ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 09.06.2005 n А55-20249/04-10 Законодательство о налогах и сборах не связывает право налогоплательщика на применение налогового вычета с действиями его контрагентов по сделкам по исполнению своих налоговых обязанностей, в том числе и по уплате этого налога поставщиком товара, а равно и с наличием у него информации о статусе поставщиков и их взаимоотношении с налоговыми органами.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 9 июня 2005 года Дело N А55-20249/04-10

(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Стройснаб" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району города Самары (далее - Инспекция) о признании недействительным решения Инспекции N 09-06/1237 от 16.12.2004. Общество также просило признать недействительным требование Инспекции N 6114 об уплате налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 449035 руб. и признать не подлежащим исполнению инкассовое поручение N 359 от 03.02.2005 на списание и перечисление в бюджет со счета общества 305686 руб.
Решением суда от 16.03.2005 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционном порядке решение не обжаловалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда, указывая на неправильное применение судом норм материального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, Обществом необоснованно применен налоговый вычет по полученным товарно-материальным ценностям (далее - ТМЦ) от Общества с ограниченной ответственностью "Регионторг" (далее - ООО "Регионторг"), поскольку факт поступления в бюджет суммы НДС от поставщика в ходе контрольных мероприятий не подтвержден. По адресу, указанному в счете-фактуре, данное Общество не находится.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка Общества по вопросу подтверждения суммы налоговых вычетов по НДС по внутреннему рынку за август 2004 г.
В результате проверки Инспекцией установлено неправомерное применение налоговых вычетов за указанный период, поскольку в ходе встречных проверок было установлено, что предприятие-продавец - ООО "Регионторг" - не представило в Инспекцию декларацию по НДС за 3-й квартал 2004 г., требование о предоставлении документов вернулось с отметкой об отсутствии данного общества по юридическому адресу. Поэтому, по мнению Инспекции, у Общества отсутствует право на налоговые вычеты, так как факт поступления НДС в бюджет от поставщика не подтвержден. Счета-фактуры должны содержать достоверные данные о поставщике.
По результатам проверки Инспекцией было вынесено решение N 09-06/1237 от 16.12.2004 о привлечении Общества к налоговой ответственности за неполную уплату НДС по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в размере 89807 руб. Этим же решением Обществу было предложено уплатить доначисленный НДС в размере 326982 руб., отказано в возмещении НДС в сумме 122053 руб., и начислены пени в сумме 11291,85 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования Общества, арбитражный суд исходил из отсутствия вины Общества, направленного на неуплату НДС при его исчислении по операциям, связанным с приобретением ТМЦ у ООО "Регионторг" и уплатой НДС этому Обществу.
Данные выводы судебная коллегия считает обоснованными, основанными на действующем законодательстве и подтвержденными материалами дела.
В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса, на установленные этой же статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности и иных операций, признаваемых объектами обложения налогом на добавленную стоимость, а также товаров, приобретаемых для перепродажи, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих документов
Согласно п. 1 ст. 172 Кодекса налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставляемых продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
В данном случае Обществом товар был приобретен у ООО "Регионторг" и оприходован. В составе суммы оплаты за товар был оплачен НДС. Счета-фактуры содержат достоверные данные о поставщике, что подтверждается копиями Устава ООО "Регионторг", свидетельством о постановке на налоговый учет, свидетельством о государственной регистрации.
Вины Общества в том, что ООО "Регионторг" не представило в Инспекцию декларацию по НДС в 3-м квартале 2004 г., а также в том, что письмо Инспекции о представлении документов вернулось с отметкой почты об отсутствии ООО "Регионторг" по юридическому адресу, не имеется.
Судебная коллегия считает, что законодательство о налогах и сборах не связывает право налогоплательщика на применение налогового (профессионального) вычета с действиями его контрагентов по сделкам по исполнению своих налоговых обязанностей, в том числе и по уплате этого налога поставщиком товара, а равно и с наличием у него информации о статусе поставщиков и их взаимоотношении с налоговыми органами. Такая обязанность возложена на налоговые органы ст. 32 Кодекса, которые при осуществлении налогового контроля вправе выявлять подобные нарушения и привлекать виновных к предусмотренной Кодексом ответственности.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25.07.2001 N 138-О указал, что по смыслу п. 7 ст. 3 Кодекса в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщика. В то же время недобросовестный налогоплательщик не должен пользоваться тем же режимом правовой защиты, что и добросовестный.
Признаков какой-либо недобросовестности со стороны Общества, а также наличия у него цели необоснованно применить налоговый (профессиональный) вычет из материалов дела не усматривается, налоговым органом недобросовестность Общества суду не доказано.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции оснований для отмены судебного акта не находит.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. 286, п. 1 ст. 287 и ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.03.2005 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-20249/04-10 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 09.06.2005 n А55-17221/04-22 Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также