ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 27.01.2006 n А49-5207/2005-347А/22 Обязанность по зачету или возврату излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложена на налоговые органы.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 27 января 2006 года Дело N А49-5207/2005-347А/22

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Пензенской области, г. Каменка,
на решение от 08.09.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 26.10.2005 Арбитражного суда Пензенской области по делу N А49-5207/2005-347А/22
по заявлению Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации в лице Каменского ОСБ N 4285 о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Пензенской области, г. Каменка, от 12.07.2005 N 08-06/2-8694,
с участием третьего лица - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Каменка и Каменскому району Пензенской области, г. Каменка,
УСТАНОВИЛ:
Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации в лице Каменского ОСБ N 4285 (далее - Банк) обратился в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением (с уточнением требований) о признании незаконным отказа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Пензенской области (далее - Налоговая инспекция) по возврату излишне уплаченных 223224 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязании Инспекции произвести возврат страховых взносов в указанной сумме и уплатить проценты в сумме 3895 руб. 72 коп.
Решением суда первой инстанции от 08.09.2005 требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 26.10.2005 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить указанные судебные акты, мотивируя неправильным применением судом норм материального права, полагая, что возврат излишне уплаченных страховых взносов должен осуществляться Пенсионным фондом Российской Федерации, а не налоговым органом.
В отзыве на кассационную жалобу банк просит оставить без изменения судебные акты как соответствующие законодательству, при этом также указывает на то, что в соответствии с Приложением N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.96 N 115-ФЗ (в редакции от 23.12.2004 N 174-ФЗ) "О бюджетной классификации в Российской Федерации" к администраторам поступлений средств в бюджеты Российской Федерации, в том числе по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, отнесена Федеральная налоговая служба России. Обязанность по возврату излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложена на налоговые органы, что подтверждается и письмом Министерства финансов Российской Федерации от 21.07.2005 N 02-05-03/2221.
В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции 25.01.2006 объявлен перерыв до 12 час. 15 мин. 27.01.2006.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Рассматривая дело, судами установлено, материалами дела подтверждается и Инспекцией не оспаривается, что Каменским ОСБ N 4285 Сбербанка России излишне перечислены страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 223224 руб. По заявлению Банка от 16.06.2005 о возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 223224 руб. Инспекцией был дан отказ письмом от 12.07.2005 N 08-06/2-8694 на том основании, что налоговые органы производят возврат лишь излишне уплаченных налогов, и в установленный ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации месячный срок сумма излишне уплаченных страховых взносов Банку не возвращена.
Принимая решение и Постановление об удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что обязанность по возврату или зачету излишне уплаченных страховых взносов возложена на налоговые органы.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
При этом контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов (п. 1 ст. 25 Федерального закона N 167-ФЗ).
Согласно ст. 9 Федерального закона от 09.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января 2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации. Суммы излишне уплаченных страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды по состоянию на 1 января 2001 г. подлежат зачету в счет уплаты единого социального налога (взноса) или возврату в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
------------------------------------------------------------------

Вероятно, имелся в виду Федеральный закон N 118-ФЗ от 05.08.2000.
------------------------------------------------------------------
В соответствии с п. п. 7, 9 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
В пункте 13 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в указанной статье, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Кроме того, полномочия налоговых органов по осуществлению зачета (возврата) платежей, а также по представлению копий электронных расчетных документов и исполненных органами федерального казначейства заключений налоговых органов на зачет (возврат) по форме, установленной МНС России, в части платежей, относящихся к Пенсионному фонду Российской Федерации, прямо предусмотрены во второй главе "Обязанности органов МНС России" Соглашения по информационному взаимодействию между Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Пенсионным фондом Российской Федерации от 02.12.2003.
Таким образом, ошибочным является утверждение налогового органа об отсутствии у него права по осуществлению возврата либо зачета излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов, основанных на материалах дела и правильном применении норм материального и процессуального права.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.09.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 26.10.2005 Арбитражного суда Пензенской области по делу N А49-5207/2005-347А/22 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 27.01.2006 n А06-1591У/4-13/05 В удовлетворении заявления о взыскании штрафа за непредставление в налоговый орган информации об открытии счета в банке отказано, т.к. представленный в дело договор банковского счета между ответчиком и банком признан незаключенным, а представленные заявителем сообщения банка об открытии счета обоснованно не приняты в качестве доказательств, поскольку обстоятельства, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также