ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 23.06.2005 n А55-15123/2004-11 Решение налогового органа о доначислении акцизов признано незаконным, т.к. налоговый орган не обосновал свои требования ссылкой на закон, лишающий налогоплательщика при указанных обстоятельствах права на налоговые вычеты или на возмещение излишне уплаченного акциза.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 23 июня 2005 года Дело N А55-15123/2004-11

(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Самарская региональная компания по реализации газа" (далее - ООО "Самарарегионгаз) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области от 8 октября 2004 г. N 10-42/1110 о привлечении к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 5468407 руб., предложении уплатить акциз на природный газ в сумме 26917634 руб., пени в сумме 1969962 руб.; а также о признании незаконными требования N 707 от 8 октября 2004 г. об уплате налога в сумме 26917634 руб. и пени в сумме 1969962 руб., требования N 159 от 8 октября 2004 г. об уплате налоговой санкции в сумме 5468407 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15 декабря 2004 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционной инстанции от 18 марта 2005 г. решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области (правопреемник Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области) обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм Налогового кодекса.
Заявитель кассационной жалобы считает, что нормами Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающими порядок определения налоговой базы для исчисления акциза на природный газ, не предусмотрено, что плата за снабженческо-сбытовые услуги не включается в налоговую базу. Налоговые вычеты сумм акциза, исчисленного с авансовых платежей в 2003 г., по природному газу, добытому и отгруженному в 2004 г., не производятся.
В соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с п. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области в отношении ООО "Самарарегионгаз" была проведена выездная налоговая проверка по вопросу правильности исчисления и уплаты акциза на природный газ за период с 1 января 2003 г. по 30 апреля 2004 г.
По результатам данной проверки составлен акт N 1462 от 13 сентября 2004 г. и вынесено решение от 8 октября 2004 г. N 10-42/1110 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату акциза в виде штрафа в размере 20% на сумму 5468407 руб., пени в сумме 1969962 руб.
По мнению налогового органа, правонарушение выражено в том, что плата за снабженческо-сбытовые услуги является объектом налогообложения, налогоплательщик не имеет право уменьшать налоговую базу 2003 г. в части авансовых платежей, полученных в счет предстоящих поставок природного газа, добытого и отгруженного в 2004 г., так как указанные авансовые платежи в соответствии со ст. 189 Налогового кодекса Российской Федерации включаются в налогооблагаемую базу.
Указанные обстоятельства, по мнению Инспекции, привели к неуплате акциза в сумме 28887597 руб., в том числе за газ в сумме 17681347 руб.; по основанию "плата за снабженческо-сбытовые услуги" в сумме 9236287 руб.
Налогоплательщику налоговым органом были направлены требования N 707 от 8 октября 2004 г., N 159 от 8 октября 2004 г. об уплате доначисленных сумм акциза.
При удовлетворении заявленных требований налогоплательщика судебные инстанции исходили из того, что в расчет платы за снабженческо-сбытовые услуги суммы акциза не включаются, переплата налога в предыдущем периоде не образует состав налогового правонарушения.
В соответствии со ст. 188 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база при реализации (передаче) природного газа на внутреннем рынке определяется как стоимость реализованного (переданного) транспортируемого природного газа, исчисленная исходя из применяемых цен, но не ниже установленных, при государственном регулировании с учетом представленных в установленном порядке скидок, за вычетом налога на добавленную стоимость.
В силу Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2002 г. N 328), цена на снабженческо-сбытовые услуги, определяемая данными актами, формируется как плата, оказываемая конечным потребителям поставщиками газа, принимаемая сверх регулируемой оптовой цены на газ, то есть не является стоимостью реализованного природного газа.
Следовательно, объектом налогообложения является стоимость реализованного природного газа, а не услуги по его транспортировке.
Согласно п. 1 ст. 189 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база, определенная в соответствии со ст. ст. 187 - 188 настоящего Кодекса, увеличивается на суммы, полученные за реализованные подакцизные товары в виде финансовой помощи, авансовых или иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров, дата реализации которых определяется в соответствии с п. 1 ст. 195 настоящего Кодекса, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов, в виде процента (дисконта) по векселям, процента по товарному кредиту либо иначе связанные с оплатой реализованных подакцизных товаров.
Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", вступившим в силу с 1 января 2004 г., внесены изменения в ст. 181 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми с 1 января 2004 г. операции с природным газом исключены из объекта обложения акцизом.
Статьей 8 указанного Закона установлено, что по подакцизному минеральному сырью, добытому до дня вступления в силу указанного Закона (до 1 января 2004 г.), акциз исчисляется и уплачивается в федеральный бюджет в соответствии с законодательством, действовавшим до даты вступления в силу Закона.
В соответствии с п. 2 ст. 195 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей главы дата реализации (передачи) подакцизных товаров определяется как день отгрузки (передачи) соответствующих подакцизных товаров.
Материалами дела подтверждается, что по сумме акциза за газ, которая была получена и перечислена в бюджет в 2003 г., реализация природного газа осуществлена потребителям в 2004 г., то есть в период, когда в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 117-ФЗ природный газ не являлся подакцизным товаром, а обороты по его реализации - объектом обложения акцизом.
Оспаривая судебные акты по делу, Налоговая инспекция не обосновала свои требования ссылкой на закон, лишающий налогоплательщика в указанных обстоятельствах права на налоговые вычеты или на возмещение излишне уплаченного акциза.
Согласно п. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения, Постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, Постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы заявителя кассационной жалобы не доказывают нарушения судом норм материального права и несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛА:
решение от 15 декабря 2004 г. и Постановление апелляционной инстанции от 18 марта 2005 г. Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-15123/2004-11 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, г. Самара, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 23.06.2005 n А55-14133/04-30 Заявление о признании недействительным решения налогового органа об отказе в праве применения налоговой ставки ноль процентов при реализации товаров на экспорт удовлетворено правомерно, т.к. пакет документов, своевременно представленный истцом в налоговый орган, соответствует требованиям налогового законодательства.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также