ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 30.06.2005 n А57-19649/2004-22 Дело по заявлению о признании недействительным решения налогового органа об отказе в возмещении НДС по экспортным сделкам передано на новое рассмотрение для проверки доводов налогового органа о несовпадении приобретенного и экспортируемого за границу товара.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 30 июня 2005 года Дело N А57-19649/2004-22

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области, г. Саратов,
на решение от 28.01.2005 Арбитражного суда Саратовской области и Постановление апелляционной инстанции от 04.04.2005 того же суда по делу N А57-19649/2004-22
по заявлению Открытого акционерного общества "Калининский завод резиновых изделий", г. Калининск Саратовской области, к Управлению Министерства РФ по налогам и сборам по Саратовской области о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Калининский завод резиновых изделий" (далее - ОАО "Криз") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Министерства РФ по налогам и сборам по Саратовской области N 88 от 19.08.2004 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 6815070 руб. за апрель 2004 г.
Решением от 28.01.2005 арбитражный суд удовлетворил заявленные исковые требования.
Постановлением апелляционной инстанции от 04.04.2005 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, указывая, что истец не полностью представил документы, подтверждающие правомерность применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость, предусмотренные ст. 165 Налогового кодекса РФ, а представленные документы из-за своей противоречивости не подтверждают обоснованность применения Обществом налоговой ставки 0 процентов по реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта по контракту в размере 47849002 руб. и налоговых вычетов в сумме 6815070 руб.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, считает, что решение и Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Саратовской области подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Представление налогоплательщиком налоговому органу документов, предусмотренных ст. 165 Налогового кодекса РФ, является необходимым условием для подтверждения обоснованности применения им налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при экспортных операциях.
По смыслу указанной статьи, эти документы должны быть достоверными, составлять единый комплект, относящийся к определенной экспортной операции, и не иметь противоречий в содержащихся в них сведениях, которые исключают идентификацию полученного налогоплательщиком и впоследствии поставленного им на экспорт товара.
Руководствуясь ст. 88, абзацами 2 и 3 п. 4 ст. 176 Налогового кодекса РФ, Налоговая инспекция в течение трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, производит камеральную налоговую проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов, в рамках которой вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налога, и (или) получить соответствующие сведения иным законным способом (например, в иных налоговых органах, банках, таможенных органах).
Поскольку возмещение налогоплательщику уплаченного им поставщикам налога на добавленную стоимость производится в размере положительной разницы между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения (п. 3 ст. 173 Кодекса), налоговый орган вправе отказать в возмещении налога на сумму вычетов, не подтвержденных надлежащими документами.
Следовательно, не может быть признан правильным вывод судов о том, что наличие у налогоплательщика документов, указанных в ст. 165 Кодекса (без проверки Налоговой инспекцией их достоверности, комплектности, непротиворечивости), является достаточным для подтверждения права на применение ставки 0 процентов по экспортной операции и возмещения налога на добавленную стоимость.
Как видно из материалов дела, ОАО "Криз" предъявлен к возмещению налог на добавленную стоимость по счету-фактуре ЗАО "ПФК Дилар" N 117 от 06.02.2004 на сумму 6815070 руб., согласно которому в бухгалтерском учете товары должны быть приняты на учет в феврале 2004 г. Однако в нарушение ст. 172 Налогового кодекса РФ реализация товара на экспорт осуществлена в январе 2004 г. (по ВГТД N 10317001/230104/0000591 выпуск на экспорт разрешен 29.01.2004; по N 10317001/290104/0000763 выпуск на экспорт разрешен 30.01.2004), то есть на момент отгрузки товар не был принят на учет.
По результатам встречной проверки ЗАО "ПФК Дилар" было установлено, что реализация лома и отходов черных металлов произведена в феврале 2004 г. и в этом же месяце отражена в учете.
Отгрузка металлолома осуществлялась по контракту от 02.12.2003 N 756/00187524/10233, заключенному ОАО "Втормет" с фирмой CENTRAMET S.A. (Швейцарская Конфедерация), на поставку лома и отходов черных металлов видов 2А, ЗА по ГОСТ 2787-75 на общую сумму 22320000 долларов США в количестве 171692,308 мт. В данном контракте и дополнительном соглашении от 14.01.2004 не указано конкретное количество и сумма, относящаяся к ОАО "Криз".
При проверке поступления денежных средств в ОАО "Промышленно-строительный банк" было установлено, что в Банке имеется паспорт сделки N 1/29288074/0000000075 от 24.12.2003 по указанному контракту с учетом дополнительного соглашения N 10233/10 от 27.05.2004. Данное соглашение, имеющее существенное значение для налоговых органов, как неотъемлемая часть контракта, не представлено в пакете документов, как того требует п/п. 1 п. 1 ст. 165 Налогового кодекса РФ.
В соответствии со ст. 138 Таможенного кодекса РФ вывоз товара осуществляется по периодическим временным таможенным декларациям с последующим оформлением полной ГТД.
При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта судами через морские порты для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации представляются следующие документы:
- копия получения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой "Погрузка разрешена" пограничной таможни Российской Федерации;
- копия коносамента на перевозку экспортируемого товара.
При исследовании указанных документов судебные инстанции не дали надлежащей оценки имеющимся в них противоречиям.
В контракте N 756/00187524/10233 от 02.12.2003 согласована поставка лома и отходов черных металлов видов 2А и ЗА.
Фактически осуществлен вывоз лома и отходов черных металлов вида 5А и ЗА согласно поручению N 355 и N 34. Данное обстоятельство не позволяет идентифицировать, во исполнение какого контракта осуществлен экспорт лома черных металлов.
Количество металлолома по представленной ВПД N 10317001/230104/0000591 (9881557 кг) не соответствует коносаменту (6450000 кг) и поручению на отгрузку (6450000 кг).
Согласно актам приема-передачи N 1 и N 2 к договору 1401/2004 от 06.02.2004 между ОАО "Криз" и РОАО "Втормет" (г. Батайск) товарно-материальные ценности приняты в количестве 12900 т. В свою очередь, ОАО "Криз" приобрело товар у ЗАО "ПКФ "Дилар" (г. Москва) в количестве 12900 т. согласно акту N 1л от 06.02.2004. Документы, подтверждающие доставку товара от поставщика в адрес ОАО "Криз" и, соответственно, в адрес комиссионера, не представлены.
Оформление отгрузки на экспорт производилось Новороссийской таможней до срока приобретения и передачи лома комиссионеру. Так, датой отправления ВПД являются 23.01.2004 и 20.01.2004. В поручениях на отгрузку стоят отметки Новороссийской таможни "Погрузка разрешена" 30.01.2004 и 29.01.2004. В коносаменте имеются отметки, что товар погружен на судно в Новороссийском порту 03.02.2004 и 07.02.2004. Таким образом, возникает вопрос, каким образом товар, закупленный у московского поставщика 06.02.2004, мог оказаться в Новороссийском порту 07.02.2004 и уж тем более 03.02.2004.
По результатам проведения встречной налоговой проверки Управлением Министерства РФ по налогам и сборам по Саратовской области получен ответ из Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам N 24 по ЮАО г. Москвы с приложением документов, которые подтверждают факт отгрузки товара от поставщика ЗАО "ПФК Дилар" в адрес покупателя 06.02.2004.
Следовательно, суды фактически не проверили доводов Налоговой инспекции, связанных с несовпадением приобретенного и экспортируемого за границу товара.
Удовлетворяя заявленные требования, суды не учли, что перечисленные в ст. 165 Налогового кодекса РФ документы являются взаимодополняющими и образуют единый комплект для каждой экспортно-импортной операции, облагаемой по ставке 0 процентов, а возмещению на основании отдельной налоговой декларации в силу п. 4 ст. 176 Налогового кодекса РФ подлежат суммы налоговых вычетов, уплаченные для осуществления именно этих операций.
Одним из существенных обстоятельств, послуживших основанием для направления дела на новое рассмотрение, является и то, что в Арбитражном суде Саратовской области принято к производству судебное дело N А57-5310/2005-22 между теми же сторонами и по тому же предмету о возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 6815070 руб. по счету-фактуре N 117 от 06.02.2004, где грузополучателем значится не ОАО "Калининский завод резиновых изделий", а порт Новороссийск.
Из представленных доказательств в кассационную инстанцию усматривается, что по одному и тому же спору имеются два разных счета-фактуры. Поэтому при повторном рассмотрении дела указанные дела необходимо объединить в одно производство и рассмотреть в полном объеме с учетом всестороннего исследования всех обстоятельств, отраженных в Постановлении кассационной инстанции, в соответствии с судебной практикой в целях единообразного применения норм права.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287 и ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.01.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 04.04.2005 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-19649/2004-22 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Саратовской области в ином судебном составе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 30.06.2005 n А57-1565/05-35 По ходатайству заявителя арбитражный суд может принять обеспечительные меры в виде запрета налоговому органу совершать действия, направленные на бесспорное взыскание сумм налога и пени.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также