ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 09.08.2005 n А55-15842/03-27 Преобразование предприятий, объединений, организаций, входящих в топливно-энергетический комплекс, в акционерные общества и их приватизация осуществляются в порядке, установленном специальными указами Президента Российской Федерации, учитывая особые условия эксплуатации единых систем электроэнергетики России, а также исключительную значимость топливно-энергетического комплекса для жизнедеятельности населения и народного хозяйства.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 9 августа 2005 года Дело N А55-15842/03-27

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу мэрии г. Тольятти, г. Тольятти,
на решение от 29.11.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 05.04.2005 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-15842/03-27
по иску Открытого акционерного общества "Самараэнерго", г. Самара, в лице его филиала, Жигулевские электрические сети, г. Жигулевск, к Открытому акционерному обществу "Синтезкаучук", г. Тольятти, о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Исковые требования заявлены в соответствии со ст. ст. 217, 234, 269 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что объект недвижимости - электросетевой комплекс ПС "Портовая" 110/6 кВ по ул. Санаторная, 39 Тольятти - является собственностью истца, поскольку со времени принятия его в эксплуатацию (1972) находился на балансе структурного подразделения производственного объединения энергетики и электрификации "Куйбышевэнерго", Жигулевские электрические сети, использовался им в соответствии с производственным назначением, входил в состав имущества производственного объединения до его приватизации и преобразовании в Акционерное общество "Самараэнерго".
Определением от 30.01.2004 арбитражный суд привлек мэрию г. Тольятти в качестве второго ответчика.
Определением от 19.04.2004 тот же суд приостановил производство по делу до вступления в законную силу судебного акта по делу N А55-4561/04-8.
Определением от 23.07.2004 арбитражный суд возобновил производство по делу в связи с устранением обстоятельств, вызвавших его приостановление.
В порядке ст. 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мэрия г. Тольятти предъявила встречный иск об истребовании спорного имущества из чужого незаконного владения для рассмотрения его совместно с первоначальным иском.
Определением от 15.11.2004 арбитражный суд в силу п. 5 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прекратил производство по делу в отношении Открытого акционерного общества "Синтезкаучук" в связи с его ликвидацией.
Решением от 29.11.2004, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 05.05.2005, арбитражный суд первоначальный иск удовлетворил, признав право собственности истца на спорный объект недвижимости на основании ст. ст. 213, 223 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В удовлетворении встречного иска отказал, поскольку спорное имущество не относилось к объектам инженерной инфраструктуры города.
В кассационной жалобе мэрия г. Тольятти просит судебные акты отменить как не соответствующие нормам права.
Заявитель кассационной жалобы считает, что спорное имущество, подстанция 110/6 кВ "Портовая", не находилось на балансе истца и не входило в состав имущества государственного предприятия до его приватизации, являлось объектом инженерной инфраструктуры города.
В отзыве на кассационную жалобу Открытое акционерное общество "Самараэнерго" просит судебные акты оставить без изменения.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность оспариваемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, не находит оснований для отмены судебных актов.
В соответствии с перечнем приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" исключительно к федеральной собственности отнесены объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства, в том числе предприятия топливно-энергетического комплекса.
Судом правомерно установлено, что спорное имущество, подстанция 110/6 кВ "Портовая", передано в 1971 г. на баланс Жигулевским электрическим сетям (структурное подразделение Куйбышевского РЭУ "Куйбышевскэнерго", переименованного в Самарское производственное объединение энергетики и электрификации "Самараэнерго" правопредшественника открытого акционерного общества "Самараэнерго" от Куйбышевского завода синтетического каучука (застройщика объекта) на основании данных годового отчета на 01.01.72 (л. д. 5 - 20, т. 5), что не противоречит нормам ст. 96 Гражданского кодекса РСФСР (1964 г.) о порядке распоряжения государственным имуществом, относящимся к основным средствам.
Следовательно, спорное имущество до приватизации входило в состав имущества Самарского производственного объединения энергетики и электрификации "Самараэнерго" и являлось объектом федеральной собственности.
Поскольку согласно перечню к приложению N 3 к указанному Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 к объектам муниципальной собственности относятся объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятия), постольку в силу прямого указания закона спорное имущество не относится к объектам муниципальной собственности, а мэрия не является представителем собственника, имеющим право в порядке ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации истребовать это имущество из чужого незаконного владения.
На основании ст. 1 Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" (в редакции Закона от 05.06.92) активы предприятий относятся к объектам приватизации.
Согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 14.08.92 N 922 "Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического, комплекса в акционерные общества" преобразование предприятий, объединений, организаций, входящих в топливно-энергетический комплекс, в акционерные общества и их приватизация осуществляются в порядке, установленном специальными указами Президента Российской Федерации, учитывая особые условия эксплуатации единых систем электроэнергетики России, а также исключительную значимость топливно-энергетического комплекса для жизнедеятельности населения и народного хозяйства.
Такой особый порядок приватизации предприятий топливно-энергетического комплекса определен Указами Президента Российской Федерации от 15.08.92 N 923, от 05.11.92 N 1334 в целях повышения эффективности функционирования Единой энергетической системы Российской Федерации в условиях приватизации государственной собственности и распространялся, в том числе, и на Самарское производственное объединение энергетики и электрификации "Самараэнерго", входившее в состав предприятий топливно-энергетического комплекса Российской Федерации.
Спорное имущество входило в состав этого объединения, а, следовательно, в состав Единой энергетической системы Российской Федерации.
Согласно плану приватизации, утвержденному решением от 06.04.93 N 314 Комитета по управлению государственным имуществом Самарской области, имущество Жигулевских электрических сетей на 01.07.92 вошло в состав приватизированного имущества объединения (л. д. 148, т. 4).
В материалах дела отсутствуют данные о том, что спорное имущество было передано в муниципальную собственность.
Кроме того, спорное имущество отсутствует в реестре федеральной собственности (л. д. 38, т. 1).
При таких обстоятельствах решение суда об удовлетворении первоначального иска и отказе в удовлетворении встречного иска соответствует закону и материалам дела.
Оснований для отмены судебных актов не имеется.
Доводы кассационной жалобы отклоняются как незаконные.
Руководствуясь ст. ст. 287 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.11.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 05.04.2005 арбитражного суда Самарской области по делу N А55-15842/03-27 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 09.08.2005 n А55-15730/04-22 Арбитражный суд признал недействительным отказ налогового органа в возмещении НДС по экспортным операциям, т.к. заявитель подтвердил право применения налоговой ставки 0 процентов представленными документами, подтверждающими факт помещения под таможенный режим экспорта и вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации товара, указанного в контрактах, а также фактическое поступление на счет валютной выручки от иностранного покупателя.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также