ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 05.07.2005 n А72-778/05-11/72 Постановление органа местного самоуправления в части включения в реестр муниципальной собственности ряда нежилых помещений, переданных истцу на праве хозяйственного ведения, признано недействительным, т.к. с момента принятия арбитражным судом решения о признании истца банкротом и об открытии конкурсного производства помещения включены в конкурсную массу в соответствии с законодательством о банкротстве.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 5 июля 2005 года Дело N А72-778/05-11/72

(извлечение)
Государственное многоотраслевое предприятие Жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы "Ульяновскстрой" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Администрации г. Ульяновска (Мэрии) о признании частично недействительным Постановления Главы г. Ульяновска N 02 от 12.01.2005, а именно: п. п. 1.6, 1.8, 1.11, 1.18, 1.19, 1.20, 1.28, 2.1, 2.6, 3.1, 3.2, 4.5, 4.6, 4.7, 4.12 Приложения N 1 в части включения в Реестр муниципальной собственности площадей встроенно-пристроенных нежилых помещений, об исключении из оспариваемого Постановления площадей встроенно-пристроенных помещений по п. п. 3.2, 4.5, 4.6, 4.7 Приложения N 1 к оспариваемому Постановлению.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Комитет по управлению городским имуществом г. Ульяновска, Комитет по управлению государственным имуществом Ульяновской области, Управление Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области, МУП "Теплосервис".
До принятия решения по делу заявитель изменил предмет заявления, исключив ранее заявленное требование об исключении из оспариваемого Постановления площадей встроенно-пристроенных помещений по п. п. 3.2, 4.5, 4.6, 4.7 Приложения N 1 к оспариваемому Постановлению, а также заявленными требованиями по п. 1.18 Приложения N 1 со встроенными помещениями 2324,33 кв. м считать по п. 1.19 Приложения N 1 со встроенными помещениями 2324,33 кв. м; по п. 3 резолютивной части рассматриваемого заявления признать недействительным п. 4.12 Приложения N 1 оспариваемого Постановления в части включения в Реестр муниципальной собственности встроенно-пристроенных помещений площадью 1704,6 кв. м из площади подвала 1876,5 кв. м; по п. 4 резолютивной части рассматриваемого заявления признать недействительным Приложение N 1 к оспариваемому помещению в части включения в реестр муниципальной собственности по п. 3.2 площади встроенно-пристроенных помещений 142,99 кв. м в общую площадь 3743,13 кв. м по пр. Нариманова,47/1; по п. 4.5 в части включения в реестр муниципальной собственности площади встроенно-пристроенных помещений 16,53 кв. м в общую площадь 13288,15 кв. м по пр. Ленинского Комсомола,9; по п. 4.6 в части включения в Реестр муниципальной собственности площади встроенно-пристроенных помещений 16,48 кв. м в общую площадь 23573,5 кв. м по пр. Ленинского Комсомола,14; по п. 4.7 в части включения в Реестр муниципальной собственности площади встроенно-пристроенных помещений 28,52 кв. м в общую площадь 10858,79 кв. м по пр. Ленинского Комсомола,24.
Изменение предмета требования принято судом.
Решением от 29.03.2005 суд принял частичный отказ от заявленных требований.
Требование о признании частично недействительным Постановления Главы г. Ульяновска N 02 от 12.01.2005 по п. п. 1.6, 1.8, 1.11, 1.18, 1.19, 1.20, 1.28, 2.1, 2.6, 3.1, 3.2, 4.5, 4.6, 4.7, 4.12 Приложения N 1 в части включения в Реестр муниципальной собственности площадей встроенно-пристроенных нежилых помещений оставил без удовлетворения. В остальной части производство по заявлению прекратил в связи с изменением предмета требований и отказал от части заявленных требований.
В апелляционном порядке законность и обоснованность указанного решения не проверялись.
В кассационной жалобе заявитель просит принятый судебный акт отменить как не соответствующий нормам материального права, заявленное требование удовлетворить.
В судебном заседании был объявлен перерыв до 10.00 05.07.2005 в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Российской Федерации N 737 от 18.09.92 Государственное предприятие Территориальное строительное объединение "Ульяновскстрой", в том числе и жилищно-коммунальная контора, а также государственное имущество, находящееся в его пользовании, были переданы в государственную собственность Ульяновской области.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Ульяновской области N 352-7 от 10.02.93 с целью приведения организационно-правовой формы жилищно-коммунальной конторы ТСО "Ульяновскстрой" в соответствии с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" было принято решение об учреждении на базе имущества упраздненной Жилищно-коммунальной конторы ТСО "Ульяновскстрой" Государственного многоотраслевого предприятия Жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы "Ульяновскстрой", являющегося правопреемником ЖКК "Ульяновскстрой".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 13.07.2004 по делу N А72-2325/04-21/12-Б ТМП ЖКХ и СС "Ульяновскстрой" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
В силу п. 5 ст. 132 ФЗ РФ "О несостоятельности (банкротстве)" заявитель направил в адрес Администрации г. Ульяновска уведомление от 03.08.2004 N 31 о передаче в муниципальную собственность с баланса заявителя жилищного фонда социального использования согласно Приложению N 1, в том числе жилые дома, указанные в оспариваемом Постановлении. Согласно протоколу собрания кредиторов заявителя N 1 от 28.09.2004 жилой фонд, находившийся на балансе заявителя, был передан в муниципальную собственность безвозмездно в связи с его убыточностью.
Постановлением Главы г. Ульяновска от 12.01.2005 N 02 было принято решение о включении в Реестр муниципальной собственности жилых домов, находившихся на балансе заявителя, согласно Приложению N 1 к Постановлению, в который помимо жилой площади включена по оспариваемым пунктам площадь нежилых, в том числе встроенно-пристроенных, помещений.
Заявитель считает, что в оспариваемой части Постановление Главы г. Ульяновска от 12.01.2005 N 02 является незаконным, поскольку включенные в Реестр муниципальной собственности наряду с жилыми помещениями встроено-пристроенные нежилые помещения являются объектами собственности Ульяновской области, переданы заявителю на праве хозяйственного ведения и включены в соответствии со ст. 131 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в конкурсную массу. Данные объекты не являются убыточными, сдавались в аренду различным предприятиям для размещения объектов социально-бытового назначения и приносили прибыль в виде арендной платы. Порядок передачи указанных объектов, относящихся к собственности области, в муниципальную собственность Администрацией г. Ульяновска не соблюден. В связи с банкротством заявителя собственник, то есть Администрация Ульяновской области, утратил свое на право на спорные объекты, и они являются имуществом заявителя и должны использоваться для расчетов с кредиторами.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что из представленных доказательств, в том числе договоров аренды нежилых, в том числе встроенно-пристроенных, помещений в указанных жилых домах, усматривается, что они в течение длительного времени использовались под объекты социально-культурного и бытового назначения.
Согласно п. 1 Приложения 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", с изменениями и дополнениями, к объектам муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
Согласно п. 2 указанного Постановления Верховного Совета РФ N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Документов, подтверждающих передачу заявителю спорных объектов надлежащим собственником - муниципальным образованием г. Ульяновск, не представлено, спорные объекты органом местного самоуправления - Администрацией г. Ульяновска - в хозяйственное ведение либо на ином вещном праве заявителю не передавались, и согласия на такую передачу от органа местного самоуправления не было.
В связи с чем суд признал обоснованными доводы Администрации г. Ульяновска и Комитета по управлению городским имуществом г. Ульяновска о том, что спорные объекты - встроенно-пристроенные нежилые помещения в переданных жилых домах - являются объектами муниципальной собственности в силу закона независимо от того, на чьем балансе они находились. Включение данных объектов в Реестр муниципальной собственности наряду с переданными заявителем жилыми помещениями в жилых домах, находившихся на его балансе, по мнению суда, является правомерным и обоснованным.
Выводы суда коллегия считает ошибочными, имеет место неправильное применение судом норм материального права.
Законодательство РФ, существовавшее до введения в действие Гражданского кодекса Российской Федерации (до 01.01.95), определяло для государственных и муниципальных предприятий объем прав по управлению имуществом как право полного хозяйственного ведения. В действующем Гражданском кодексе Российской Федерации по этому вопросу используется формулировка "право хозяйственного ведения". К государственным предприятиям, созданным ранее на полном хозяйственном ведении, до их реорганизации применяются нормы действующего законодательства и, в частности, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие деятельность унитарных предприятий.
Вышеназванным распоряжением N 352-7 от 10.02.93 Комитет по управлению имуществом Ульяновской области наделил ГМП ЖКХ и СС "Ульяновскстрой" уставным фондом 7441 тыс. руб.
Имущество, закрепленное собственником за УП, формирует его уставный фонд, размер которого, источники и порядок создания отражаются в учредительном документе, каковым для УП является Устав.
Согласно Уставу ТМП ЖКХ и СС "Ульяновскстрой" предприятие обладает обособленным имуществом на праве хозяйственного ведения. Согласно п. п. 1, 3 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения возникает у предприятия с момента передачи имущества и прекращения по основаниям и в порядке, предусмотренном Кодексом.
Согласно ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации УП действуют на основе одной формы собственности.
Доказательства изъятия у Предприятия имущества в установленном порядке в материалах дела отсутствуют.
Судом не применены нормы п. 2 ст. 126 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которому с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия собственника имущества.
Приняв Постановление N 02 от 12.01.2005 в оспариваемой части, Администрация г. Ульяновск совершила действия по распоряжению имуществом должника, составляющим в соответствии со ст. 131 ФЗ конкурсную массу, что противоречит требованиям ст. 126 ФЗ.
На основании изложенного коллегия считает заявленные требования правомерными, подлежащими удовлетворению.
Поскольку судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, коллегия считает обжалуемый судебный акт подлежащим отмене.
Руководствуясь ст. ст. 287 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29.03.2005 по делу N А72-778/05-11/72 отменить.
Заявление ГМП ЖКХ и СС "Ульяновскстрой" удовлетворить.
Признать недействительным Постановление Главы г. Ульяновска N 02 от 12.01.2005 в части включения в Реестр муниципальной собственности встроенно-пристроенных помещений, указанных в Приложении N 1, а именно:
п. 1.1 - площадью 123,7 кв. м;
п. 1.8 - площадью 378,89 кв. м;
п. 1.11 - площадью 563,36 кв. м;
п. 1.18 - площадью 80,29 кв. м;
п. 1.20 - площадью 123,44 кв. м;
п. 1.28 - площадью 250,7 кв. м;
п. 2.1 - площадью 543 кв. м и площадью 1034 кв. м;
п. 2.6 - площадью 2551 кв. м;
п. 3.1 - площадью 112,8 кв. м;
п. 4.12 - площадью 1876,5 кв. м;
п. 3.2 - площадью 142,99 кв. м;
п. 4.5 - площадью 16,53 кв. м;
п. 4.6 - площадью 16,48 кв. м;
п. 4.7 - площадью 28,52 кв. м.
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 05.07.2005 n А72-5379/04-17/19-Б Дело по иску о включении в первую очередь реестра требований кредиторов суммы капитализированных платежей передано на новое рассмотрение для проверки обоснованности расчета размера капитализированных платежей и правомерности применения Методики расчета размера капитализируемых платежей.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также