ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 02.08.2005 n А72-1730/05-9/104 Неприменение юридическим лицом контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работником не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от ответственности за административное правонарушение.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 2 августа 2005 года Дело N А72-1730/05-9/104

(извлечение)
Потребительское общество "Фортуна" (далее - ПО "Фортуна", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 2 по Ульяновской области об оспаривании Постановления от 03.02.2005 N 9/05 об административном правонарушении.
Решением арбитражного суда от 23.03.2005 требование ПО "Фортуна" об отмене Постановления налогового органа от 03.02.2005 N 10/05 оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе ПО "Фортуна" просит отменить судебный акт, полагая, что арбитражным судом нарушены нормы материального права. По мнению заявителя жалобы, арбитражный суд не учел, что правонарушение малозначительное, совершено впервые. Оснований для привлечения ПО "Фортуна" к административной ответственности не имелось, так как неприменение контрольно-кассовой техники произошло вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей продавцом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции для удовлетворения жалобы оснований не находит.
Как усматривается материалами дела, специалистами Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Ульяновской области 27.01.2005 в соответствии с поручением от 25.01.2005 N 4 проведена проверка кафе-закусочной, принадлежащего ПО "Фортуна", расположенного по адресу: Ульяновская область, с. Большое Нагаткино, ул. Пионерская, д. 1. В ходе проверки выявлен факт неприменения продавцом Кривоносовой С.Ю. контрольно-кассовой техники при продаже одного стакана кофе по цене 5 руб., о чем составлен проверки от 26.01.2005.
На основании акта проверки составлен протокол от 27.01.2005 N 6 об административном правонарушении и вынесено Постановление Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 2 по Ульяновской области от 03.02.2005 N 10/05 о привлечении ПО "Фортуна" к административной ответственности на основании ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде наложения штрафа в размере 30000 руб.
Отказывая в удовлетворении требований ПО "Фортуна" об отмене Постановления налогового органа от 03.02.2005 N 10/05 по делу об административном правонарушении, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно абз. 4 ст. 5 названного Закона организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой чеки.
Все имеющиеся в деле доказательства нашли надлежащую оценку в судебном акте, и вывод арбитражного суда об установлении факта неприменения контрольно-кассовой машины при реализации товара соответствует материалам дела.
Поскольку все торговые операции в кафе-закусочной, принадлежащем ПО "Фортуна", проводятся от его имени, принимая на работу продавца, оно несет ответственность за неприменение им контрольно-кассовых машин; и допущенные работником виновные действия не освобождают юридическое лицо от административной ответственности. Сам факт неприменения кассового аппарата свидетельствует о том, что истцом не были приняты все зависящие от него меры по применению контрольно-кассовых машин, поскольку им не было обеспечено соблюдение требований Федерального закона N 54-ФЗ.
Данная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 03.08.2004 N 4554/04. Неприменение юридическим лицом контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работником не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от ответственности за административное правонарушение по ст. 14.5 КоАП РФ, согласно которой продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающие услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин приводит к привлечению нарушителя к административной ответственности в виде взыскания штрафа.
Следовательно, вывод арбитражного суда о наличии вины ПО "Фортуна" в совершении вмененного ему административного правонарушения является обоснованным.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с доводами заявителя, что правонарушение является малозначительным. Исходя из того, что совершенное ПО "Фортуна" административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правил государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов), правонарушение, совершенное Обществом, нельзя признать малозначительным.
При таких обстоятельствах правовых оснований к отмене или изменению судебного акта не имеется.
Исходя из изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23.03.2005 по делу N А72-1730/05-9/104 оставить без изменения, кассационную жалобу Потребительского общества "Фортуна" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 02.08.2005 n А72-10383/04-27/211 Требования судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов и актов других органов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Российской Федерации.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также