ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 05.07.2005 n А72-806/05-4/41 Поскольку налогоплательщик в соответствии с Налоговым кодексом РФ самостоятельно исчисляет суммы отчетного авансового платежа по налогу на прибыль на основе налоговой базы и исходя из финансовых результатов и у него образовалась недоимка, то доначисление налоговым органом авансового платежа и пени по итогам отчетного периода является правомерным.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 5 июля 2005 года Дело N А72-806/05-4/41

(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Дейла" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Ульяновска о признании частично недействительным решения налогового органа N 16-14/68ДСП от 26.01.2005.
Решением суда первой инстанции от 17.03.2005 Обществу отказано в удовлетворении требования о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району г. Ульяновска от 26.01.2005 N 16-14/68ДСП в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2002 г. в сумме 20093,32 руб., в части начисления пени за несвоевременную уплату указанной суммы налога, в части применения налоговых санкций, предусмотренных п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), за неуплату указанной суммы налога.
В остальной части требования Общества удовлетворены. Оспариваемое решение признано недействительным в части доначисления налога на прибыль в сумме 142269 руб., налога на прибыль по базе переходного периода в сумме 162410 руб., НДС в сумме 212163,46 руб., налога на пользователей автодорог в сумме 297,88 руб., в части начисления пени за несвоевременную уплату указанных сумм налогов, в части применения налоговых санкций, предусмотренных п. 1 ст. 122 Кодекса, за неуплату указанных сумм налогов.
В апелляционном порядке решение не обжаловалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и принять новое решение, указывая на неправильное применение судом норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить ее без удовлетворения, а решение суда - без изменения, указывая на несостоятельность доводов Инспекции.
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2001 по 30.06.2004, о чем составлен акт N 221 от 23.12.2004.
По результатам проверки Инспекцией принято решение N 16-14/68ДСП от 26.01.2005 о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Не согласившись с вынесенным решением в части доначисления налога на прибыль в сумме 142269 руб., налога на прибыль по базе переходного периода в сумме 162410 руб., НДС в сумме 234390,13 руб., налога на пользователей автодорог в сумме 297,88 руб. и соответствующих им сумм пеней и налоговых санкций, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод суда в части признания недействительным решения Инспекции по доначислению налога на прибыль по базе переходного периода, по НДС, по налогу на пользователей автодорог, в части начисления пени за несвоевременную уплату этих налогов и налоговых санкций, предусмотренных ст. 122 Кодекса.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам оспариваемого решения налогового органа, они были рассмотрены судом первой инстанции и им дана правильная правовая оценка.
Однако выводы суда о том, что доначисление налога на прибыль за 1 полугодие 2004 г. и соответствующих сумм пени произведено Инспекцией в нарушение требований ст. 285 Кодекса, судебная коллегия находит несостоятельным в силу следующего.
Согласно ст. 75 Кодекса пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Из смысла приведенной нормы следует, что пеня начисляется и уплачивается только в случае несвоевременной уплаты налогов или сборов.
В соответствии с положениями ст. ст. 52 - 55 Кодекса налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового периода на основе налоговой базы, то есть исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый период.
В силу п. 1 ст. 55 Кодекса налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Как разъяснил Высший арбитражный суд Российской Федерации в п. 20 Постановления Пленума от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении споров, связанных с взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, судам необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные ст. 75 Кодекса, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. ст. 53 и 54 Кодекса.
Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль установлен в ст. ст. 286 и 287 Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 286 Кодекса по итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном настоящей статьей.
В силу п. 1 ст. 287 Кодекса налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период ст. 289 настоящего Кодекса.
Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период.
Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28 числа каждого месяца этого отчетного периода.
Из положений приведенных норм следует, что исчисление ежемесячных авансовых платежей производится исходя из предполагаемой суммы прибыли без привязки к реальным финансовым результатам деятельности налогоплательщика, а авансовых платежей по итогам отчетного периода - исходя из фактически полученной суммы прибыли.
Поскольку налогоплательщик в соответствии с п. 2 ст. 286 Кодекса самостоятельно исчисляет суммы отчетного авансового платежа на основе налоговой базы и исходя из финансовых результатов, а у Общества образовалась недоимка по итогам за 1 полугодие 2004 г., то доначисление Инспекцией авансового платежа и пени по итогам отчетного периода - 1 полугодия 2004 г. - является правомерным. В связи с чем решение суда в этой части подлежит отмене.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. 286, п. 2 ст. 287 и ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.03.2005 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-806/05-4/41 в части признания недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Ульяновска N 16-14/68ДСП от 26.01.2005 в части доначисления налога на прибыль за 1 полугодие 2004 г. в сумме 135120 руб. и соответствующих им сумм пеней отменить. В иске Общества с ограниченной ответственностью "Дейла" о признании недействительным решения налогового органа N 16-14/68ДСП от 26.01.2005 в части доначисления налога на прибыль за 1 полугодие 2004 г. в сумме 135120 руб. и соответствующих им сумм пеней отказать. Кассационную жалобу удовлетворить частично.
В остальной части решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 05.07.2005 n А72-778/05-11/72 Постановление органа местного самоуправления в части включения в реестр муниципальной собственности ряда нежилых помещений, переданных истцу на праве хозяйственного ведения, признано недействительным, т.к. с момента принятия арбитражным судом решения о признании истца банкротом и об открытии конкурсного производства помещения включены в конкурсную массу в соответствии с законодательством о банкротстве.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также