) Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-3172/05-С13 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 16.08.2005 n А12-13967/03-С16 Определение может быть обжаловано отдельно от обжалования судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, если Арбитражным процессуальным кодексом РФ предусмотрено обжалование этого определения, а также если это определение препятствует дальнейшему движению дела.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также